История становления федеративного устройства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 19.01.2022

Статья просмотрена: 6456 раз

Библиографическое описание:

Скачкова, А. А. История становления федеративного устройства в России / А. А. Скачкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88000/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются предпосылки, история создания и становления Российской Федерации.

Ключевые слова : федерация, национальный вопрос, многонациональное государство, конституционная федерация.

Исследователи отмечают, что Россия как федеративное государство имеет самую богатую и противоречивую историю становления [5].

Вплоть до 1917 г. Россия представляла собой империю, монархическое и унитарное по своей сути государство, хотя в ее состав по состоянию на 1914 г. входила 101 административно-территориальная единица [2], каждая из которых обладала своими особенностями политического устройства и предоставленных им прав [4]. В состав империи входили губернии, области, края и эмираты. Важно отметить, что царская власть содействовала сохранению политического и культурного своеобразия каждого субъекта. Ряд территориальных образований входили в состав Российской империи на договорной основе — например, Башкирия, Молдавия и Украина. Этот факт подтверждает наличие федеративных элементов в российской государственности [4].

Абдулатипов Р. Г. указывает на то, что «в царской России делались попытки децентрализовать управление, разграничить полномочия, т. е. фактически просматривались в государственном устройстве признаки федерализма» [1, c. 285]. Однако эти попытки увенчались успехом лишь после Октябрьской революции, когда в январе 1918 г. Третьим Всероссийским съездом Советов была принята резолюция «О федеральных учреждениях Российской Республики», где в пункте 1 говорилось: «Российская Социалистическая Советская республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как Федерация советских республик этих народов» [9]. В ч. 5 и 6 резолюции речь шла о разграничении сферы деятельности федеральных и местных органов власти, а также указывалось на обязанность Центральной Советской власти «следить за соблюдением основ федерации» [6].

Основной причиной создания федерации была необходимость решения национального вопроса в многонациональной стране. Конституцией РСФСР 1918 г. была создана РФ, учрежденная «на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик» [6].

30 декабря 1922 г. I съездом Советов СССР был подписан Договор об образовании СССР, которым провозглашалось, что 4 независимые советские социалистические республики — РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР — «объединяются в одно союзное государство — Союз советских социалистических республик» [4]. А в январе 1924 г. II съездом Советов СССР была учреждена первая Конституция СССР, которая не отменяла ранее принятые Конституции государств-членов СССР. Этим шагом завершилось юридическое оформление Советского государства. Иванов В. Н. отмечает, что «Советский Союз как новая форма федерации был основан на суверенитете своих субъектов и объединил как унитарные, так и федеративные (РСФСР) государства» [4].

СССР был построен на принципах добровольности объединения субъектов, их равноправии и демократическом централизме [4]. РСФСР, в свою очередь, выступал в качестве асимметричной национально-территориальной федерации, в которой национально-территориальные субъекты, такие как автономные советские социалистические республики и автономные округа, имели больше привилегий и прав, чем административно-территориальные субъекты — края и области. Например, Автономные Советские Социалистические Республики имели свои собственные конституции, что давало им право претендовать на более высокий статус по отношению к субъектам, не имевшим такого права, например, краям и областям [3].

Накануне распада СССР представлял собой громоздкую и сложную систему из 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 123 областей. Советское государство являлось федерацией лишь де-юре, а де-факто СССР характеризовался неэффективностью конституционного контроля, высоким уровнем централизации власти и заменой федеральных форм реальностью унитарного государства [4].

25 декабря 1991 г. распался Советский Союз, и перед Россией возникла проблема утверждения нового демократического федерализма [4].

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который разграничил предметы ведения федеральных органов государственной власти, к которым теперь были отнесены федеративное устройство, территория Российской Федерации и ее целостность, и предметы совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ [4].

В соответствии с Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., к субъектам РФ стали относиться не только национально-территориальные, но и административно-территориальные образования [4]. Согласно ст. 65 Конституции РФ к субъектам были отнесены 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения [7]. Стоит отметить, что все 89 субъектов были объявлены равными, хотя де-факто таковыми не являлись. Неравенство субъектов было закреплено в ст. 66 Конституции РФ. В соответствии с ней статус республики определялся Конституцией РФ и конституцией республики, в то время как статус других субъектов — Конституцией РФ и уставом этих субъектов [7].

Более того, после распада СССР субъекты РФ активно наделялись большим количеством полномочий, что способствовало их стремлению к обособлению, а также переходу России к конфедеративному устройству [4]. Садыков Ф. Б. утверждает, что «до середины 1994 г. нарастала опасность превращения противоречий между Центром и регионами в основное противоречие современного российского общества, способное привести к распаду России» [10]. Вопреки всем противоречиям, господствующей стала идея конституционной федерации. В настоящее время Россия — это смешная федерация, в основе которой лежит как национальный, так и национально-территориальный признак [5, c. 512].

