Особенности конституционно-правового статуса республики как субъекта Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.

Дата публикации: 12.04.2025

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Долматов, И. А. Особенности конституционно-правового статуса республики как субъекта Российской Федерации / И. А. Долматов, Е. А. Безлепкин, И. В. Котов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/566/124114/ (дата обращения: 17.04.2025).



Республика — вид субъекта РФ, образованный по национальному признаку, обладающий особым конституционно-правовым статусом. Республика является государственно подобным образованием, входящим на правах субъекта в Российскую Федерацию, при этом не является суверенным государством, не обладает всеми признаками государства.

Статус республики определяется конституцией республики и Конституцией РФ, в соответствии со статьей 66 Конституции России.

Республики, в отличие от других субъектов, в качестве основного закона субъекта принимают конституцию.

Некоторые исследователи отмечают филологическое превосходство термина «конституция» над «уставом». Также они говорят о том, что сам факт наделения Конституцией РФ республик дополнительным правом свидетельствует об их выделении из числа прочих субъектов, правда, следует отметить, что только в девяти субъектах РФ, выделенных по национально-государственному принципу, титульная народность составляет большинство населения. В целом придание языкам республик статуса «государственного» опять же свидетельствует о привилегированности этого вида субъекта РФ по сравнению с остальными [1].

Стоит с этим не согласиться, так как семантическое значение слов никак не влияет на окружающую нас действительность. Это всего лишь форма, но содержание явления гораздо важнее.

На данный момент в состав РФ входит 24 республики, большинство из них образовано по национальному признаку, и преобразованы в республики в составе РФ в 1990–1993 годах из автономных советских социалистических республик, автономных областей.

Также стоит отметить, что из ряда работ 1990-ых годов можно сделать вывод о том, что в то время положение республик было гораздо более привилегированным: в конституциях республик закреплялось право выхода; двойное гражданство; провозглашение законодательного органа субъекта — высшим; норма о том, что президент республики — глава государства, исполнительной власти и высшее должностное лицо; положение о субъекте, как суверенном государств [2].

Отличительной чертой республик является наличие столиц, как административного центра. Это лишний раз подчеркивает «государственный» образ республики в составе РФ. Примером послужит столица Республики Саха (Якутия) — город Якутск. В законе Республики Саха (Якутия) от 29 октября 1999 года закреплены положения, согласно которым административным центром является город республиканского подчинения — Якутск, столица Республики Саха.

Ранее в некоторых республиках в составе РФ высшими должностными лицами, возглавлявшими систему исполнительных органов субъектов, были президенты республик. Подобная практика на данный момент прекращается. В части 5 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» закреплено, что глава субъекта, как высшее должностное лицо может иметь дополнительное наименование с учетом сложившихся исторических, культурных и иных традиций, но не может быть президентом. «Последним президентом республики» в составе РФ был президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов.

В соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П использование в части 2 статьи 5 Конституции РФ применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 г. — признания государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации, республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут использоваться наряду с русским языком: в органах государственной власти, местного самоуправления, в государственных учреждениях республик; при опубликовании федеральных и республиканских правовых актов; при подготовке и проведении выборов и референдумов РФ, в том числе при изготовлении бюллетеней для голосования; в официальном делопроизводстве на территории республики; при оформлении текстов документов; в республиканских средствах массовой информации; при переводе и дублировании кино- и видеопродукции; при написании наименований географических объектов и оформлении надписей, дорожных и иных указателей. Но республики не должны устанавливать специальные требования к знанию государственных языков республик в качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах главы государства.

Так в Республике Крым государственными языками являются русский, украинский и крымско-татарский, а в городе федерального значения Севастополь — русский язык.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. государственные языки республик признаются одним из элементов конституционного статуса, который определяется Конституцией Российской Федерации. [3]

В связи с формальным определением республики в составе РФ в качестве государства возникает вопрос о республиканском гражданстве. [4] Конституция РФ, закрепляя принцип единого и равного гражданства России, определяя предметы совместного ведения РФ и её субъектов, об институте республиканского гражданства ничего не говорит. Более того, в пункте «в» статьи 71 КРФ гражданство отнесено к исключительному ведению РФ. Это означает, что регламентирование института гражданства осуществляется только ФЗ «О гражданстве»,имеющим прямое действие на всей территории России, который в отличие от прежнего закона умалчивает о гражданстве республик в составе РФ. В определении КС РФ от 06.12.2001 [5], Суд указал, что Конституция РФ не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета России, и тем самым предопределил решение производного вопроса — о гражданстве республик, поскольку только суверенное государство правомочно законодательно закреплять, кто является его гражданином и каковы основания приобретения и прекращения гражданства. Исходя из данных принципов, был решён вопрос и о гражданстве в «новых регионах». На примере ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики» [6] следует это проиллюстрировать. Так, в соответствии с частью 1 статьи 5 данного закона, со дня принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане Луганской Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории Луганской Народной Республики или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из Луганской Народной Республики в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

Таким образом, данный статус республики, как субъекта РФ призван защищать политические и культурные интересы и традиции малых народов, в том числе на собственную государственность, хоть и ограниченную федеральным центром; утверждение их равноправия со всеми народами России. Кроме того, большинство республик являются наследницами АССР в составе РСФСР, потому существование их в современном виде в составе РФ можно признавать наследием советского федерализма.

Литература:

  1. Н. Ш. Аджамян Статус республики как фактор асимметрии Российской Федерации / Российское правоведение. Трибуна молодого учёного. Выпуск 13, С. 22
  2. Э. С. Юсубов Конституция республики в составе Российской Федерации / Актуальные вопросы правоведения в современный период. Выпуск 1996 года. С. 46
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.11.2004 № 16-П // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. — М., 2025. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50298/ (дата обращения: 04.04.2025)
  4. Эбзеев Б. С. Актуальные проблемы конституционного оправа России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Б. С. Эбзеев и др.]; под ред. Б. С. Эбзеева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 479 С.
  5. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 255-О // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. — М., 2025. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36523/ (дата обращения: 02.04.2025)
  6. Федеральный конституционный закон от 04.10.2023 № 6-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики» // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. — М., 2025. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428184/ дата обращения: 03.04.2025)
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос