В последние годы Правительство РФ предпринимает важные шаги по реорганизации управления государственными и муниципальными финансами (ГМФ). Наиболее приоритетной для страны является реформа бюджетного процесса и совершенствование механизмов повышения качества управления ГМФ в условиях реализации принципа «бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР).
Если рассматривать традиционный механизм затратного финансирования, то согласно закону о федеральном бюджете, главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) получают ресурсы, которые лимитировано, согласно бюджетным обязательствам, доводятся до исполнителей (бюджетных учреждений). Такой подход усиливает контроль над расходуемыми средствами и качество планирования. Но при этом отсутствует гибкость и наблюдаются противоречия между ведомствами и программами, финансируемыми из федерального бюджета. В итоге эффективность использования бюджетных средств оценивается по исполнению сметы, при этом достигнутые результаты не учитываются.
Сегодня акцент делается на управление не бюджетными затратами, а результатами, т.е. бюджетные ресурсы распределяются в зависимости от достижения запланированных конечных результатов, которые затем направляются на выполнение экономических и социальных задач.
Задачи повышения эффективности использования бюджетных средств требуют перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты, что позволит эффективнее управлять государственными финансами. Бюджетирование, ориентированное на результат, или программно-целевой метод управления государственными финансами, является одним из инфраструктурных институтов государственного управления, альтернативой сметному бюджетированию [1, ст. 121].
Бюджетирование, ориентированное на результат, или программно-целевой метод управления государственными финансами, является одним из инфраструктурных институтов государственного управления, альтернативой сметному бюджетированию.
При формировании бюджета, в соответствии с принципами БОР, устанавливается прямая взаимосвязь между бюджетными ресурсами и конечными результатами. В системе БОР существуют взаимосвязанные компоненты:
- стратегическое планирование на основе распределения бюджетных ресурсов в соответствии с установленными приоритетами;
- ориентировка на отчетность по достигнутому результату;
- управление субъектами бюджетного планирования.
Таким образом, при планировании расходования финансовых ресурсов в программы формулируются все расходы с учетом расчета всех затрат, определения конечных результатов и выгод от реализации этих программ.
Сегодня, проводя бюджетную реформу, важно обобщить накопленный практический опыт, проанализировать достигнутые успехи и совершенные ошибки, для предотвращения возможных ущербов.
Министерство финансов РФ активно поддерживает концепцию результативного бюджетирования, стимулирует ее к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ).
К сожалению, в муниципальных образованиях отсутствует стратегическое планирование, не разработаны методики по организации бюджетных процедур, программ сбора информации о достигнутых результатах и доведение результатов работы до населения, не урегулированы межбюджетные отношения.
Поэтому повышение эффективности государственного управления требует пересмотра подходов к планированию и оценке деятельности государственных органов. Необходимо переходить от бюрократии к ориентации на достижение конкретных результатов при эффективном использовании ресурсов. При проведении стратегического бюджетного планирования с применением элементов БОР проводится выработка системы качественных и количественных индикаторов, по которым производится планирование и оценка деятельности государственных органов. Создание таких индикаторов позволит применять современные методы бюджетного менеджмента, ориентированного на результат и управления производительностью (performance management).
При планировании управления финансовыми ресурсами применяются следующие принципы:
- соответствие расходуемых сумм бюджетному плану и законодательству с применением механизмов контроля;
- подотчетность исполнения бюджета, путем обеспечения прозрачности исполнения бюджета и возможности отслеживания движения финансовых потоков на основании бухгалтерской отчетности;
- адекватность фактических результатов поставленным целям в процессе бюджетного планирования.
Для обеспечения прозрачности информации о деятельности органов государственной власти, требуется создание информационной системы, с помощью которой можно оперативно собрать точные данные и оценить как проходит выполнение программ и осуществляется деятельность госорганов. Необходимо создавать Интернет-сайты и иные информационные каналы, где можно получить доступ к отчетам об использовании бюджетных средств. Открытость и прозрачность информации в отличие от формальных отчетов ведомств позволит перейти к новому бюджетному порядку.
На региональном уровне необходимо ориентироваться на следующие направления: на федеральном и муниципальном уровнях обеспечить дополнительное нормативно-правовое регулирование; сократить неэффективные обязательства и расходы, создать действенную систему управления государственными финансами; автоматизировать бюджетный процесс; распространить опыт регионов, где успешно применяется БОР, на другие регионы; работать в направлении повышения профессионального уровня работников исполнительных органов власти; урегулировать межбюджетные отношения.
Эффективное функционирование государственных и муниципальных финансов оказывает непосредственное влияние на развитие всех отраслей и сфер хозяйственной деятельности, на стабильность системы социальной защиты и обеспечения населения, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства.
Несмотря на поступательное развитие, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен. Управление финансами в значительной степени остается формальным, отсутствуют стимулы для повышения эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, нет нацеленности на результативность государственной политики.
Для выполнения стоящих целей, требуется обеспечить решение таких задач:
1) завершить внедрение в бюджетный процесс программно-целевых методов управления;
2) организовать структуру управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований;
3) провести мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов;
4) реализовать совершенствование государственного и муниципального финансового контроля, ориентируя его на оценку эффективности бюджетных расходов;
5) улучшить качество финансового менеджмента;
6) повысить открытость и прозрачность управления финансами.
Правительство РФ в целях повышения эффективности и результативности бюджетной политики, в ближайшие годы должно сконцентрировать внимание на решении таких задач:
1. Бюджетная политика должна быть направлена на снижение инфляции за счет обеспечения сбалансированного развития экономики.
2. Повысить роль бюджета в стимулировании роста экономики, повышении уровня жизни населения и формировании механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу.
3. Эффективно расходовать бюджетные средства, формировать новую систему местного самоуправления.
4. Перейти за счет средств бюджета на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализацию долгосрочных программ.
5. Развивать практику бюджетирования, ориентированного на результат.
6. Повышать эффективность управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния.
7. Совершенствовать структуру и механизмы государственного и муниципального финансового контроля [2].
Реализация мероприятий программы направляется на:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета;
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора);
- повышение эффективности распределения бюджетных средств;
- развитие системы муниципального финансового контроля и повышение качества финансового менеджмента;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
Эффективное функционирование государственных и муниципальных финансов влияет на развитие всех сфер деятельности, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства, стабильность системы социальной защиты и социального обеспечения населения.
Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами позволит: обеспечить сбалансированность и устойчивость федерального бюджета и муниципальных бюджетов, используя программно-целевой подход для их формирования; снизить зависимость консолидированных бюджетов субъектов РФ от финансовой помощи, которую они получают из федерального бюджета; развить программно-целевые методы управления финансами; повысить качество управления региональными и муниципальными финансами.
При этом необходимо повышать качество действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Сегодня существует достаточно нерешенных проблем.
Также из-за отсутствия финансовых ресурсов многие законы и нормативно-правовые акты не исполняются в течение ряда лет.
Кроме того, необходимо проводить широкую информационную политику, создавать информационные порталы для ознакомления населения с результатами проводимых реформ, своевременно принимать и опубликовывать в печати законы и подзаконные нормативно-правовые акты, касающиеся финансовых вопросов.
Литература:
1. Петровская В.С. «Бюджетирование, ориентированное на результат на муниципальном уровне», М. «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», 2008 №11.
2. Тамбовцев В., Шаститко А., Работоспособность бюджетирования, ориентированного на результат // Экономическая политика. 2006. № 3.