Феномен качества образования и его индикаторы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 10.05.2023

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Николаева, А. В. Феномен качества образования и его индикаторы / А. В. Николаева, Д. В. Квеквескири. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 494-498. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102436/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье речь идет о том, с помощью каких критериев оценивается качество образования в современном мире. Анализ материала показывает, что они могут оказывать значительное влияние на репутацию и конкурентоспособность вузов и школ в глазах прямых и косвенных бенефициаров образования. Актуальность статьи обусловлена необходимостью постоянной оценки качества образования и поиска наиболее эффективных методов его улучшения. Выделение правильных индикаторов поможет достичь этой цели наилучшим образом. В статье рассматриваются различные подходы к формированию и использованию индикаторов качества образования, а также приводятся подтверждающие данные индикаторы примеры.

Ключевые слова: образование, качество, учебное заведение, работодатель.

This article is about the criteria used to assess the quality of education in the modern world. The analysis of the material shows that they can have a significant impact on the reputation and competitiveness of universities and schools in the eyes of direct and indirect beneficiaries of education. The relevance of the article is due to the need for constant assessment of the quality of education and the search for the most effective methods to improve it. The identification of the correct indicators will help to achieve this goal in the best possible way. The article considers various approaches to the formation and use of education quality indicators, as well as provides supporting examples.

Keywords: education, quality, educational institution, employer.

Образование — как формальное, так и неформальное — стало абсолютной необходимостью в XXI веке. Высокая значимость образования для национального и личного развития обусловлена теми компетенциями, которые оно дает.

Для наиболее полного раскрытия анализируемой в данной статье темы качества образования и его индикаторов необходимо для начала дать определения понятиям «образование» и «качественное образование».

В «Справочнике методиста» слову «образование» дается такое определение: «обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» [1, c. 43].

Образование невозможно без человеческого фактора. В учебном процессе участвует не только прямой бенефициар — школьник или студент, но и преподаватели, лица, проверяющие работу преподавателей, образовательной программы и самого учреждения, а также работодатели, которые взаимодействуют с «продуктом», выпускаемым ВУЗом.

Качество образования — неоднозначное понятие, поэтому должно рассматриваться с объективной и субъективной точки зрения. Качество чего бы то ни было — это соответствие определенным критериям. В таком случае возникает вопрос — какие именно критерии могут быть применимы к качеству образования?

В англоязычном труде Д. Колби под качественным образованием понимают такое образование, при котором учащиеся не испытывают какого-либо физического дискомфорта (голод, жажда, проблемы со здоровьем или невозможность учиться из-за них); находятся в здоровой, безопасной и не дискриминирующей по какому-либо признаку среде; изучают релевантную информацию, направленную на наработку полезных навыков (как базового, так и продвинутого уровня); проходят обучение у квалифицированных преподавателей со свежими учебными материалами; задействованы в обучении, помогающем национальным образовательным целям и включающим их в общественную жизнь [6, c. 2].

Почему в одном и том же учебном заведении для кого-то качество полученного образования будет высоким, а для кого-то нет — это вопрос опыта. Был ли ранее у учащегося опыт получения образования? Есть ли с чем сравнить?

Образование требует участия двух сторон — того, кто «поставляет» знания и того, кто «получает» их. Человек должен обладать определенной степенью ответственности и иметь навыки самоорганизации, чтобы быть не только «потребителем», но и непосредственным участником процесса образования.

Благодаря каким опорным точкам мы можем утверждать, что полученное образование является качественным?

В первую очередь, важно, чтобы обучающийся или его представитель были знакомы с нормативной базой оценки качества образования — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ; Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». Знание того, что именно Министерство Образования закладывает в понятие «качественности образования», снимает с обучающегося мощный пласт дальнейших разочарований.

Кроме того, учебные заведения, а также государственные структуры, отвечающие за качество образования, должны учитывать потребности обучающихся — идти в ногу со временем, предлагая для освоения новые профессии, следить за техническим оснащением учебного заведения, создавать доступную среду для людей с ограниченными возможностями.

