Ключевые слова: конституционное право, конституция, федерализм, федерация, федеративное устройство.
Российская федерация, как и иное другое государство имеет ряд своих особенностей, которые были обусловлены историческими, экономическими и политическими факторами. Эти особенности достаточно ярко выражены в современном российском федерализме. Для того, чтобы дать характеристику российскому федерализму, необходимо прежде всего обратиться к Конституции Российской Федерации.
Все федерации делятся на симметричные и ассиметричные. Россия же не является исключением. Конституция России в ст. 4 и ст.5 [1] закрепляет принцип равноправия между субъектами в отношениях между собой и в отношениях с федеральным центром.
Однако, важно заметить, что наряду с формальным неравенством существует и объективное неравенство, выраженное прежде всего в различной степени социального и экономического развития, а также в различиях в территории, населении и прочее.
Опираясь на статью 65 Конституции РФ, можно выделить три основные группы субъектов:
1. несуверенные государства (республики);
2. государственные образования (края, области, города федерального значения);
3. автономные образования (автономная область и автономные округа).
Стоит начать с анализа республик. Первая отличительная их особенность заключается в том, что они основаны на национальном признаке. Основной же особенностью является то, что они провозглашаются своими конституциями и конституцией РФ, так например, в ст.1 Республики Татарстан [1] указано: «Республика Татарстан — демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан». Также отдельного внимания заслуживает и то, что недавно в республике был переименован титул главы республики на «раис» [3]. Вообще данное переименование противоречит ч.4 ст.20 ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» [4], так как в данной статье закреплено то, что главы субъектов должны наименоваться не иначе как «глава» или «губернатор».
Помимо этого, республики вправе устанавливать свои собственные государственные языки, так в конституции Татарстана в ст.8 закреплены в качестве государственных языков татарский и русский.
В краях, областях, городах федерального значения конституций нет, в них принимаются уставы. Так в ч.1 ст.1Устава Кемеровской области [5] закреплено «Кемеровская область — Кузбасс в соответствии с Конституцией Российской Федерации является субъектом Российской Федерации, равноправным с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти».. Если сравнивать положения статей конституции Татарстана и положений устава Кемеровской области, то можно заметить, что она лишь субъект, а не государственное образование, что делает их положения неравными.
Касаемо Автономных округов и автономной области, то их можно с большой натяжкой государственными образованиями, так как они являются обычными субъектами, так же они могут входить в состав другого субъекта, тогда его статус регулируется: уставом субъекта, уставом АО и договорами между АО и субъектом, в который АО входит.
Таким образом, можно признать, что Российская федерация является все же ассиметричной федерацией. Данное неравенство можно признать существенной проблемой.
Помимо правовой асимметрии существует и социально-экономическая асимметрия, которая выражена в различном количестве населении, разном экономическом развитии, разной территории и прочее. Государство, пытаясь решить данную проблему создала еще одну: большая часть всех регионов России дотационные. Вообще проблему дотационности регионов можно назвать во многом искусственной, так как если обратиться к бюджетному законодательству, то можно обнаружить: налоговые доходы региональных бюджетов, сильно ограничены (так в региональный бюджет не зачисляется НДС, частично зачисляется налог на прибыль организаций, частично зачисляется НДПИ, а также ряд акцизов) [6] Помимо этого, субъекты не вправе самостоятельно устанавливать налоги. В соответствии со ст.14 Налогового кодекса [7]: «к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог». Так же в соответствии со ст.12 НК субъекты федерации не вправе устанавливать новые налоги, а они лишь в праве вводить установленные в соответствии с НК налоги на своей территории. Помимо этого, даже эти скудные полномочия также ограничиваются налоговым законодательством, так как по каждому виды налогов установлены предельные ставки, которые регионы не вправе превышать. Все это делает самостоятельное развитие субъектов невозможным для того, чтобы развиваться субъекты вынуждены обращаться за помощью к федеральному центру, что делает их более зависимыми от него.
В научной литературе есть мнение о том, что существует необходимость сокращения количества регионов, путем присоединения экономически «слабых» к «сильным», по мнению ученых кто придерживается данной идеи это должно помочь «выровнять» социально-экономический уровень развития регионов, устранив тем самым асимметрию [8].
В заключении хотелось бы сказать, что проблема правовой и социально-экономической асимметрии регионов Российской Федерации носит структурный характер и решение данной проблемы должно разрешаться комплексно: путем реформирования конституционного и финансового законодательства, а также путем укрупнения регионов. Также хотелось бы выразить надежду на то, что проблема асимметрии всё же будет решена в ближайшем будущем.
Литература:
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)"
- Конституция Республики Татарстан
- Электронный ресурс // URL:https://ria.ru/20221223/tatarstan-1840797866.html
- ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» Электронный ресурс
- Устав (основной закон) Кемеровской области
- Бюджетный Кодекс РФ статья 56
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
- Портнова Елена Витальевна Некоторые современные проблемы российского федерализма // Социально-политические науки. 2016.