Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.05.2016

Статья просмотрена: 2201 раз

Библиографическое описание:

Галиев, Л. Р. Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство» / Л. Р. Галиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 644-648. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31125/ (дата обращения: 16.12.2024).



Управление качеством — один из самых часто задаваемых вопросов. Понятие качества определено в стандарте ISO 9000:2005 (российский аналог — ГОСТ Р ИСО 9000–2008) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» как:

Управление качествомстепень соответствия совокупности присущих характеристик (отличительных свойств) требованиям (потребностям или ожиданиям).

На данный вопрос подавляющее большинство сотрудников любой компании ответят: «Качество продукции» «Качество оказанной услуги». На вопрос «Чему должно соответствовать качество?» отвечают: «ГОСТу (ТУ, внутреннему стандарту…), которому должно соответствовать качество продукции (услуг), выпускаемой нашим предприятием». Однако ни в одном из источников не указано, что качество — это соответствие определенному ГОСТу или ТУ. На вопрос «Кто должен отвечать за качество?» большинство ответят «Отвечать за качество должен ОТК. Они должны проверять готовую продукцию на соответствие документации». К сожалению никто из них не говорит о качестве управления. Качество — это забота всех сотрудников любой компании в том числе, даже в большей степени, руководства. Это и есть одна из основных проблем управления качеством. В каждом процессе должно быть «встроено» качество. Без этого ничего не получится. На основании вышеизложенного мы от понятия качества продукции перешли на следующий уровень — к понятию качества управления (менеджмента).

Принципы управления качеством

В восьми принципах системы менеджмента качества (СМК) заложено понятие качества:

  1. Ориентация на потребителя. Потребители всегда определяют качество производимых товаров/услуг. Компании должны добиться и превзойти требуемое потребителями качество.
  2. Лидерство руководителя. Именно высшее руководство должно возглавлять СМК на предприятии. Без их личного участия и влияния процесс постоянных улучшений не может быть запущен. Они должны создать в компании условия для вовлечения всех сотрудников.
  3. Вовлечение работников. Процесс улучшений также невозможен без вовлечения и управления персоналом предприятия. Сотрудники должны понимать свои цели и задачи, чувствовать свою значимость для компании и получать удовлетворение от работы.
  4. Процессный подход. Процессный подход пронизывает всю организацию, определяя последовательность работы и порядок взаимодействия каждого сотрудника и подразделения.
  5. Системный подход. Мало разработать процессы для всей организации. Необходимо объединить их между собой и управлять как единой системой.
  6. Постоянное улучшение. Компания добивается качества путем внедрения постоянных улучшений. Качество процессов и, следовательно, качество управленческих решений, обеспечивается путем стандартизации процессов, их постоянным измерением, анализом, улучшением.
  7. Принятие решений, основанных на фактах. Компания обеспечивает стабильное качество производимых товаров/услуг через мониторинг и анализ всех процессов: основного, управленческого и вспомогательных.
  8. Взаимовыгодные отношения споставщиками. Построение доверительных взаимовыгодных отношений с поставщиками является важным условием обеспечения качественного сырья/комплектующих. Бережливое производство и Теория ограничений представляют отличные проверенные решения для обеспечения бесперебойных поставок при минимальном объеме складских запасов.

Действительно, чтобы управлять качеством, никакая сертификация не обязательна. Для этого достаточно знаний и желания. Но внедренная СМК помогает структурировать все процессы, обозначить ответственность и взаимосвязи каждого сотрудника, использовать положительный и отрицательный опыт для постоянного улучшения компании.

Низкая эффективность использования всех видов производственных ресурсов остается одной из важнейших проблем российской промышленности. В сложившейся ситуации особую востребованность приобретают модели менеджмента, ориентированные на:

– повышение производительности использования всех видов производственных ресурсов, способов организации производства;

– повышение труда и управления, позволяющие снижать издержки производства и распространения продукции.

К их числу следует отнести доказавшую свою эффективность в зарубежной практике и получившую широкое распространение концепцию «Бережливого производства» (Lean-production), ориентированную на оптимизацию бизнеса по критерию его издержек путем устранения всех видов потерь и предполагающую вовлечение в процесс рационализации бизнеса каждого сотрудника предприятия.

