Вопросы внедрения программно-целевого подхода бюджетирования в Туркменистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 13.05.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Айназаров, Нурягды. Вопросы внедрения программно-целевого подхода бюджетирования в Туркменистане / Нурягды Айназаров, Гульнабат Сахеттаганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102604/ (дата обращения: 16.12.2024).



Бюджетная политика в качестве важной составляющей государственной финансовой политики выступает действенным фактором в обеспечении уверенного социально-экономического роста страны. Качество и базовые параметры и индикаторы основного финансового документа государства во многом определяют уровень социальной защиты населения, инвестиционный потенциал и степень частнопредпринимательской активности в стране.

Государственная бюджетная политика — совокупность мер по налаживанию бюджетного взаимодействия для необходимого финансового обеспечения исполнения государственных функций. Кроме того, можно сформулировать и другое определение бюджетной политики: бюджетная политика — это целенаправленная деятельность государства по формированию основных задач и цифровых параметров бюджетных доходов и расходов [1, с. 37].

«Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальной программой социально-экономического развития Туркменистана в 2022–2052 гг.» намечены стратегические векторы бюджетно-налоговой политики нашей страны. Отмечается, в частности, что «государственная бюджетно-налоговая политика государства на предстоящие 30 лет будет нацелена на обеспечение устойчивости бюджетной системы, дальнейшее поддержание традиционно высокой доли социальной сферы в структуре бюджетных расходов на фоне стабильно оптимальной ставки налогового бремени» [2, с. 65].

Эффективность государственной бюджетной политики во многом определяется совершенством инструментов бюджетного планирования. Одновременно, в стране действуют десятки отраслевых и региональных программ, планов, концепций развития, успешная реализация которых зависит прежде всего от уровня их финансирования. В данном контексте освоение и внедрение в нашей стране наиболее прогрессивных и продуктивных методов бюджетного финансирования на современном этапе государственного развития становится велением времени и важным критерием позитивного социально-экономического роста.

В рамках осуществляемых под руководством уважаемого Президента Туркменистана комплексных мер по совершенствованию бюджетной деятельности важная роль отводится последовательной оптимизации механизмов бюджетного финансирования. Обратимся, в частности, к «Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальной программе социально-экономического развития Туркменистана в 2022–2052 гг.»: эффективная реализация намеченных ею грандиозных целей и задач долгосрочного развития предусматривает широкое использование программно-целевого метода в бюджетировании различных отраслей и сегментов национальной экономики [2, с. 65].

Также «Программой Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны в 2022–2028 гг.» в числе приоритетов устойчивого экономического развития на период 2022–2028 гг. намечено «активное внедрение высокоэффективного целевого бюджетирования» [3].

Кроме того, специальным Постановлением Президента Туркменистана за № 229 от 26 августа 2022 года были утверждены «Состав государственной комиссии по совершенствованию бюджетной деятельности в стране» и «План мероприятий по реформированию бюджетной системы в Туркменистане на период 2022–2028 гг.» [4].

В главу 6 «Плана мероприятий по реформированию бюджетной системы в Туркменистане на период 2022–2028 гг.» включены меры по «разработке и исполнению на основе целевого метода пилотного проекта государственного бюджета Туркменистана на плановый период 2025–2027 гг.». [4].

Правовые основы программно-целевого метода бюджетирования изложены в Бюджетном кодексе Туркменистана. Часть вторая статьи 29 Кодекса гласит: «Бюджетная классификация Туркменистана и план счетов соответствуют задачам среднесрочного планирования бюджета, программно-целевого метода бюджетирования и поддержки операций Единого казначейского счёта, а также национальным стандартам бухгалтерского учёта и финансовой отчётности» [5].

Главным преимуществом программно-целевого метода бюджетирования следует указать высокий уровень конкретики и достоверности показателей, позволяющий определить степень эффективности расходной части бюджета, а также возможность строгого контроля посредством программных инструментов за использованием указанных расходов [6, с. 75].