Россия проделала долгий и трудный путь к современному федерализму, и как верно отметил Лихачев В. Н.: «Федерализм для России — страны многонациональной, поликонфессиональной — больше, чем просто форма государственного устройства. Это и стабильность государства, его безопасность, баланс интересов Центра и регионов, оптимизация их взаимодействия» [8].

Литература:

  1. Абдулатипов, Р.Г., Болтенкова, Л.Ф., Яров, Ю. Ф. Федерализм в истории России [Текст] / Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, Ю. Ф. Яров // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал. — 1995. — № 3. — С. 285.
  2. Административно-территориальное деление Российской империи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.krasplace.ru/empire#:~:text=Административно-территориальное %20деление %20Российской %20империи. %20Список,в %20Финляндии %20на %2051 %20приход (дата обращения: 01.11.2021).
  3. Верховцова, А. С. Становление российского федерализма: проблема возникновения и разрешения конфликтов [Текст]: автореферат дис. … канд. полит. наук.: 23.00.02 / Верховцова Алеся Сергеевна; Ур. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург, 2006. С. 14.
  4. Иванов, В. Н. Становление российского федерализма [Электронный ресурс]: науч. ст. / В. Н. Иванов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2001. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-rossiyskogo-federalizma (дата обращения: 02.11.2021).
  5. Каирова, А. И. Развитие Федеративной формы государственного устройства: некоторые аспекты теории и практики [Текст] / А. И. Каирова, А. Ю. Озов // Аллея науки. — 2018. — Т. 5. — № 9(25).
  6. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) (прекратила действие). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/ (дата обращения: 31.10.2021).
  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 31.10.2021).
  8. Лихачев, В. Н. Опыт соглашений между Москвой и Казанью [Текст] / В. Н. Лихачев // НГ-регионы. Приложение к Независимой Газете. 1999. № 4. С. 9.
  9. Резолюция III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/act1600–1918/5321/ (дата обращения: 31.10.2021).
  10. Садыков, Ф.Б. «Центр — регион»: проблемы взаимоотношения [Электронный ресурс]: науч. ст. / Ф. Б. Садыков // Социологические исследования. 1997. № 8. Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/text/16427354/
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Конституция РФ, республика, РСФСР, автономная область, государственная власть, государственное устройство, конституционная федерация, Российская Федерация, Советский Союз.


Ключевые слова

федерация, многонациональное государство, национальный вопрос, конституционная федерация

Похожие статьи

Принципы федеративного устройства России

В статье автор исследует основные демократические принципы, на которых базируется федеративное устройство России.

Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов

Статье анализируются современные научно-практические проблемы российского федерализма, возникающие при решении вопросов о распределении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Дискуссии о формах государственно-территориального устройства

В данной статье рассмотрены вопросы определение понятия «форма государственно-территориального устройства», возникновение и развитие данного элемента формы государства. Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

К вопросу разграничения понятий «федерализм» и «федерация»

Российский федерализм на современном этапе

Особое внимание уделяется проблемам современного российского федерализма и рассматривается важность его существования на современном этапе, а также взаимодействие на международной арене и польза данного сотрудничества.

Понятие и правовая сущность федерализма

В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.

Становление и развитие российского федерализма

В статье рассматриваются вопросы становления и развития российского федерализма после распада СССР и до настоящего времени. Фактически выделено несколько особенностей развития российского федерализма. За чуть более тридцать лет был пройден период «па...

Проблемы развития современной демократии в РФ

В статье повествуется о проблемах развития современной демократии в Российской Федерации, а также их возможные способы решения.

Правовое оформление образования СССР

В статье произведена оценка значения политических и общественных изменений, их законодательное воплощение и возможные причины назревания противостояний внутри государства после Октябрьской революции. Исследование направлено на установление закономерн...

Похожие статьи

Принципы федеративного устройства России

В статье автор исследует основные демократические принципы, на которых базируется федеративное устройство России.

Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов

Статье анализируются современные научно-практические проблемы российского федерализма, возникающие при решении вопросов о распределении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Дискуссии о формах государственно-территориального устройства

В данной статье рассмотрены вопросы определение понятия «форма государственно-территориального устройства», возникновение и развитие данного элемента формы государства. Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

К вопросу разграничения понятий «федерализм» и «федерация»

Российский федерализм на современном этапе

Особое внимание уделяется проблемам современного российского федерализма и рассматривается важность его существования на современном этапе, а также взаимодействие на международной арене и польза данного сотрудничества.

Понятие и правовая сущность федерализма

В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.

Становление и развитие российского федерализма

В статье рассматриваются вопросы становления и развития российского федерализма после распада СССР и до настоящего времени. Фактически выделено несколько особенностей развития российского федерализма. За чуть более тридцать лет был пройден период «па...

Проблемы развития современной демократии в РФ

В статье повествуется о проблемах развития современной демократии в Российской Федерации, а также их возможные способы решения.

Правовое оформление образования СССР

В статье произведена оценка значения политических и общественных изменений, их законодательное воплощение и возможные причины назревания противостояний внутри государства после Октябрьской революции. Исследование направлено на установление закономерн...

Задать вопрос