Программно-целевой метод как фактор повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 16.06.2014

Статья просмотрена: 3385 раз

Библиографическое описание:

Кондрашова, А. С. Программно-целевой метод как фактор повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами / А. С. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8.2 (67.2). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11536/ (дата обращения: 19.12.2024).

В последние годы Правительство РФ предпринимает важные шаги по реорганизации управления государственными и муниципальными финансами (ГМФ). Наиболее приоритетной для страны является реформа бюджетного процесса и совершенствование механизмов повышения качества управления ГМФ в условиях реализации принципа «бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР).

Если рассматривать традиционный механизм затратного финансирования, то согласно закону о федеральном бюджете, главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) получают ресурсы, которые лимитировано, согласно бюджетным обязательствам, доводятся до исполнителей (бюджетных учреждений). Такой подход усиливает контроль над расходуемыми средствами и качество планирования. Но при этом отсутствует гибкость и наблюдаются противоречия между ведомствами и программами, финансируемыми из федерального бюджета. В итоге эффективность использования бюджетных средств оценивается по исполнению сметы, при этом достигнутые результаты не учитываются.

Сегодня акцент делается на управление не бюджетными затратами, а результатами, т.е. бюджетные ресурсы распределяются в зависимости от достижения запланированных конечных  результатов, которые затем  направляются на выполнение экономических и социальных задач.

Задачи повышения эффективности использования бюджетных средств требуют перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты, что позволит эффективнее управлять государственными финансами. Бюджетирование, ориентированное на результат, или программно-целевой метод управления государственными финансами, является одним из инфраструктурных институтов государственного управления, альтернативой сметному бюджетированию [1, ст. 121].

Бюджетирование, ориентированное на результат, или программно-целевой метод управления государственными финансами, является одним из инфраструктурных институтов государственного управления, альтернативой сметному бюджетированию.

При формировании бюджета, в соответствии с принципами БОР, устанавливается прямая взаимосвязь между бюджетными ресурсами и конечными результатами. В системе БОР существуют взаимосвязанные компоненты:

 - стратегическое планирование на основе распределения бюджетных ресурсов в соответствии с установленными приоритетами;

- ориентировка на отчетность по достигнутому результату;

- управление субъектами бюджетного планирования.

Таким образом, при планировании расходования финансовых ресурсов в программы формулируются все расходы с учетом расчета всех затрат, определения конечных результатов и выгод от реализации этих программ.

Сегодня, проводя бюджетную реформу, важно обобщить накопленный практический опыт, проанализировать достигнутые успехи и совершенные ошибки, для предотвращения возможных ущербов. 

Министерство финансов РФ активно поддерживает концепцию результативного бюджетирования, стимулирует ее к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ).

К сожалению, в муниципальных образованиях отсутствует стратегическое планирование, не разработаны методики по организации бюджетных процедур, программ сбора информации о достигнутых результатах и доведение результатов работы до населения, не урегулированы межбюджетные отношения. 

Поэтому повышение эффективности государственного управления требует пересмотра подходов к планированию и оценке деятельности государственных органов. Необходимо переходить от бюрократии к ориентации на достижение конкретных результатов при эффективном использовании ресурсов. При проведении стратегического бюджетного планирования с применением элементов БОР проводится выработка системы качественных и количественных индикаторов, по которым производится планирование и оценка деятельности государственных органов. Создание таких индикаторов позволит применять современные методы бюджетного менеджмента, ориентированного на результат и управления производительностью (performance management).

При планировании управления финансовыми ресурсами применяются следующие принципы:

- соответствие расходуемых сумм бюджетному плану и законодательству с применением механизмов контроля;

- подотчетность исполнения бюджета, путем обеспечения прозрачности исполнения бюджета и возможности отслеживания движения финансовых потоков на основании бухгалтерской отчетности;

- адекватность фактических результатов поставленным целям в процессе бюджетного планирования.

Для обеспечения прозрачности информации о деятельности органов государственной власти, требуется создание информационной системы, с помощью которой можно оперативно собрать точные данные и оценить как проходит выполнение программ и осуществляется деятельность госорганов. Необходимо создавать Интернет-сайты и иные информационные каналы, где можно получить доступ  к отчетам об использовании бюджетных средств. Открытость и прозрачность информации в отличие от формальных отчетов ведомств позволит перейти к новому бюджетному порядку.

