Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ
Автор: Царегородцева Галина Юхимовна
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 19.03.2017
Статья просмотрена: 904 раза
Библиографическое описание:
Царегородцева, Г. Ю. Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ / Г. Ю. Царегородцева. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12069/ (дата обращения: 17.12.2024).
В последние годы в связи с сокращением нефтегазовых доходов бюджета РФ приоритетной задачей бюджетной политики является повышение эффективности использования бюджетных средств. Основа эффективного использования бюджетных ресурсов закладывается уже на стадии планирования расходов бюджета [1].
Прежние механизмы использования бюджетных средств основывались на предоставлении бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет при отсутствии четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики и не давали ожидаемого эффекта. Как показал опыт прежних лет, существенным недостатком планирования бюджетных расходов в РФ являлось то, что отсутствовали четкие формулировки целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критерии оценки деятельности администраторов бюджетных средств [2].
В целях повышения результативности бюджетных расходов в рамках ограниченности ресурсов требовался иной, более эффективный метод планирования расходов бюджетов.
В 2004 году было принято Постановление Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». С принятием указанного постановления начался поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ [2].
В результате совершенствования организации бюджетного процесса в практику бюджетного планирования был введен метод бюджетирования, ориентированного на результат.
Бюджетирование, ориентированное на результат — это система формирования и исполнения бюджета, которая отражает взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами. При этом повышается ответственность и расширяется самостоятельность участников бюджетного процесса в рамках среднесрочных ориентиров.
Важным направлением реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации было совершенствование среднесрочного финансового планирования. Переход на формирование бюджета в режиме скользящей трехлетки на федеральном уровне произошел с 2007 года с принятием закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007 года № 198-ФЗ, что свидетельствовало о создании механизма среднесрочного бюджетного планирования публично-правовых образований.
Тем не менее, методы бюджетирования, ориентированного на результат, не решили в полном объеме проблемы эффективного использования бюджетных средств.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р была утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (в дальнейшем Программа). Главная цель Программы — создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах. Для реализации указанной цели в 2010–2012 годах предлагалось внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования 3-летнего бюджета; переход к утверждению «программного» бюджета [3].
Основой разработки программ является реализация принципа программно-целевого формирования бюджетов, ориентированного на конечный результат. Минэкономразвития России совместно с Минфином России разработаны и утверждены приказом от 26 декабря 2012г. № 817 Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.
Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» 07.05.2013 г. № 104-ФЗ был предусмотрен переход к формированию бюджетов в структуре государственных (муниципальных) программ.
Впервые федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации. Перечень государственных программ Российской Федерации, состоящий из 44 программ, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010г. № 1950-р (с изменениями на 31 января 2017 г.).
Сущность программно-целевого метода состоит в отборе основных целей социально-экономического и научно-технического развития, разработке мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства. Переход на программный бюджет является важным шагом, однако необходимо также реально оценивать результаты осуществления бюджетных расходов. Поэтому в 2010 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010г. № 588 был утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.
Важным шагом в совершенствовании планирования расходной части бюджета РФ являлось принятие федерального закона № 83 от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменившего правовой статус указанных учреждений. С принятием этого закона основными типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные учреждения. Изменился и порядок планирования и финансирования этих учреждений. Введен новый принцип планирования расходов бюджетов — на основе государственного (муниципального) задания.
Распоряжением Правительства РФ 30 декабря 2013 года № 2593-р была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Необходимость разработки и принятия указанной Программы связана с тем, что сохраняется ряд нерешенных проблем в области эффективного использования бюджетных средств. В частности отмечается, что отсутствует целостная система стратегического планирования; наблюдается незавершенность формирования и ограниченность практики использования государственных (муниципальных) программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования; недостаточна действенность механизма среднесрочного бюджетного планирования [4].
При внедрении в практику бюджетного планирования государственных программ деятельность министерств и ведомств будет увязываться с общими приоритетами развития, а также достижениями стратегических целей.
Таким образом, государственные (муниципальные) программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование [4].
В настоящее время еще не сформирована однозначная позиция относительно внедрения программного бюджета на региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы РФ. Многие экономисты связывают это с отсутствием методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ. В современных условиях развитие государственных (муниципальных) программ как основного инструмента планирования и повышения эффективности бюджетных расходов продолжается.
В результате внедрения государственных программ на федеральный, региональный и муниципальный уровни возникнет необходимость дальнейшего совершенствования планирования расходов бюджетной системы РФ в части определения механизмов управления рисками государственных программ; срокам проведения оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и другим показателям.
Таким образом, проблема совершенствования планирования расходной части бюджета РФ и повышения эффективности бюджетных расходов остается актуальной для всех уровней бюджетной системы РФ.
Литература:
- Фесик С. В. Внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс Российской Федерации. Вестник Томского государственного университета. 2014. № 383. С.170–175.
- Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // http://www.consultant.ru/
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р по утверждению Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года // http://www.consultant.ru/
- Распоряжение Правительства РФ 30 декабря 2013 года № 2593-р по утверждению Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года // http://www.consultant.ru/