Основными индикаторами качества образования люди как университетского, так и пост-университетского возраста первыми обычно называют следующие:

1) Хорошая посещаемость студентов на программе

2) Актуальность учебных программ в современном мире и системы образования в конкретном вузе

3) Рейтинги учебных заведений

4) Международная или иная аккредитация учебной программы или учебного заведения

Кроме вышеназванных индикаторов качества образования, есть и другие, менее очевидные, но не менее важные. Среди них:

1) Широкий спектр профессий, в которых возможно трудоустройство

2) Использование новейших средств обучения и актуального методического аппарата

3) Количество списываний на экзаменах и тестах

4) Внеучебные мероприятия и конкурсы, на которых студенты различных специальностей могут пополнить свое портфолио

Прокомментируем каждый из них.

Взаимосвязь между посещаемостью занятий и качеством образования существует, причем самая прямая: в статье Цедик О. Д. опрошенные ею студенты рассказали, что, кроме объективных факторов, влияющих на посещаемость, например, болезнь, влияет и отсутствие интереса к программе и профессии или однообразное преподнесение материала. Во многих странах, согласно сведениям из статьи, вводятся так называемые штрафы за пропуски, но, судя по данным, это действует только на студентов первых курсов [4, c. 2].

Сложным ответ на вопрос об индикаторах качественного образования делают тренды в обучении. Образование, как и любая сфера, подвержено трендам, только они носят глобальный характер. Российский рынок труда постепенно перенимает европейские методы отбора соискателей -сопроводительные и мотивационные письма, творческие тестовые задания. В таких условиях кандидат, выработавший в себе лидерские и креативные качества за время учебы, будет выгодно выделяться на фоне других.

Далее имеет смысл осветить рейтинговую систему. Как функционирует система оценки качества образования в виде рейтингов? Согласно сведениям научного сотрудника Евгения Белова, создателя канала «Наука и университеты», это происходит так: «Каждый университет, претендующий на место в Глобальном агрегированном рейтинге (ГАР), должен попасть не менее, чем в два из упомянутых выше списков (THE, QS, ARWU, «Три миссии университетов», RUR и другие). Внутри шкалы ГАР университеты распределены по 15 «лигам». В первую (250 лучших вузов, 1 % от 25 тысяч университетов мира), как и в прошлом году, от России вошел только МГУ. Десять российских университетов попали во вторую лигу (2 % лучших вузов мира) — это на два больше, чем год назад. В их число входят СПбГУ, НИУ «МФТИ», Томский национальный исследовательский госуниверситет, Казанский федеральный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и другие. Более половины отечественных университетов заняли места в десятой лиге».

Теперь что касается аккредитации: эта процедура позволяет университетам проверить и подтвердить качество своих программ и обеспечить соответствие учебных планов и методов обучения требованиям определенных стандартов. Аккредитация также помогает университетам привлекать более качественных студентов и улучшать свое международное рейтингование. Отсутствие аккредитации у учебного заведения может вызвать большие проблемы у его выпускников: от невозможности продолжить образование до сложностей с устройством на работу.

Несложное трудоустройство на высокооплачиваемую работу обеспечивается совокупностью факторов. Часто абитуриенты подходят к выбору будущей профессии с искаженным представлением: не секрет, что высокую популярность имеют программы по юриспруденции, экономике, медицине и программированию, в зарубежном образовании популярна инженерия и особенно МБА (магистратуры по бизнес-администрированию). Но не стоит забывать, что самореализоваться и «продать» свой кадровый опыт по высокой цене можно почти в любой профессии, поэтому при выборе специальности без учета склонностей студент будет вряд ли в состоянии поддерживать высокий уровень и, что еще менее вероятно, развиваться в этом направлении еще как-то, кроме учебы.

Здесь необходимо затронуть еще один важный факт. В случае релокации успешно освоиться в новой стране будет под силу не каждому специалисту. Престижные профессии юриста и бухгалтера создадут при этом массу проблем, так как они завязаны на законодательстве той страны, в которой кадр обучался, и в новой стране он будет вынужден переучиваться.

