В статье рассматриваются предпосылки, история создания и становления Российской Федерации.
Ключевые слова : федерация, национальный вопрос, многонациональное государство, конституционная федерация.
Исследователи отмечают, что Россия как федеративное государство имеет самую богатую и противоречивую историю становления [5].
Вплоть до 1917 г. Россия представляла собой империю, монархическое и унитарное по своей сути государство, хотя в ее состав по состоянию на 1914 г. входила 101 административно-территориальная единица [2], каждая из которых обладала своими особенностями политического устройства и предоставленных им прав [4]. В состав империи входили губернии, области, края и эмираты. Важно отметить, что царская власть содействовала сохранению политического и культурного своеобразия каждого субъекта. Ряд территориальных образований входили в состав Российской империи на договорной основе — например, Башкирия, Молдавия и Украина. Этот факт подтверждает наличие федеративных элементов в российской государственности [4].
Абдулатипов Р. Г. указывает на то, что «в царской России делались попытки децентрализовать управление, разграничить полномочия, т. е. фактически просматривались в государственном устройстве признаки федерализма» [1, c. 285]. Однако эти попытки увенчались успехом лишь после Октябрьской революции, когда в январе 1918 г. Третьим Всероссийским съездом Советов была принята резолюция «О федеральных учреждениях Российской Республики», где в пункте 1 говорилось: «Российская Социалистическая Советская республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как Федерация советских республик этих народов» [9]. В ч. 5 и 6 резолюции речь шла о разграничении сферы деятельности федеральных и местных органов власти, а также указывалось на обязанность Центральной Советской власти «следить за соблюдением основ федерации» [6].
Основной причиной создания федерации была необходимость решения национального вопроса в многонациональной стране. Конституцией РСФСР 1918 г. была создана РФ, учрежденная «на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик» [6].
30 декабря 1922 г. I съездом Советов СССР был подписан Договор об образовании СССР, которым провозглашалось, что 4 независимые советские социалистические республики — РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР — «объединяются в одно союзное государство — Союз советских социалистических республик» [4]. А в январе 1924 г. II съездом Советов СССР была учреждена первая Конституция СССР, которая не отменяла ранее принятые Конституции государств-членов СССР. Этим шагом завершилось юридическое оформление Советского государства. Иванов В. Н. отмечает, что «Советский Союз как новая форма федерации был основан на суверенитете своих субъектов и объединил как унитарные, так и федеративные (РСФСР) государства» [4].
СССР был построен на принципах добровольности объединения субъектов, их равноправии и демократическом централизме [4]. РСФСР, в свою очередь, выступал в качестве асимметричной национально-территориальной федерации, в которой национально-территориальные субъекты, такие как автономные советские социалистические республики и автономные округа, имели больше привилегий и прав, чем административно-территориальные субъекты — края и области. Например, Автономные Советские Социалистические Республики имели свои собственные конституции, что давало им право претендовать на более высокий статус по отношению к субъектам, не имевшим такого права, например, краям и областям [3].
Накануне распада СССР представлял собой громоздкую и сложную систему из 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 123 областей. Советское государство являлось федерацией лишь де-юре, а де-факто СССР характеризовался неэффективностью конституционного контроля, высоким уровнем централизации власти и заменой федеральных форм реальностью унитарного государства [4].
25 декабря 1991 г. распался Советский Союз, и перед Россией возникла проблема утверждения нового демократического федерализма [4].
31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который разграничил предметы ведения федеральных органов государственной власти, к которым теперь были отнесены федеративное устройство, территория Российской Федерации и ее целостность, и предметы совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ [4].
В соответствии с Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., к субъектам РФ стали относиться не только национально-территориальные, но и административно-территориальные образования [4]. Согласно ст. 65 Конституции РФ к субъектам были отнесены 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения [7]. Стоит отметить, что все 89 субъектов были объявлены равными, хотя де-факто таковыми не являлись. Неравенство субъектов было закреплено в ст. 66 Конституции РФ. В соответствии с ней статус республики определялся Конституцией РФ и конституцией республики, в то время как статус других субъектов — Конституцией РФ и уставом этих субъектов [7].
Более того, после распада СССР субъекты РФ активно наделялись большим количеством полномочий, что способствовало их стремлению к обособлению, а также переходу России к конфедеративному устройству [4]. Садыков Ф. Б. утверждает, что «до середины 1994 г. нарастала опасность превращения противоречий между Центром и регионами в основное противоречие современного российского общества, способное привести к распаду России» [10]. Вопреки всем противоречиям, господствующей стала идея конституционной федерации. В настоящее время Россия — это смешная федерация, в основе которой лежит как национальный, так и национально-территориальный признак [5, c. 512].
Россия проделала долгий и трудный путь к современному федерализму, и как верно отметил Лихачев В. Н.: «Федерализм для России — страны многонациональной, поликонфессиональной — больше, чем просто форма государственного устройства. Это и стабильность государства, его безопасность, баланс интересов Центра и регионов, оптимизация их взаимодействия» [8].
Литература:
- Абдулатипов, Р.Г., Болтенкова, Л.Ф., Яров, Ю. Ф. Федерализм в истории России [Текст] / Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, Ю. Ф. Яров // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал. — 1995. — № 3. — С. 285.
- Административно-территориальное деление Российской империи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.krasplace.ru/empire#:~:text=Административно-территориальное %20деление %20Российской %20империи. %20Список,в %20Финляндии %20на %2051 %20приход (дата обращения: 01.11.2021).
- Верховцова, А. С. Становление российского федерализма: проблема возникновения и разрешения конфликтов [Текст]: автореферат дис. … канд. полит. наук.: 23.00.02 / Верховцова Алеся Сергеевна; Ур. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург, 2006. С. 14.
- Иванов, В. Н. Становление российского федерализма [Электронный ресурс]: науч. ст. / В. Н. Иванов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2001. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-rossiyskogo-federalizma (дата обращения: 02.11.2021).
- Каирова, А. И. Развитие Федеративной формы государственного устройства: некоторые аспекты теории и практики [Текст] / А. И. Каирова, А. Ю. Озов // Аллея науки. — 2018. — Т. 5. — № 9(25).
- Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) (прекратила действие). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/ (дата обращения: 31.10.2021).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 31.10.2021).
- Лихачев, В. Н. Опыт соглашений между Москвой и Казанью [Текст] / В. Н. Лихачев // НГ-регионы. Приложение к Независимой Газете. 1999. № 4. С. 9.
- Резолюция III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/act1600–1918/5321/ (дата обращения: 31.10.2021).
- Садыков, Ф.Б. «Центр — регион»: проблемы взаимоотношения [Электронный ресурс]: науч. ст. / Ф. Б. Садыков // Социологические исследования. 1997. № 8. Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/text/16427354/