Государственная программа является основным инструментом программно-целевого бюджетирования. В широком смысле, программно-целевой метод представляет собой парадигму управления экономического и социального развития территорий, отраслей и предприятий посредством разработки и реализации программных документов. Схематично её можно отобразить в виде логической последовательности — «Цель — пути достижения цели — инструменты реализации цели — средства достижения цели».

Программно-целевой метод бюджетирования определяет формы и способы разработки целевых программ, а также последовательность реализации программных мер во времени и пространстве.

Программно-целевой метод бюджетного планирования по своей сути представляет собой алгоритм распределения средств на основе системного планирования для успешной реализации государственных программ, утверждённых в установленном порядке.

Планирование бюджетных расходов на основе программно-целевого метода способствует успешной реализации стратегических целей развития, налаживанию эффективного контроля их достижения, детальному регулированию деятельности всех участников данного процесса.

Впервые в мировой практике программно-целевой метод бюджетного планирования начал применять в 60-х годах ХХ века.

Позитивный опыт, накопленный странами с развитой бюджетной системой (США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Швеция) показывает, что широкое применение программно-целевого метода бюджетирования зримо повышает показатели эффективности использования бюджетных средств.

США входит в число стран, накопивших солидный опыт применения программно-целевого метода бюджетирования.

В настоящее время бюджет США составляется по 15 целевым задачам, по каждой из которых определяются конкретные статьи расходов. В свою очередь, статьи расходов распределяются по программам. Характерной особенностью программного бюджетирования США является то, что программный бюджет на конкретный год не оформляется в виде соответствующего закона. Ежегодный документ о распределении бюджетных средств в США принимается Конгрессом США, он определяет объёмы бюджетных обязательств. Программный бюджет США планируется на 10-летний период.

Каждое министерство (агентство) разрабатывает собственный, максимально детализированный бюджет. В структуре такого бюджета прослеживается строгая увязка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей с ожидаемыми объёмами расходов. В итоговых отчётах отражается сравнительный анализ достигнутых результатов с исходно запланированными параметрами. В случае несоответствия между плановыми и отчётными показателями ответственное за исполнение бюджета министерство (агентство) обязано объяснить причину этого, а также разработать и представить эффективные меры по достижению запланированных показателей.

В Канаде широко применяется метод программной реализации бюджетных расходов. Программой в этой стране именуют бюджетные расходы, объединённые едиными целевыми приоритетами и являющиеся объектом голосования в Парламенте. При этом, программными расходами выступают капитальные и текущие расходы министерств, а также гранты и трансферты, предоставляемые другим эшелонам государственной власти, предприятиям и организациям, физическим лицам. Программные расходы структурируют в разрезе намеченных задач и по отраслям.

В Канаде бюджетное планирование осуществляется на основе пятилетнего плана. При этом, министерствами ежегодно разрабатываются стратегические и текущие планы. В стратегических планах отражаются поставленные перед министерствами целевые установки. В текущие планы включают пути и методы достижения намеченных целей и задач.

Великобритания входит в число стран с максимально централизованной моделью государственных финансов. Две трети совокупного объёма собранных на территории королевства налогов аккумулируются в центре, а затем распределяются местным властным структурам в форме грантов, дотаций и субсидий.

В Великобритании применяется более широкая по сравнению с другими странами трактовка программных расходов. В Англии каждое министерство обязано разрабатывать стратегический (как минимум на пятилетний срок) план, а также ежегодные рабочие планы. Стратегический план включает в себя перечень приоритетных направлений и целей, направленных на достижение конкретных количественных показателей. Ежегодные программы призваны обеспечивать тесную взаимоувязанность стратегических целей министерства с краткосрочными целями и задачами.