При этом высшее образование нужно и по силам далеко не всем. Программы высших учебных заведений чаще всего не предусматривают большое количество практики, они подходят к обучению специальности с точки зрения науки и углубленного изучения предметов, а в средне-специальных заведениях делается упор на прикладные навыки, что-то максимально приближенное к практическому труду.

Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев сообщил журналистам о возросшей популярности среднего профессионального образования: «Уже более 60 % учеников 9-х классов сейчас для продолжения своего образовательного трека выбирают систему СПО». Причины, как говорится, на поверхности. Во-первых, школьники таким образом обходят ЕГЭ; во-вторых, СПО — это возможность достаточно быстро получить профессию и обрести финансовую независимость от родителей. Наконец, если речь идет о платном обучении, то программы СПО, как правило, существенно дешевле высшего образования [5, c. 1].

Невозможность найти работу по определенной специальности может говорить о том, что во время обучения кадр не приобрел нужных в профессии компетенций, что специальность выбиралась неосознанно (и здесь возникает вопрос об отсутствии профориентации в выпускных классах школы), либо о том, что специальность сама по себе не предусматривает большого количества вариантов для трудоустройства и потому непопулярна среди абитуриентов. Способом решения проблемы именно последнего пункта может послужить активное вовлечение потенциальных работодателей в мероприятия и систему обучения, чтобы студенты получали работу еще со «студенческой скамьи», увеличение спектра мероприятий, где студенты смогут получить смежные с профессией навыки и так далее.

В группе риска списывания находятся наименее вовлеченные студенты, а также студенты, неудовлетворенные качеством образования в своем вузе, выбором вуза или направления подготовки. У таких студентов может не хватать мотивации самостоятельно выполнять необходимый объем учебных заданий. Студенты чаще прибегают к списыванию, если их преподаватели используют преимущественно пассивные практики обучения, такие как пересказ и переписывание материала. Большинство студентов оправдывают списывание, если боятся забыть материал (75 %), если курс считается бесполезным для будущей профессии (64 %), а также в случае нехватки времени на подготовку (63 %). Данные сведения базируются на информации из научного канала исследователя Ульяновского Государственного Университета Евгения Белого.

Если само учебное заведение не помогает обучающемуся с трудоустройством напрямую, оно часто косвенно все равно этому способствует с помощью практик, конференций и прочего, где студент может привлечь внимание потенциальных работодателей. Как известно, один лишь диплом ВУЗа с топовой позицией в рейтингах или диплом любого ВУЗа с отличием не гарантирует трудоустройство. Для этого кадру необходимо уметь преподносить свои навыки, многим из которых он в университете научиться не мог. Кроме того, даже если кадр изучил все о том, как, к примеру, необходимо преподавать русский язык как иностранный, одно это не даст ему рабочее место, так как теория должна быть подкреплена практикой. Такой опыт можно наработать в научных конференциях, конкурсах проектов, на практике, за которую выставляется оценка, стажировках и программах обмена. Первое, что узнает работодатель о соискателе на вакансию — это список его достижений и рабочих мест из его резюме, но не перечень предметов из университета и оценок по ним. Именно поэтому внеучебные активности имеют такое значение.

А сейчас остановимся на платном и бесплатном образовании, так как эти аспекты часто связывают с качеством. Следует отметить зависимость качества образования от его коммерческой составляющей. Бытуют два мнения.

Первое — платное образование качественнее бесплатного. Второе мнение ровно противоположное. Мы попытаемся разобраться в этих вопросах и выяснить, что из этого правда.

Главная проблема того, что все эти критерии сложно соблюсти одновременно в вузе (или школе) с бюджетными местами, заключается в том, что бюджетное образовательное учреждение — это большой поток людей. Зачастую здесь не хватает времени, ресурсов и финансов для того, чтобы уделять внимание каждому, учитывать его индивидуальные особенности, расставлять кулеры с водой по этажам, устанавливать современные унитазы и кондиционеры. Большое внимание в государственных образовательных учреждениях уделяется отчётности, и это логично, потому что трата средств, выданных как целевое финансирование, должна быть документально подтверждена. Если вложенные денежные средства не будут израсходованы в соответствии с договоренностями, то в следующий раз учебное заведение не получит финансирование.

