Стандартизация качества высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.10.2014

Статья просмотрена: 519 раз

Библиографическое описание:

Корчагин, П. В. Стандартизация качества высшего образования / П. В. Корчагин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 496-497. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13064/ (дата обращения: 27.04.2024).

В статье рассмотрены системные подходы к определению качества высшего образования, сформулированы основные характеристики понятия «качество образования».

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, образовательная система, подготовка специалистов, образовательный процесс.

Анализ публикаций по проблеме качества образования позволяет заключить, что в отечественной науке наиболее системные подходы к определению качества высшего образования разработаны Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов.

Не вызывает сомнения утверждение о том, что качество образования не может рассматриваться вне контекста потребностей его субъектов, прежде всего, его потребителей, тех, кому оно должно служить. Действительно, качество образования — это качество удовлетворения потребностей людей, общества, производства в определенном, соответствующем сегодняшним и завтрашним требованиям функционирования и развития личности и общества.

Иначе говоря, качественным может быть только то образование, которое позволит нынешним учащимся и студентам успешно, продуктивно жить и работать на протяжении нескольких десятилетий, адекватно и эффективно справляться с теми вызовами, которые неизбежно возникнут в первой половине XXI века.

Качество образования — категория многоаспектная и системная. Именно системные принципы позволяют сформулировать следующие основные характеристики понятия «качество образования»:

совокупность, система свойств, процессов и результатов образования;

единство элементов и структуры объектов и процессов; система качеств элементов и подсистем объектов и процессов;

единство внутреннего и внешнего, потенциального и реального моментов системы свойств объектов и процессов;

основа цельности образования;

иерархическая система свойств или качеств частей объектов или процессов;

динамическая система свойств или качеств частей объектов или процессов (качество объекта или системы в динамике отражает в себе качество их жизненного цикла);

полезность, ценность объектов и процессов, их пригодность или приспособленность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации определенных целей, норм, доктрин, идеалов, т. е. соответствие или адекватность требованиям, потребностям и нормам.

При этом для повседневной работы вузов принципиальное значение имеет производственно-прагматическая трактовка, когда ключевым становится понятие «качество образования» как совокупность его существенных потребительских свойств, значимых для потребителя.

При таком подходе особенности характеристик качества образования состоят в следующем:

многоаспектность или многогранность качеств (качество конечного результата образования и качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества);

многоаспектность качества конечных результатов (качество образования, включая качество обучения и качество воспитания);

многосубъектность качества образования (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов, основные из которых: сами учащиеся и студенты, выпускники образовательных учреждений, их родители, работодатели, государственные органы, общество в целом, сама система образования и преподаватели различных ее уровней и ступеней, исследователи системы образования);

текущие, тактические и стратегические аспекты качества образования, неоднозначность их оценки различными субъектами в различных условиях и в различные периоды [1].

Именно при производственно-прагматической трактовке качества образования его можно рассматривать, оценивать (измерять) через призму качества образовательных услуг, оказываемых учебным заведением, и сравнивать с определенными стандартами. В международных стандартах качество трактуется именно так. При таком подходе высшее образование как специфическая социально-культурная услуга подлежит стандартизации качества.

Качество образования — это взаимосвязанная совокупность характеристик вуза, относящихся к его способности удовлетворять устоявшиеся и формируемые потребности (запросы) потребителей образовательных услуг.

Можно говорить о качестве образовательной системы в широком смысле этого слова, когда в нее включается и процесс, и результат образования.

Образовательный процесс выступает в этом случае как единство целей и содержания образовательной деятельности.

При таком подходе качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

качества образовательной (учебной) программы;

качества кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе;

качества учащихся (в начале учебного процесса как качество подготовленности абитуриентов, в конце учебного процесса как качество подготовки или компетентности выпускников);

качества средств образовательного процесса (качества материально-технической, экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных аудиторий);

качества образовательной технологии;

качество управления в образовательном заведении.

В соответствии с вышеизложенным категория «качество образования» выступает как степень соответствия (адекватности) образования (образовательной системы) базовой системе описывающих его свойств.

