В статье рассматриваются проблемы применения административной ответственности в строительной отрасли. Подавляющее большинство споров в сфере строительства возникает при осуществлении органами государственного строительного надзора по контролю соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил, правомерности составления предписаний, постановлений о наложении штрафов за нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов, правил при строительстве и применения строительных материалов (изделий) .
Ключевые слова: административная ответственность, объективная сторона административного правонарушения в строительной сфере.
Keywords: administrative liability, the objective side of an administrative offense in the construction industry.
Постоянные обновления действующего КоАП РФ и смежного законодательства по строительной отрасли актуализируют необходимость дополнительного изучения объективной стороны нарушения требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил при строительстве. Среди специалистов по административному праву не сформирована единая точка зрения по поводу определения признаков объективной стороны исследуемого административного правонарушения. Обозначенная проблематика, на наш взгляд, связана с квалификацией предусмотренных ст. 9.4. КоАП РФ действий в части определения объективной стороны состава обозначенного административного правонарушения. Последняя играет ключевую роль во время квалификации деяния, поскольку объединяет совокупность признаков, характеризующих общественно опасное деяние, устанавливает детерминанты, обусловившие его совершение, определяет причинную связь между совершаемыми действиями и последствиями, охватывает место, время, обстановку, способ устранения тому подобное.
Установление признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.4. КоАП РФ является обязательным в каждом производстве. В первую очередь в процессе квалификации деяния устанавливают его объективные признаки, которые классифицируют в соответствии с закрепленными в диспозиции статьи положений [5].
Важность полноценного анализа объективной стороны исследуемого административного правонарушения обусловлена прежде всего тем, что от полноты установления всех элементов зависит точность квалификации деяния, что сказывается на соблюдении требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил при строительстве [5].
Анализ объективной стороны нарушения требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил при строительстве, что предусмотрено ст. 9.4. КоАП РФ предоставляет нам возможность выделить следующие формы объективной стороны:
- Нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил, утвержденных проектных решений при строительстве, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов или сооружений, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
- Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических русловий.
- Нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
- Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 9.4. КоАП РФ, которые повлекли:
А) отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений;
Б) затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
В) повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
Г) создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
- Повторное совершение административного правонарушения в области строительства и применения строительных материалов (изделий).
В то же время изучение судебной практики свидетельствует, что при рассмотрении дел относительно нарушений требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил в процессе строительства совершают как процессуальные правонарушения, так и нарушения норм материального права на всех этапах (проведение проверки, составление протокола, вынесение постановления, обжалование постановления в суде). Распространена практика, когда должностные лица ненадлежаще выполняют возложенные на них должностные и служебные обязанности, в результате чего юридических и физических лиц незаконно привлекают к административной ответственности, например: федеральным и региональным государственным строительным надзором нарушены требования ст.ст. 29.1., 29.7., 26.1. КоАП РФ, поскольку органом (должностным лицом) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении не решен ряд вопросов, а именно:
— относится ли к его компетенции рассмотрение этого дела;
— правильно ли составлены протокол и другие материалы дела, или уведомлены лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;
— истребованы ли необходимые дополнительные материалы; во время рассмотрения дела должны заслушивать лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовать и решать ходатайство, а также есть ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный вред, есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива;
— выяснению подлежали другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в связи с чем суд принял решение об отмене постановления об административном правонарушении.
На наш взгляд, ключевая проблематика относительно нарушения требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил строительной сфере заключается в том, что в процессе исследования объективной стороны допускают ошибки, приводящие к нарушению процедуры составления протокола об административном правонарушении в части квалификации деяния и последующего вынесения незаконного постановления должностными лицами государственного строительного надзора.
Такие постановления впоследствии оспаривают, что в большинстве случаев приводит к отмене судом постановления и признанию незаконными действий субъекта властных полномочий в части вынесения постановления об административном правонарушении, предусмотренного ст. 9.4. КоАП РФ.
Литература:
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
- Лари, Т. С. Административные нарушения в сфере строительства на примере ООО «Новый Дом» / Т. С. Лари. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 233–236. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85651/