Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного (уставного) регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 14.11.2017

Статья просмотрена: 2629 раз

Библиографическое описание:

Турсунбаева, Д. С. Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного (уставного) регулирования / Д. С. Турсунбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46412/ (дата обращения: 17.12.2024).



Российская Федерация является федеративным государством. Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, которые обладают юридической и политической самостоятельностью и имеют свое собственное административно-территориальное деление [2, с. 75].

Федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитарного государства:

  1. В политико-административном отношении территория федеративного государства не является единым целым.
  2. Как правило, субъект федерации наделены учредительной властью.
  3. Субъекты федерации имеют право издавать правовые акты в пределах установленной для них компетенции.
  4. Субъект федерации вправе иметь свою собственную правовую и судебную систему [1, с. 157].

Современная Российская Федерация является:

‒ конституционной Федерацией, то есть федеративная форма государственной власти устанавливается на основе Конституции. Конечно, только нормативное закрепление федеративной формы не делает государство автоматически федеративным. После закрепления соответствующих норм в Конституции, происходит существенные изменения в политико-территориальных отношениях, создание нормативно-правовой базы, регламентирующей федеративные отношения.

Глава 3 Конституции «Федеративное устройство» посвящена федеративному устройству России. Здесь перечислены все субъекты Российской Федерации, закреплены основы правового статуса субъектов Российской Федерации, перечень полномочий органов власти Федерации и субъектов, основы образования и деятельности органов власти федерального и регионального уровней.

Конституционные принципы федерализма отнюдь не исключают фактического обустройства современных федеративных отношений и их дальнейшего развития на базе федеральных законов, например, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также других федеральных законов. Эти принципы служат экзистенциальному наполнению федерализма;

‒ симметричной (если исходить из ч. 1 ст. 5 Конституции РФ) и одновременно асимметричной (ч. 2 ст. 5; ст. 66; ч. 1 ст. 68 и др. Конституции РФ) — по особенностям статуса субъектов, по их социально-экономическому уровню развития и т. д.;

‒ национально-территориальной, то есть, здесь используется и территориальный, и национальный принцип организации власти. Одни субъекты федерации образованы с учетом экономической целесообразности в местах проживания титульной нации, другие — в связи с преобладанием на определенной территории одной этнической группы, третьи — учитывают этнические особенности территории наряду с экономическими и иными критериями [3, с. 42].

В Конституции РФ закреплена двуединая природа правового статуса субъектов Российской Федерации. Во-первых, полномочия субъектов РФ определяются путем регламентации на конституционном уровне предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Во-вторых, федерация в России, как и всякое федеративное образование, характеризуется разделением предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. В ст. 71 Конституции РФ установлены предметы ведения федеральных органов государственной власти, в ст. 72 — предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, в ст. 73 определены предметы ведения и полномочия органов государственной власти субъектов РФ.

К исключительному ведению Российской Федерации отнесены такие полномочия, которые обеспечивают суверенитет государства, то есть его верховенство на своей территории, и территориальную целостность. К совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены такие области деятельности, которые представляются важными для интересов Федерации и могут затрагивать интересы нескольких субъектов Федерации, поэтому самостоятельная деятельность субъектов РФ в данных областях недопустима в целях сохранения единой Федерации. Таким образом, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации, ее полномочий по предметам совместного ведения [4, с. 3].

Полномочия и предметы ведения федерации и ее субъектов в ходе становления федеративных отношений подвержены изменениям. Так, Конституция РФ предусматривает право федеральных органов исполнительной власти передавать отдельные полномочия органам исполнительной власти субъектов РФ и наоборот. Данная передача полномочий позволяет повысить эффективность управления.

В ч.2 ст.5 Конституции РФ указывается, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ — устав и законодательство. Таким образом, предмет конституционного (уставного) регулирования на уровне субъектов Федерации и предмет текущего законодательного регулирования не совпадают.

В части 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ указывается, что статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, а статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта, которые принимаются законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

Итак, исходя из ч. 1 ст. 66 Конституции РФ, конституции (уставы) должны дополнять статус субъектов РФ путем регламентации полномочии в пределах их «исключительного» ведения. Такие вопросы затрагивают территориально-экологические, национально-культурные, часть экономических особенностей субъектов РФ. Без конституционного (уставного) закрепления таких полномочий невозможно достижение единства статуса того или иного субъекта Российской Федерации.

Литература:

  1. Конюхова И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО Издательский дом «Городец»: Формула права, 2010.
  2. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Статут, 2013.
  3. Хлопушин С. Н. К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. С. 42–48
  4. Шайхеев Т. И. Статья: Российский федерализм: особенности конституционной модели и проблемы ее практической реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 6. С. 3–8.
Основные термины (генерируются автоматически): Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, государственная власть, субъект, федеративная форма, автономная область, совместное ведение, федеральное значение, федеративное государство.


Похожие статьи

Сущность и формы разрешения юридических конфликтов между субъектами предпринимательской деятельности

Роль конституционных (уставных) судов в реализации принципа разделения властей в субъектах РФ

Причины создания и юрисдикция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Функции и принципы государственного управления как объекта административно-правового регулирования

Понятие и виды гражданско-правовой ответственности органов юридического лица

Местные исполнительные органы государственной власти как объект конституционно-правового регулирования

Определение и сущность договора аренды недвижимого имущества и его место в системе гражданско-правовых договоров

Правовые основы реализации права на обращение физическими и юридическими лицами

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан

Похожие статьи

Сущность и формы разрешения юридических конфликтов между субъектами предпринимательской деятельности

Роль конституционных (уставных) судов в реализации принципа разделения властей в субъектах РФ

Причины создания и юрисдикция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Функции и принципы государственного управления как объекта административно-правового регулирования

Понятие и виды гражданско-правовой ответственности органов юридического лица

Местные исполнительные органы государственной власти как объект конституционно-правового регулирования

Определение и сущность договора аренды недвижимого имущества и его место в системе гражданско-правовых договоров

Правовые основы реализации права на обращение физическими и юридическими лицами

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан

Задать вопрос