Цель исследования — сформулировать общую характеристику правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике. На основе формально-юридического анализа норм, предусмотренных главой 9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ), выделяются и описываются характерные особенности элементов составов правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике. В статье раскрывается содержание категорий «промышленность», «строительство» и «энергетика» как объектов административно-правовой охраны. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частно научных методов научного познания: всеобщий (диалектический) метод, метод анализа и синтеза, формально-юридический метод, системно-структурный, статистический, а также метод правового моделирования. По результатам проведенного исследования предложена авторская дефиниция понятия «правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике». Подчеркивается, что предложенная автором дефиниция в наиболее общем виде раскрывает признаки и правовую сущность административных правонарушений, предусмотренных главой 9 КоАП РФ.
Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, состав административного правонарушения, нарушение обязательных требований, промышленность, строительство, энергетика, КоАП РФ.
В условиях современной отечественной правовой действительности, в числе основных направлений деятельности государства, особую роль приобретает предупреждение административных правонарушений, как наиболее распространенных форм противоправной деятельности.
Так, роль государства в правовом регулировании правоотношений в сфере промышленности, строительства и энергетики не снижается вследствие наметившейся тенденции роста числа правонарушений, предусмотренных гл. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Приведенное утверждение подтверждается статистическими данными Судебного Департамента при Верховном Суде РФ. Так, за 12 месяцев 2020 года судами общей юрисдикции всего было рассмотрено 6790 дел о правонарушениях, предусмотренных гл. 9 КоАП РФ. При этом по ст. 9.1 КоАП РФ было подвергнуто наказанию 1865 лиц, по ст. 9.2–31, по ст. 9.3–5, по ч. 2 и ч. 3 ст. 9.4–52, по ст. 9.6, 9.9, 9.11, ст. 9.13–1262, 9.16, 9.17, 9.18–437, по, по ч. 2 ст. 9.21–840, по ст. 9.23–4 [4].
Как справедливо отмечает С. Н. Керамова, «основная цель государственной правовой политики заключается в раскрытии юридической природы административных правонарушений, их соотношения с прочими сферами регулирования права, а также формировании общей характеристики составов административных правонарушений» [5, с. 39].
В действующем законодательстве все административные правонарушения выражены посредством описания объективных и субъективных элементов, характеризующих их правовую сущность. Совокупность подобных объективных и субъективных элементов в отечественной административно-правовой доктрине именуется юридический состав административного правонарушения.
Состав административного правонарушения представляет собой комплекс признаков, позволяющих квалифицировать их как правонарушение. В качестве единственного основания для наступления административной ответственности выступает наличие состава административного правонарушения.
Приведенные обстоятельства позволяют заключить, что в совокупности признаки административного правонарушения составляют элементы состава административного правонарушения. К их числу можно отнести: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объект административного правонарушения — это охраняемые и регулируемые нормами административного права общественные отношения.
Применительно к объекту настоящего исследования, представляется важным отметить, что в качестве объектов правонарушений, предусмотренных гл. 9 КоАП РФ выступают охраняемые и регулируемые нормами гл. 9 КоАП РФ общественные отношения, возникающие в сфере промышленности, строительства и энергетики.
Таким образом, правонарушения, предусмотренные гл. 9 КоАП РФ в зависимости от объекта административно-правовой охраны, может быть условно могут быть поделены на три группы:
- Административные правонарушения, посягающие на общественные отношения, возникающие в сфере промышленности (ст. 9.1- ст. 9.3 КоАП РФ);
- Административные правонарушения, посягающие на общественные отношения, возникающие в сфере строительства (ст. 9.4 — ст. 9.5.2 КоАП РФ);
- Административные правонарушения, посягающие на общественные отношения, возникающие в сфере энергетики (ст. 9.6 — ст. 9.24 КоАП РФ).
Объективная сторона административного правонарушения — это комплекс признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения включает в себя такие признаки, как: противоправность и вредные последствия.
По конструкции объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные гл. 9 КоАП РФ подразделяются на формальные и материальные составы правонарушений.
Формальными видами административных правонарушений считаются правонарушения, объективную сторону которых образуют исключительно противоправное действие или бездействие независимо от наступления вредных последствий.
Применительно к объекту настоящего исследования, представляется важным отметить, что большинство административных правонарушений, совершаемых в сфере промышленности, строительства и энергетики, предусмотренных гл. 9 КоАП РФ по конструкции объективной стороны являются формальными, так как административная ответственность за их совершение наступает независимо от того наступили или не наступили вследствие их совершения вредные последствия.
Материальными правонарушениями являются правонарушения, в которых помимо противоправного деяния играют роль и наступившие последствия в формировании объективной стороны правонарушения.
К числу материальных составов административных правонарушений, предусмотренных рассматриваемой главой, относятся: ч. 2 ст. 9.1.1. КоАП РФ, ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, ст. 9.8 КоАП РФ, ст. 9.18 КоАП РФ, ч. 5 ст. 9.23 КоАП РФ.
Субъект административного правонарушения — это физическое или юридическое лицо. Представляется важным отметить, что к физическим лицам будет применена административная ответственность только в том случае, если они на момент совершения противоправного деяния достигли 16-летнего возраста.
Проведенный формально-юридический анализ составов административных правонарушений, предусмотренных главой 9 КоАП РФ, позволил прийти к выводу, что субъектами анализируемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, а в отдельных случаях, также индивидуальные предприниматели.
В целях разъяснения отдельных вопросов применения главы 9 КоАП РФ «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» в части, касающейся субъектов правонарушений, было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Постановление) [2].
Субъективная сторона административного правонарушения выражается в психическом отношении субъекта, т. е. физического лица к совершаемому им правонарушению, а также к наступившим вследствие его совершения вредным последствиям. К числу основных признаков субъективной стороны в юридической науке относят вину субъекта. Административные правонарушения совершаются с умышленной и неосторожной формой вины.
С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные гл. 9 КоАП РФ совершаются как умышленно, так и по неосторожности.
При формировании общей характеристики правонарушений, объединенных гл. 9 КоАП РФ представляется необходимым раскрыть содержание категорий, описывающих сущность объектов, на которые вследствие совершения административных правонарушений осуществляется посягательство.
В наименовании главы 9 КоАП РФ употребляются три самостоятельные категории, характеризующие объект предусмотренных в ней посягательств — промышленность, строительство и энергетика. Для формирования целостного представления относительно общей правовой характеристики правонарушений, предусмотренных анализируемой главой, представляется необходимым раскрыть содержание вышеназванных категорий.
Легальная дефиниция понятия промышленность приводится в п. 2 ст. 3 ФЗ от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»: «промышленное производство (промышленность) — определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений» [3].
Далее проанализируем содержание категории «строительство».
Как справедливо отмечает М. Ю. Котина, «строительство представляет собой стадию хозяйственной деятельности, на которой определяется комплекс взаимоотношений и характер взаимного влияния нового (или измененного) антропогенного объекта и окружающей природной среды друг на друга. С учетом приведенных обстоятельств, большое прикладное значение имеет детальное правовое регулирование всех этапов процесса от подготовки градостроительного плана земельного участка до успешного ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию» [6].
Примечательно, что в традиционном обыденном толковании строительство рассматривается исключительно в качестве процесса создания нового объекта, который ранее не существовал.
Аналогичного подхода в толковании понятия «строительство» придерживался законодатель в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ), определяя строительство как «создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)» [1].
Далее перейдем к рассмотрению категории «энергетика». Легальная дефиниция понятия «энергетика» приводится в Межгосударственном стандарте Энергетика и электрификация от 01.01.1986 № 19431–84 Группа Е00: «Энергетика — область народного хозяйства, науки и техники, охватывающая энергетические ресурсы, производство, передачу, преобразование, аккумулирование, распределение и потребление энергии различных видов» [7].
Таким образом, все вышеперечисленные категории охватывают самостоятельные сферы деятельности и регулируются различными нормативно-правовыми актами.
Учитывая специфический, комплексный характер правоотношений, возникающих в сфере промышленности, строительства и энергетики, следует подчеркнуть, что механизм правового регулирования института административной ответственности за правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике носит бланкетный характер.
Приведенные обстоятельства, неизбежно вызывают определенные сложности в правоприменительной практике, поскольку при квалификации правонарушений, предусмотренных гл. 9 КоАП РФ, возникает необходимость обращения к различным нормативно-правовым актам, в которых раскрываются специфические признаки, характеризующие содержание деятельности в сфере промышленности, строительства и энергетики.
По результатам проведенного исследования общей характеристики правонарушений, предусмотренных гл. 9 КоАП РФ, представляется возможным сформулировать авторскую дефиницию понятия «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике», изложив ее в следующей редакции:
«Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике — это предусмотренные главой 9 КоАП РФ противоправные деяния, выражающиеся в нарушении установленных в Российской Федерации правовых норм, обеспечивающих нормальный порядок функционирования сферы промышленности, строительства и энергетики, и причиняющие им вред или создающие угрозу его причинения».
Литература:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I). Ст. 16.
- «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 (ред. от 04.03.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
- «О промышленной политике в Российской Федерации»: Федеральный закон от 31 декабря 2014г. № 488-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // Российская газета. 2015. 12 января.
- Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2020г. [Электронный ресурс] // Судебный Департамент при Верховном Суде РФ: сайт. — URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (дата обращения: 27.09.2021).
- Керамова, С. Н. Проблемы правового регулирования назначения отдельных видов административных наказаний / С. Н. Керамова // Вестник Дагестанского государственного университета. 2017. № 1. С. 36–42.
- Котина, М. Ю. Понятие «строительство» в широком и узком смыслах: правовой аспект / М. Ю. Котина // Предпринимательство и право. 2017. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=868 (дата обращения: 01.10.2021).
- Межгосударственный стандарт. Энергетика и электрификация от 01 января 1986г. ГОСТ 19431–84. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200005816 (дата обращения: 11.10.2021).