Таким образом, качество высшего образования — это соответствие сущностных свойств и основных характеристик реальных культурно-ценностных ориентиров, систем, процесса и результатов обучения, воспитания, развития студентов и выпускников высшей школы сложившимся в обществе нормам, потребностям личностей, общества и производства с позиции сегодняшнего и завтрашнего дня.

Чтобы подойти к измерению качества высшего образования, предстоит определить:

с одной стороны, эти сущностные свойства и характеристики разных культурно-ценностных ориентиров, системы, процесса и результатов общения, воспитания и развития студентов и выпускников;

с другой стороны, раскрыть потребности личностей, общества и производства как с позиции сегодняшнего, так и завтрашнего дня, также найти механизмы и процедуры их соотнесения.

В конечном счете, следует определить, что такое качество высшего образования в норме. В настоящее время на все эти вопросы вразумительных ответов никто не может дать. И такая картина не только в России. Во всем мире роль науки в ответе на актуальные вопросы качества высшего образования, увы, чётко и однозначно не определена. Именно это на наш взгляд и является причиной того, что единой общепризнанной концепции качества высшего образования до сих пор не разработано.

Литература:

1.      Плаксий С. И. Качество высшего образования. — М.: Национальный институт бизнеса, 2003. — 654 с.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, качество образования, качество, образовательная система, завтрашний день, образовательный процесс, общество, потребность личностей, развитие студентов.


Похожие статьи

Качество образования как педагогическая проблема

Образовательный процесс. Образовательная система, условия, соответствующие некоторым образовательным требованиям (ожиданиям, стандартам) [3]. Т. И. Шамов, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанов [6] считают, что качество образования — это интегративная характеристика...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная...

Образовательные потребности школьников и родителей г. Читы...

Потребности в образовании являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Кроме того, процессы, связанные с развитием информационной эпохи...

Непрерывное образование как основоположное условие...

Поэтому очень важными являются закрепление (используя опыт и реальные примеры) правильного прообраза системы образования, набора базовых качеств, которыми должна обладать современная личность, путей их достижения и развития на протяжении всей жизни.

Проблемы образования в государственных федеральных...

Отмечается низкое качество образования в высшей школе, слабое внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс.

К вопросу о внедрении в педагогическом вузе системы...

качество образования, педагогический вуз, качество, образовательный процесс, высшее профессиональное образование, Управление качеством, высшее образование, управленческая деятельность...

Актуальные аспекты образовательной политики в системе...

Не секрет, что в наши дни важнейшей задачей образовательной политики является достижение современного качества образования, его соответствия важным и перспективным потребностям общества.

Проблема качества современного начального образования...

Ключевые слова: образование, начальное образование, образовательная система, образовательные услуги, образовательный стандарт, качество образования. Согласно п. 4 ст. 10 Закона «Об образовании в Российской Федерации»...

Похожие статьи

Качество образования как педагогическая проблема

Образовательный процесс. Образовательная система, условия, соответствующие некоторым образовательным требованиям (ожиданиям, стандартам) [3]. Т. И. Шамов, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанов [6] считают, что качество образования — это интегративная характеристика...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная...

Образовательные потребности школьников и родителей г. Читы...

Потребности в образовании являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Кроме того, процессы, связанные с развитием информационной эпохи...

Непрерывное образование как основоположное условие...

Поэтому очень важными являются закрепление (используя опыт и реальные примеры) правильного прообраза системы образования, набора базовых качеств, которыми должна обладать современная личность, путей их достижения и развития на протяжении всей жизни.

Проблемы образования в государственных федеральных...

Отмечается низкое качество образования в высшей школе, слабое внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс.

К вопросу о внедрении в педагогическом вузе системы...

качество образования, педагогический вуз, качество, образовательный процесс, высшее профессиональное образование, Управление качеством, высшее образование, управленческая деятельность...

Актуальные аспекты образовательной политики в системе...

Не секрет, что в наши дни важнейшей задачей образовательной политики является достижение современного качества образования, его соответствия важным и перспективным потребностям общества.

Проблема качества современного начального образования...

Ключевые слова: образование, начальное образование, образовательная система, образовательные услуги, образовательный стандарт, качество образования. Согласно п. 4 ст. 10 Закона «Об образовании в Российской Федерации»...

Задать вопрос