В контексте перехода в Туркменистане к программно-целевому методу бюджетирования видится целесообразным достижение следующих результатов реформирования бюджетной деятельности:

— при распределении бюджетных средств исходить не только из сложившегося прежде состояния расходования, но и максимально учитывать степень эффективности деятельности различных субъектов бюджетного планирования;

— использовать отчёты по итогам работы исполнителей программы в качестве информационной основы при выделении бюджетных средств указанным субъектам в будущем;

— при принятии решений о выделении бюджетных средств обеспечивать оптимальный паритет интересов различных сторон-участников.

Программно-целевой метод бюджетного планирования способствует адресному нацеливанию бюджетных средств на достижение социально-значимых результатов. При таком способе планирования деятельность государственных учреждений, как правило, определяется количественными параметрами. При этом ведётся непрерывный мониторинг исполнения намеченных целей и задач. Кроме того, программно-целевой метод бюджетного планирования выступает действенным инструментом обеспечения и регулирования паритетного развития отдельных отраслей и регионов.

В числе базовых преимуществ программно-целевого метода бюджетного планирования следует указать также возможность аккумулирования бюджетных средств для реализации адресно-ориентированных пакетов мер, налаживания и ведения строгого контроля и непрерывного мониторинга, а также эффективного стимулирования целевого использования бюджетных средств.

Таким образом, на современной стадии развития внедрение программно-целевого метода бюджетирования в Туркменистане может послужить эффективным инструментом тесной координации процессов реализации долгосрочных программ развития и бюджетного планирования.

Литература:

1. Постановление Президента Туркменистана № 229 от 26 августа 2022 года.

2. Бюджетный кодекс Туркменистана /Ведомости Меджлиса Туркменистана. — 2014.- № 1, статья 37. (С изменениями, внесёнными на основании Законов Туркменистана от 26.08.2017 ý. № 604-V, 20.10.2018 ý. № 83-VI, 22.08.2020 ý. № 269-VI we 24.07.2022 ý. № 502-VI).

3. «Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана на 2022–2052 г.г».. — A.: Туркменская государственная издательская служба, 2022.

4. «Программа Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны в 2022–2028 г.г».. — A.: Туркменская государственная издательская служба, 2022.

5. Orazlyýew N. we başg. Döwletiň maliýe syýasaty: Ýokary okuw mekdepleri üçin okuw kitaby. — A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2020.

6. Бакша, Н. В. Бюджетное планирование и прогнозирование [Текст]: учебное пособие / Н. В. Бакша. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. — 264 с.

Основные термины (генерируются автоматически): программно-целевой метод, бюджетное планирование, расход, США, Туркменистан, бюджетная деятельность, бюджетная политика, бюджетная система, Великобритания, успешная реализация.


Похожие статьи

Проблемные аспекты постановки системы бюджетирования на предприятии

Проблемы практического внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

Проблемные аспекты внедрения системы управленческого учета затрат на предприятиях строительной отрасли

Развитие института регулирования государственных закупок в России

Актуальность перехода экономики Узбекистана на принципы и методы стратегического планирования

Современные подходы к реализации концепции бережливого производства в системе управленческого учета промышленных предприятий

Направления совершенствования финансового механизма страхового менеджмента рисков в аграрной сфере

Внедрение процессно-проектного подхода и оценка системы управления угледобывающей компании

Перспективы развития нормативно-технического обеспечения в области энергетической эффективности в зданиях

Программно-целевой метод как фактор повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами

Похожие статьи

Проблемные аспекты постановки системы бюджетирования на предприятии

Проблемы практического внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

Проблемные аспекты внедрения системы управленческого учета затрат на предприятиях строительной отрасли

Развитие института регулирования государственных закупок в России

Актуальность перехода экономики Узбекистана на принципы и методы стратегического планирования

Современные подходы к реализации концепции бережливого производства в системе управленческого учета промышленных предприятий

Направления совершенствования финансового механизма страхового менеджмента рисков в аграрной сфере

Внедрение процессно-проектного подхода и оценка системы управления угледобывающей компании

Перспективы развития нормативно-технического обеспечения в области энергетической эффективности в зданиях

Программно-целевой метод как фактор повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами

Задать вопрос