Статье анализируются современные научно-практические проблемы российского федерализма, возникающие при решении вопросов о распределении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти .
Ключевые слова: федерация, субъекты федерации, регионы, конституционные положения, разграничение предметов ведения, разделение властей, федерализм, демократия, баланс интересов, политика.
The article analyzes modern scientific and practical problems of Russian federalism that arise when solving questions about the distribution of subjects of competence and powers between Federal and regional authorities.
Keywords: federation, subjects of the Federation, regions, constitutional provisions, differentiation of subjects of competence, separation of powers, federalism, democracy, balance of interests, politics.
Федеративное государственно-территориальное устройство, закрепленное ст. 1 Конституции Российской Федерации [1], представляет особой особую форму организации и функционирования власти на уровне федерального центра и регионов, распределения полномочий и финансовых ресурсов между ними.
Федерализм «позволяет достигать наиболее оптимальные соотношения общего и частного, целого и его составляющих, универсального и конкретного, что диктуется потребностями демократического существования и развития» [3]. Подобное соотношение проявляется в демократических институтах, реализуемых на всех уровнях (от государственного — до регионального), а также в децентрализации власти, проявляющейся в распределении полномочий между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов.
При общей позитивной исторической и политико-правовой оценке федерализма как формы государственного устройства и основанной на ней системы управления следует признать, что он таит в себе немало проблем, основные из которых могут быть обозначены следующим образом:
– фактическое становление двух разноплановых процессов в федеративных отношениях: с одной стороны усиливается роль федерального центра, а с другой — все более сильными становятся субъекты, что порождает проблему распределения предметов ведения и полномочий между центром и субъектами;
– отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих реальное участие субъектов РФ в принятии важных экономических, социальных и политических решений;
– диспропорции в развитии регионов [6];
– стремление регионов к большей самостоятельности;
– несогласованность политики центра и регионов в финансовых вопросах;
– традиционный характер социально-бытовой и производственной инфраструктуры отдельных регионов, «не вписывающийся» в общую картину финансово-экономической политики России;
– разногласия между руководителями федерального и регионального уровня по принципиально важным вопросам, препятствующие сотрудничеству и взаимопониманию;
– самобытность культур и религиозных убеждений отдельных народов, населяющих отдаленные регионы России;
– существенно различающийся уровень жизни (доходов) населения центральных и отделенных регионов России.
Необходимо понимать, что «федеративный порядок для демократического государства является не только вопросом выбора, но и важной необходимостью» [8], поэтому решение обозначенных проблем является стержневым направлением внутренней политики Российской Федерации.
Распределение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, согласно конституционным предписаниям, производится по трем направлениям: предметы ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ); предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ); вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).
Особым компонентом распределения предметов ведения и полномочий между федеральными органами РФ и ее субъектов является предусмотренная в ч. 2 ст. 78 возможность федеральных органов исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Формой передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти органам государственной власти субъектов выступают соглашения, которые заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (ч. 1 ст. 26.8 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2].
Соглашение о передаче полномочий между федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ выступает оптимальной и взаимовыгодной формой сотрудничества в сфере взаимодействия уровней публичной власти в федеративном государстве [4].
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов является одним из важнейших вопросов развития российского федерализма, поскольку оно «определяет конституционно-правовой статус последних и влияет на формы и методы государственного строительства» [7].
Конституционно-правовое разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов обладает весомой значимостью, проявляющейся в то, что оно: способствует укреплению и развитию федерализма, его уникальной национальной асимметричной национальной модели, а также стабилизации российской государственности; обеспечивает в разумных пределах равенство субъектов РФ во взаимоотношениях друг с другом и федеральным центом; обеспечивает сбалансированное и справедливое распределение финансово-экономических средств государства между регионами (учитывая особенности их территории и уровень развития); способствует предотвращению конфликтов (соперничества, отстаивания прерогативы) между субъектами федерации, обеспечивает согласованность их действий в процессе реализации совместных проектов; служит укреплению основ соблюдения, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Предметы ведения субъектов РФ подвергаются подробной законодательной регламентации в Конституциях и Уставах ее субъектов. И в подобном контексте возникает серьезная проблема — субъекты на своем уровне активно лоббируют идею унитаризма, находящую отражение в их законодательстве. Последствием подобного правотворчества выступает противоречие законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральному законодательству, которое, по оценкам отечественных ученых, в различные периоды колеблется от 50 до 80 %.
Преодоление обозначенной проблемы видится в укреплении жизнеспособности российского федерализма «при условии предоставления максимальной политической самостоятельности составным частям федерации» [5], обеспечения разумного компромисса между федеральным центром и регионами при обеспечении реального разделения властей, что, в свою очередь, создаст условия для дальнейшего развития демократических институтов и стабилизации общественной жизни в целом.
Резюмируя изложенное, можно с полной уверенностью утверждать, что конституционная форма разграничения совместной компетенции РФ и субъектов РФ не исчерпала свой потенциал, она имеет тенденцию к расширению и совершенствованию посредством поэтапного устранения проблем, возникающих на пути достижения баланса интересов центра и субъектов, без которого немыслимо существование любого федеративного государства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
- Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
- Анненкова В. Г. Федерация как форма государственного устройства: содержание и основные проявления // Базис. 2017. № 2. С. 23–26.
- Бобров Н. Б. Функции и роль соглашений при осуществлении полномочий федеральный и региональных органов исполнительной власти по вопросам местного ведения // Аллея науки.2019. Т. 3. № 12. С. 791–794.
- Добрынин Н. М. Современный российский федерализм в фокусе проблем обеспечения демократии, разделения властей и работоспособности административной вертикали // Государство и право. 2020. № 2. С. 25–36.
- Платонов В. М. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами — как принцип российского федерализма: автореф. дис. …д-ра юрид. наук. М., 2010. 62 с.
- Султанова Л. И. Взаимодействие органов власти федерального и регионального уровней // Трансформация национальной социально-экономической системы России. Материалы I научно-практической конференции (Москва, 30 ноября 2018 г.). М.: РГУП, 2019. С. 71–77.
- Сухроб Р. Проблемы федерализма в России // [Электронный ресурс]. Сайт Уральского федерального университета. URL: elar. urfu.ru.