Коммерческой образовательной организации же приходится всё время поддерживать свой имидж, давать рекламу, ценить каждого учащегося, потому что именно он является источником финансирования.

Так или иначе, объективные критерии качества образования не всегда являются истинными. Скажем, ЕГЭ не является точным отражением реальных знаний обучающегося. С его введением появился ряд проблем, которые влияют на результаты экзаменов. Их в своей работе «Проблемы ЕГЭ в российском образовании» выделяет Иванова С. А.: «Установление шаблонного мышления, экзамен не учитывает творческие, креативные стороны учащихся» [2, c. 5]. Сегодня, по мнению Министерства Образования, ЕГЭ является объективным показателем знаний учащегося. Через многие годы эта объективность изменится. Объективные критерии устанавливаются государством, если это государственное образовательное учреждение, или частным предпринимателем, если это частная школа/университет/детский сад и т. д.

Можем прийти к выводу, что государственные образовательные учреждения в большей степени ориентированы на объективные критерии качества образования, то есть на те, которые создаёт государство. Коммерческие образовательные организации вынуждены больше ориентироваться на субъективные критерии качества образования, то есть на те требования, которые к ним предъявляет «потребитель».

При этом важно отметить, что существуют и те государственные бюджетные учреждения, которые стараются по возможности учитывать желания учащихся, прислушиваться к ним, но, к сожалению, нельзя сказать, что это носит массовый характер, и иногда это всё равно происходит за счёт самих учащихся (сбор средств на техническое/материальное оснащение).

В заключение скажем, что бюджетное и платное образование могут быть одинаково качественными как с объективной, так и с субъективной точки зрения. Во многом это зависит от конкретного человека или группы лиц — от преподавателя, от обучающегося, от представителя администрации учебного заведения, от тех, кто устанавливает стандарты, которым потом подчиняется учебное заведение и т. д. Поэтому данный аспект можно считать спорным индикатором: дороговизна не всегда означает их качество, цена обычно складывается из зарплат преподавателей, расходов на развитие учебно-методической базы, учебную и методическую литературу, организацию практик, повышение квалификации, коммунальные платежи [3, c. 3].

Значение образования и его качества с годами возрастает благодаря массе даваемых им преимуществ. Мы выделили в настоящей статье множество индикаторов качественного образования, которые представляют как признанные определенными стандартами, так и сугубо личностные характеристики.

Литература:

  1. Домбровская Е. А. Справочник методиста. Часть 1. Основные термины, их определения, применяемые в Кодексе Республики Беларусь об образовании. Мн.: МГОУМК, 2012. — 48 с.
  2. Иванова С. А., Проблемы ЕГЭ в Российском образовании, Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова г. Якутск
  3. Ковалева Т. А., Что определяет стоимость обучения в российских вузах?, Университетское управление: практика и анализ, НИУ «ВШЭ», Санкт-Петербург, 2017
  4. Цедик О. Д., Проблема посещаемости занятий в ВУЗе, МГУП, Могилев, 2018
  5. Более 60 % девятиклассников выбирают средне-профессиональное образование — замминистра просвещения РФ, Нижний Новгород, 2022
  6. Colby J., Defining quality of education, United Nations Children’s Fund, New York, 2000
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  8. ФГОС РФ
Основные термины (генерируются автоматически): учебное заведение, качество образования, студент, качественное образование, качество, наука РФ, образование, Приказ Министерства образования, университет, Российская Федерация.


Похожие статьи

Основные виды учебных заведений в России — Молодой ученый

Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений.

Высшего образования. Здесь дают высшее образование и занимаются наукой.

В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование.

Само понятие «федеральный университет» возникло в РФ в 2008 году с выходом Указа Президента РФ от...

Качество российской системы образования | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Козлова, Н. С. Качество российской системы образования / Н. С. Козлова.

системной оценки качества образования [1; 7; 15; 20].

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Система обеспечения качества образования в вузе проявляется в четырех качественных состояниях.

Проблема повышения качества образования в вузе

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года

В то же время, модернизация и интеграция российской системы образования в единое

Понятие «качество образования» в отечественной педагогике трактуется по-разному.