На региональном уровне необходимо ориентироваться на следующие направления: на федеральном и муниципальном уровнях обеспечить дополнительное нормативно-правовое регулирование; сократить неэффективные обязательства и расходы, создать действенную систему управления государственными финансами; автоматизировать бюджетный процесс; распространить опыт регионов, где успешно применяется БОР, на другие регионы; работать в направлении  повышения профессионального уровня работников исполнительных органов власти; урегулировать межбюджетные отношения.

Эффективное функционирование государственных и муниципальных финансов оказывает непосредственное влияние на развитие всех отраслей и сфер хозяйственной деятельности, на стабильность системы социальной защиты и обеспечения населения, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства.

Несмотря на поступательное развитие, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен. Управление финансами в значительной степени остается формальным, отсутствуют стимулы для повышения эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, нет нацеленности на результативность государственной политики. 

Для выполнения стоящих целей, требуется обеспечить решение таких задач:

1) завершить внедрение в бюджетный процесс программно-целевых методов управления;

2) организовать структуру управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований;

3) провести мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов;

 4) реализовать совершенствование государственного и муниципального финансового контроля, ориентируя его на оценку эффективности бюджетных расходов;

5) улучшить качество финансового менеджмента;

6) повысить открытость и прозрачность управления финансами.

Правительство РФ в целях повышения эффективности и результативности бюджетной политики, в ближайшие годы должно сконцентрировать внимание на решении таких задач:

1. Бюджетная политика должна быть направлена на снижение инфляции за счет обеспечения сбалансированного развития экономики.

2. Повысить роль бюджета в стимулировании роста экономики, повышении уровня жизни населения и формировании механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу.

3. Эффективно расходовать бюджетные средства, формировать новую систему местного самоуправления.

4. Перейти за счет средств бюджета на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализацию долгосрочных программ.

5. Развивать практику бюджетирования, ориентированного на результат.

6. Повышать эффективность управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния.

7. Совершенствовать структуру и механизмы государственного и муниципального финансового контроля [2].

Реализация мероприятий программы направляется на:

- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета;

- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;

- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора);

- повышение эффективности распределения бюджетных средств;

- развитие системы муниципального финансового контроля и повышение качества финансового менеджмента;

 - развитие информационной системы управления муниципальными финансами. 

Эффективное функционирование государственных и муниципальных финансов влияет на развитие всех сфер деятельности, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства, стабильность системы социальной защиты и социального обеспечения населения.

Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами позволит: обеспечить сбалансированность и устойчивость федерального бюджета и муниципальных бюджетов, используя программно-целевой подход для их формирования; снизить зависимость консолидированных бюджетов субъектов РФ от финансовой помощи, которую они получают из федерального бюджета; развить программно-целевые методы управления финансами; повысить качество управления региональными и муниципальными финансами. 

При этом необходимо повышать качество действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Сегодня существует достаточно нерешенных проблем.

Также из-за отсутствия финансовых ресурсов многие законы и нормативно-правовые акты не исполняются в течение ряда лет.

Кроме того, необходимо проводить широкую информационную политику, создавать информационные порталы для ознакомления населения с результатами проводимых реформ, своевременно принимать и опубликовывать в печати законы и подзаконные нормативно-правовые акты, касающиеся финансовых вопросов.

Литература:

1.      Петровская В.С. «Бюджетирование, ориентированное на результат на муниципальном уровне», М. «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», 2008 №11.

2.      Тамбовцев В., Шаститко А., Работоспособность бюджетирования, ориентированного на результат // Экономическая политика. 2006. № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): финансы, программно-целевой метод управления, федеральный бюджет, бюджетное планирование, бюджетный процесс, государственное управление, муниципальный финансовый контроль, повышение эффективности, ресурс, средство.


Похожие статьи

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Комплексная диагностика воспитательной среды образовательного учреждения как инструмент управления его развитием

Уровневый подход к исследованию сущности и принципов политики интеграции в российской экономике

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Похожие статьи

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Комплексная диагностика воспитательной среды образовательного учреждения как инструмент управления его развитием

Уровневый подход к исследованию сущности и принципов политики интеграции в российской экономике

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Задать вопрос