Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 19.03.2017

Статья просмотрена: 904 раза

Библиографическое описание:

Царегородцева, Г. Ю. Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ / Г. Ю. Царегородцева. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12069/ (дата обращения: 17.12.2024).



В последние годы в связи с сокращением нефтегазовых доходов бюджета РФ приоритетной задачей бюджетной политики является повышение эффективности использования бюджетных средств. Основа эффективного использования бюджетных ресурсов закладывается уже на стадии планирования расходов бюджета [1].

Прежние механизмы использования бюджетных средств основывались на предоставлении бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет при отсутствии четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики и не давали ожидаемого эффекта. Как показал опыт прежних лет, существенным недостатком планирования бюджетных расходов в РФ являлось то, что отсутствовали четкие формулировки целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критерии оценки деятельности администраторов бюджетных средств [2].

В целях повышения результативности бюджетных расходов в рамках ограниченности ресурсов требовался иной, более эффективный метод планирования расходов бюджетов.

В 2004 году было принято Постановление Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». С принятием указанного постановления начался поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ [2].

В результате совершенствования организации бюджетного процесса в практику бюджетного планирования был введен метод бюджетирования, ориентированного на результат.

Бюджетирование, ориентированное на результат — это система формирования и исполнения бюджета, которая отражает взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами. При этом повышается ответственность и расширяется самостоятельность участников бюджетного процесса в рамках среднесрочных ориентиров.

Важным направлением реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации было совершенствование среднесрочного финансового планирования. Переход на формирование бюджета в режиме скользящей трехлетки на федеральном уровне произошел с 2007 года с принятием закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007 года № 198-ФЗ, что свидетельствовало о создании механизма среднесрочного бюджетного планирования публично-правовых образований.

Тем не менее, методы бюджетирования, ориентированного на результат, не решили в полном объеме проблемы эффективного использования бюджетных средств.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р была утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (в дальнейшем Программа). Главная цель Программы — создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах. Для реализации указанной цели в 2010–2012 годах предлагалось внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования 3-летнего бюджета; переход к утверждению «программного» бюджета [3].

Основой разработки программ является реализация принципа программно-целевого формирования бюджетов, ориентированного на конечный результат. Минэкономразвития России совместно с Минфином России разработаны и утверждены приказом от 26 декабря 2012г. № 817 Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.

Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.

Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» 07.05.2013 г. № 104-ФЗ был предусмотрен переход к формированию бюджетов в структуре государственных (муниципальных) программ.

Впервые федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации. Перечень государственных программ Российской Федерации, состоящий из 44 программ, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010г. № 1950-р (с изменениями на 31 января 2017 г.).

Сущность программно-целевого метода состоит в отборе основных целей социально-экономического и научно-технического развития, разработке мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства. Переход на программный бюджет является важным шагом, однако необходимо также реально оценивать результаты осуществления бюджетных расходов. Поэтому в 2010 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010г. № 588 был утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.

Важным шагом в совершенствовании планирования расходной части бюджета РФ являлось принятие федерального закона № 83 от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменившего правовой статус указанных учреждений. С принятием этого закона основными типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные учреждения. Изменился и порядок планирования и финансирования этих учреждений. Введен новый принцип планирования расходов бюджетов — на основе государственного (муниципального) задания.

Распоряжением Правительства РФ 30 декабря 2013 года № 2593-р была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Необходимость разработки и принятия указанной Программы связана с тем, что сохраняется ряд нерешенных проблем в области эффективного использования бюджетных средств. В частности отмечается, что отсутствует целостная система стратегического планирования; наблюдается незавершенность формирования и ограниченность практики использования государственных (муниципальных) программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования; недостаточна действенность механизма среднесрочного бюджетного планирования [4].

При внедрении в практику бюджетного планирования государственных программ деятельность министерств и ведомств будет увязываться с общими приоритетами развития, а также достижениями стратегических целей.

Таким образом, государственные (муниципальные) программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование [4].

В настоящее время еще не сформирована однозначная позиция относительно внедрения программного бюджета на региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы РФ. Многие экономисты связывают это с отсутствием методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ. В современных условиях развитие государственных (муниципальных) программ как основного инструмента планирования и повышения эффективности бюджетных расходов продолжается.

В результате внедрения государственных программ на федеральный, региональный и муниципальный уровни возникнет необходимость дальнейшего совершенствования планирования расходов бюджетной системы РФ в части определения механизмов управления рисками государственных программ; срокам проведения оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и другим показателям.

Таким образом, проблема совершенствования планирования расходной части бюджета РФ и повышения эффективности бюджетных расходов остается актуальной для всех уровней бюджетной системы РФ.

Литература:

  1. Фесик С. В. Внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс Российской Федерации. Вестник Томского государственного университета. 2014. № 383. С.170–175.
  2. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // http://www.consultant.ru/
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р по утверждению Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года // http://www.consultant.ru/
  4. Распоряжение Правительства РФ 30 декабря 2013 года № 2593-р по утверждению Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года // http://www.consultant.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, бюджетное планирование, программа, бюджетный процесс, бюджетная система РФ, повышение эффективности, программный бюджет, расход, эффективное использование, государственная политика.

Похожие статьи

Совершенствование аудита финансово-хозяйственной деятельности туризма

Совершенствование способа представления бухгалтерской (финансовой) отчетности контролирующим органам

Совершенствование системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Совершенствование нормативных основ противодействия коррупции в РФ

Совершенствование контроля и надзора в системе государственного управления РФ

Совершенствование механизма интеграции процессов бюджетирования и управления рисками

Совершенствование таможенно-логистических систем

Совершенствование экономической работы в области анализа затрат

Совершенствование механизма обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Похожие статьи

Совершенствование аудита финансово-хозяйственной деятельности туризма

Совершенствование способа представления бухгалтерской (финансовой) отчетности контролирующим органам

Совершенствование системы стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Совершенствование нормативных основ противодействия коррупции в РФ

Совершенствование контроля и надзора в системе государственного управления РФ

Совершенствование механизма интеграции процессов бюджетирования и управления рисками

Совершенствование таможенно-логистических систем

Совершенствование экономической работы в области анализа затрат

Совершенствование механизма обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта