В статье анализируются современные проблемы российского федерализма, обусловленные необходимостью укрепления центральной власти и расширения полномочий регионов сообразно асимметричного характера федеративного устройства России.
Ключевые слова: асимметричная федерация, федеральный центр, субъекты, полномочия, компетенция, власть, экономическая активность, национальные и культурные традиции.
The article analyzes the current problems of Russian federalism caused by the need to strengthen the Central government and expand the powers of the regions in accordance with the asymmetric nature of the Federal structure of Russia.
Keywords: asymmetric Federation, Federal center, subjects, powers, competence, power, economic activity, national and cultural traditions.
Исторический путь становления российской государственности олицетворяет собой длительный процесс объединения различных по протяженности и национально культурным традициям территорий в федерацию с политическим сильным центром и развитыми, обладающими значительным суверенитетом, регионами.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1991 [1] (далее — Конституция РФ), в ст. 1 удостоверила статус России как федеративного государства.
«Классически» принято истолковывать федерализм как это смешанный или составной режим правления, объединяющий, общее правительство с региональными правительствами в единую политическую систему [4].
Любой федерализм таит в себе проблему обеспечения «двуединого режима» централизации и децентрализации, определяющего взаимоотношения между главой государства, органами государственной власти федерации и ее субъектов.
Централизация власти представляет собой сосредоточение государственно-властных полномочий в руках центрального аппарата государства и, как результат, ограничение самостоятельности власти в регионах.
Чрезмерная централизация (опека федерального центра над «подопечными» регионами) может снизить эффективность власти в целом, а также — степень ответственности и конкуренции регионов, привести к отсутствию должного внимания к особенностям и предпочтениям местного населения [3]. В качестве противостояния подобным негативным явлениям существует процесс децентрализации, при котором обширный арсенал полномочий предоставляется региональной власти и даже органам местного самоуправления.
Политико-государственная децентрализация порождает правовую децентрализацию как необходимое условие и правовую форму своего существования [5].
Конституционно-правовая основа децентрализации власти отражена, прежде всего, в ст. 73 Конституции РФ, согласно которой вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. При этом предметы исключительного ведения Российской Федерации отражены в ст. 71 Конституции РФ, а предметы совместного ведения РФ и ее субъектов — в ст. 72 Конституции РФ.
Децентрализация власти как один из основополагающих свойств федеративного государственного устройства обладает следующими свойствами:
1) сильный федеральный центр, объединяющий в себе конституционные полномочия главы государства; законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;
2) федеральная (общегосударственная) конституция и система законодательства, включающая в себя федеральные законы, а также нормативные правовые акты субъектов федерации (в т. ч. конституции и уставы);
3) демократические институты (выборы, референдумы, представительная демократия);
4) максимальная приближенность власти к народу (за счет децентрализации власти);
5) сессионный характер деятельности федеральных органов и высших органов субъектов (сессии, заседания, советы, съезды);
6) самостоятельность региональной власти в пределах предоставленных ей полномочий.
Проблемы централизации и децентрализации власти в современной России кроются в неравенстве субъектов с позиции политического опыта, экономического развития, ресурсного обеспечения и уровня жизни населения. Более сильные регионы, главным образом — центральные, хотят больше самостоятельности, а значит — и больше власти.
Существенно отличающееся по протяженности территорий состояние субъектов РФ не менее разнообразно по национальной принадлежности проживающих в них жителей, что создает дополнительные проблемы для построения управленческих отношений в современной России.
Неравномерное развитие регионов присутствует во всех странах мира [2], но в территориальных и симметричных федерациях эта проблема решается проще — за счет перераспределения финансовой помощи государства. Для России такой путь не совсем приемлем, поскольку значительное количество регионов (Дальний Восток, Саха (Якутия), Забайкальский край и др.) расположены на значительном удалении от центра, плотность населения в субъектах РФ также существенно различается, не говоря уже о социально-экономической инфраструктуре, которая зависит не только от географического расположения (в Якутии — алмазы, пушнина; в Крыму — простор для туристической инфраструктуры и пляжного отдыха; в Сибири и в средней полосе России — лесные угодья и т. п.), но и от экономической предприимчивости как руководителей региона, так и представителей частного бизнеса.
В качестве способа преодоления негативных факторов дилеммы «централизация / децентрализация» власти может быть отмечен и политический опыт руководителей регионов, их способность вести диалог с центральной властью, выстраивать с ней отношения в оптимально выгодном для возглавляемого ими региона ключе.
Неравномерность объема полномочий субъектов — еще один фактор, порождаемый асимметричным характером федерации в России. Асимметрия проявляется за счет наличия сложносоставных субъектов («матрешечный принцип», порождающий наличие субъектов с наименьшим объемом полномочий), а именно — краев и областей, в состав которых входят автономные округа.
Реальность такова: Россией накоплен внушительный опыт федеративного строительства, который на современном этапе продолжает оттачиваться за счет совершенствования средств и методов распределения властных полномочий, поиска компромисса в виде оптимальной модели укрепления центральной власти и предоставления дополнительной политической и экономической свободы регионам.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
- Туровский Р. Ф., Джавадова К. Ю. Региональное неравенство в России: может ли централизация быть лекарством? // Политическая наука. 2019. № 2. С. 48–73.
- Золотарева А. Р. Проблемы современного федерализма // Синергия наук. 2019. № 32. С. 998–1001.
- Ордин А. В., Ордина В. Е. Проблемы современного федерализма // Экономика, управление и право: инновационные решения проблем. Сб. статей XIX — ой научно-практической конференции (Пенза, 20 октября 2019 г.). Пенза: Наука и просвещение. 2019. С. 63–65.
- Шундиков К. В. Децентрализация как фактор развития самоорганизационных процессов в правовом регулировании // Право и государство. 2019. № 1. С. 146–155.