Однако при всей целесообразности применения этой передовой концепции организации и управления производственными процессами в промышленном секторе российской экономики, ее практическая реализация затруднена в силу невозможности прямого перенесения зарубежного опыта в российские условия и неразработанности соответствующих управленческих механизмов, позволяющих осуществить подобную адаптацию. [2]

Говоря о фактической практике применения «бережливого производства», стоит отметить, что это не просто «модное» течение, а действительно мощный инструмент, повышающий эффективность производства и снижающий издержки. Подтверждением этому служит корпорация Toyota, входящая в топ-10 крупнейших компаний мира.

Формируя представления о бережливом производстве как концепции управления, мы исходим из того, что сама по себе концепция — это способ понимания и трактовки явлений и процессов социально-экономической действительности, руководящая идея и система принципов, лежащих в основе тех или иных видов деятельности.

Отечественные авторы Кузьмин А. М., Туровец О. Г. определяют бережливое производство как совокупность подходов, методов, направленных на уменьшение всех возможных издержек и увеличение производительности. «Меняя производственную систему на базе принципов бережливого производства, пишет А. М. Кузьмин, мы сокращаем внутренние потери (запасы, перемещения и т. д.) и при этом высвобождаются люди, помещения, энергия». Все вышеперечисленное косвенно влияет на качество продукции, позволяет выйти на новый уровень по выпуску продукции и делает ее более конкурентоспособной на современном рынке. [3]

Компания Thomas Group использует понятие бережливого производства как системы создания ценности — того, за что потребитель готов заплатить. Все другие аспекты производственного процесса рассматриваются как бесполезные и не нужные. Отсюда, бережливое производство — это инструмент, предназначенный для того, чтобы сконцентрировать ресурсы и мощности на производстве продукции, обладающей добавленной ценностью, одновременно устраняя продукты, не обладающие этой ценностью. [5]

Интересную точку зрения высказал К. Новиков, рассматривающий бережливое производство как новую систему производственных отношений, эволюционным способом, пришедшую на смену старой системе производственных отношений эпохи массового производства, полностью соответствующую современному уровню развития производительных сил человеческой цивилизации 21 века.

В целом проблеме контроля качества уделяется значительное внимание в концепции бережливого производства, а в числе инструментов ее реализации присутствует система Всеобщего контроля качества (Total Quality control, TQC), представляющая собой комплекс «средств экономного производства товаров или услуг, которые удовлетворяют требованиям потребителя». Основное внимание в данной системе уделяется контролю качества продукции с помощью статистических методов.

Впоследствии TQC перерос в систему «всеобщего менеджмента на основе качества» (TQM), охватывающую все аспекты менеджмента. В рамках систем TQC/TQM необходимо идентифицировать ключевые процессы, осуществлять непрерывный контроль в процессе функционирования. Причем, роль менеджмента заключается в планировании и проверке процесса, а не результата, а так же в улучшении процесса, а не в критике на основе его результата.

Естественным дополнением систем контроля качества служит система QFD (Quality Function Deployment) — структурирование (развертывание) функции качества, которая способствует трансформации запросов потребителя в потребительские свойства продукции, расставляя при этом приоритеты для изготавливаемой продукции или исполняемой работы. В основе QFD — лежит схема, представленная в виде так называемого «Дома качества» (Рис.1), где отражены информационная составляющая изготавливаемого продукта и принимаемые решения.

Рис.1. Схема «Дома качества» при бережливом производстве [1]

Интересный подход к построению системы всеобщего контроля качества (TQC) продемонстрировала японская машиностроительная компания Komatsu.

В Komatsu как и на Toyota созданы межфункциональные комитеты (управление прибылями и затратами, обеспечение качества, управление объемом производства) и все они подчиняются комитету TQC. Причем роль межфункционального комитета по обеспечению качества в Komatsu состоит в следующем:

  1. Комитет стремится улучшить систему обеспечения качества, начиная с планирования выпуска продукции вплоть до продаж и обслуживания.
  2. Для достижения этой цели комитет изучает поступающие в комитет TQC материалы и отчеты следующей тематики: а) планирование обеспечения качества в масштабах компании; б) планирование улучшения систем и ответственные за это отделы. [2]

Поскольку любой межфункциональный комитет занимается совершенствованием системы качества, они стремятся выявить любые неполадки в ее функционировании и выработать рекомендации по их устранению. Если, например, комитет обнаружит, что причина сбоя — несоответствующие правила, он может дать отделам рекомендацию их пересмотреть и исправить.

По данным Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), предприятия, которые первыми начали применять методы бережливого производства в России — это: Горьковский автомобильный завод (Группа «ГАЗ»), РУСАЛ, ЕвразХолдинг, Еврохим, ВСМПО-АВИСМА, ОАО «КУМЗ», Челябинский кузнечно-прессовый завод (ОАО «ЧКПЗ»), ОАО «Соллерс» («УАЗ», «ЗМЗ»), КАМАЗ, НефАЗ, Сбербанк России ОАО и др. Но настоящим прорывом стала целевая программа внедрения Lean, принятая правительством Татарстана. [4]

На наш взгляд, рост экономики промышленных предприятий различных территорий за счет использования прогрессивных инструментов менеджмента непременно приведет к дальнейшему развитию экономики России в целом, и как следствие, к повышению национальной безопасности в условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных процессов. Для повышения эффективности экономики региона органам власти территории необходимо:

– принимать меры по распространению знаний о концепции «Бережливого производства» и «6 сигма»;

– организовывать непрерывные курсы повышения квалификации для топ-менеджмента и инженерно-технического состава предприятий с привлечением ученых территориальных образовательных учреждений;

– демонстрировать результаты применения указанной концепции и пропагандировать ее повсеместное применение.

Исходя из вышесказанного, нами делаются следующие выводы.

  1. В современном динамичном мире ни одно предприятие не может оставаться на 100 % конкурентоспособным без применения концепции «бережливого производства».
  2. Кратковременное использование отдельных элементов вышеуказанной концепции не дает существенных результатов. Эффективной Lean-система будет только в долгосрочном ракурсе, при этом «бережливое производство» должно стать частью компании, частью ее философии и миссии.
  3. Один из самых основных моментов внедрения Lean-системы это — подбор и подготовка кадров. Каждый сотрудник должен понимать и осознавать суть концепции «бережливого производства», строго и неукоснительно следовать инструкциям и требованиям внедряемой системы. Компания должна воспитать дух корпоративной культуры в каждом, начиная от рабочего и заканчивая топ-менеджментом.

Таким образом, широкое использование передовыми международными и российскими компаниями концепции бережливого производства повышает статусность этих компаний в области конкурентоспособности и эффективности и обеспечивает их успешное продвижения на мировые рынки.

Литература:

  1. Березовский Э. Э. диссертация на тему «Инструменты и методы управления промышленным предприятием на основе LEAN-концепции» / Краснодар, 2014.
  2. Майкл Дж.Л. Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Пер. c англ. М.: Изд-вo «Манн, Иванoв и Фер- бер», 2011. — 464 c.
  3. Рабунец. П. Производственная система предприятия: как c помощью бережливого производства устранить потери и повысить эффективность/ http://www.leaninfo.ru/ 2011/11/17/lean-konferenciya-2011-itogi/. Дата обращения ноябрь 2012г.
  4. Управление качеством и бережливое производство. Люди-канбаны // http://qlean.blogspot.com/2010/11/blog-post_18.html
  5. Thomas Group http://www.thomasgroup.ru/index.html
Основные термины (генерируются автоматически): TQC, бережливое производство, качество, QFD, TQM, качество продукции, комитет, компания, процесс, всеобщий контроль качества.


Похожие статьи

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

Моделирование процесса управления качеством в образовательной деятельности

Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент»

Технология проведения исследования менеджмента в рамках управления финансами в ПАО «Сбербанк»

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе

Современные подходы к реализации концепции бережливого производства в системе управленческого учета промышленных предприятий

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента качества в организациях

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Современные инновационные технологии в изучении дисциплины «Теплофикация и тепловые сети»

Похожие статьи

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

Моделирование процесса управления качеством в образовательной деятельности

Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент»

Технология проведения исследования менеджмента в рамках управления финансами в ПАО «Сбербанк»

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе

Современные подходы к реализации концепции бережливого производства в системе управленческого учета промышленных предприятий

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента качества в организациях

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Современные инновационные технологии в изучении дисциплины «Теплофикация и тепловые сети»

Задать вопрос