выпускников», «Учебное заведение глазами студентов», «Мнение студентов о качестве организации...

Стандартизация качества высшего образования | Молодой ученый

Иначе говоря, качественным может быть только то образование, которое позволит нынешним учащимся и студентам

качества кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе

Чтобы подойти к измерению качества высшего образования, предстоит определить

Согласно п. 4 ст. 10 Закона «Об образовании в Российской Федерации»...

Современная система высшего образования Российской...

Библиографическое описание: Боброва, Т. А. Современная система высшего образования Российской

В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации

Высшее образование РФ, опираясь на территориальные, геополитические

Тимошенко В. Сеть опорных университетов: костяк или костыль для образования...

Проблемы образования в государственных федеральных...

Отмечается низкое качество образования в высшей школе, слабое внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс. Основной формой занятий остаются лекции, набор элективных курсов минимален или полностью отсутствует [3].

Оценка качества общего образования как государственная...

В настоящей статье исследуется проблема оценки качества общего образования. На основе изучения международного, государственного и регионального опыта (Самарской области), автор приходит к выводу о сложности и многоаспектности проблемы качества общего образования.

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Объединяет эти ресурсы — образование. Р. Киплинг писал: «Образование — важнейшее из земных

Качественное образование — это, прежде всего, — эффективное управление.

Гипотеза: управление качеством образования учащихся современной школы будет эффективным, если

Знание законов РФ, основные особенности и механизмы заключения...

Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе

В статье рассматриваются проблемы оценки качества образования в высших учебных заведениях.

качестве идентификаторов уровня качества самого образования, которое студенты

Высшее образование РФ, опираясь на территориальные, геополитические...

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты.

Похожие статьи

Основные виды учебных заведений в России — Молодой ученый

Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений.

Высшего образования. Здесь дают высшее образование и занимаются наукой.

В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование.

Само понятие «федеральный университет» возникло в РФ в 2008 году с выходом Указа Президента РФ от...

Качество российской системы образования | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Козлова, Н. С. Качество российской системы образования / Н. С. Козлова.

системной оценки качества образования [1; 7; 15; 20].

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Система обеспечения качества образования в вузе проявляется в четырех качественных состояниях.

Проблема повышения качества образования в вузе

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года

В то же время, модернизация и интеграция российской системы образования в единое

Понятие «качество образования» в отечественной педагогике трактуется по-разному.

выпускников», «Учебное заведение глазами студентов», «Мнение студентов о качестве организации...

Стандартизация качества высшего образования | Молодой ученый

Иначе говоря, качественным может быть только то образование, которое позволит нынешним учащимся и студентам

качества кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе

Чтобы подойти к измерению качества высшего образования, предстоит определить

Согласно п. 4 ст. 10 Закона «Об образовании в Российской Федерации»...

Современная система высшего образования Российской...

Библиографическое описание: Боброва, Т. А. Современная система высшего образования Российской

В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации

Высшее образование РФ, опираясь на территориальные, геополитические

Тимошенко В. Сеть опорных университетов: костяк или костыль для образования...

Проблемы образования в государственных федеральных...

Отмечается низкое качество образования в высшей школе, слабое внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс. Основной формой занятий остаются лекции, набор элективных курсов минимален или полностью отсутствует [3].

Оценка качества общего образования как государственная...

В настоящей статье исследуется проблема оценки качества общего образования. На основе изучения международного, государственного и регионального опыта (Самарской области), автор приходит к выводу о сложности и многоаспектности проблемы качества общего образования.

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Объединяет эти ресурсы — образование. Р. Киплинг писал: «Образование — важнейшее из земных

Качественное образование — это, прежде всего, — эффективное управление.

Гипотеза: управление качеством образования учащихся современной школы будет эффективным, если

Знание законов РФ, основные особенности и механизмы заключения...

Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе

В статье рассматриваются проблемы оценки качества образования в высших учебных заведениях.

качестве идентификаторов уровня качества самого образования, которое студенты

Высшее образование РФ, опираясь на территориальные, геополитические...

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты.

Задать вопрос