Автор: Баскакова Наталья Павловна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Баскакова Н. П. Актуальные аспекты образовательной политики в системе высшего юридического образования // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 2-5.

В современном мире увеличивается значение качества образования как важнейшего фактора формирования нового общества в целом. Образование всегда играло, и конечно, будет играть ключевую роль в развитии и сохранении человечества как такового. Не секрет, что в наши дни важнейшей задачей образовательной политики является достижение современного качества образования, его соответствия важным и перспективным потребностям общества. Образовательная политика выступает инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гуманизации общества. Это важная составляющая общей политики государства, которая способствует повышению темпов социального, экономического и научно-технического развития России.

Образовательная политика устанавливает цели и задачи развития образования, а также гарантирует их проведение в жизнь через согласованные действия государства и общества. В связи с этим на первый план выдвинулась проблема создания, обоснования и содержания образовательных стандартов. Особое внимание к стандартизации обусловлено созданием единого образовательного пространства, вызванного политической, экономической и культурной интеграцией. Эта тенденция определила развитие европейских национальных образовательных систем. Под воздействием внутренних и внешних предпосылок новое обоснование и развитие получила стандартизация и в отечественной системе образования [1].

Высшая школа России, в том числе и юридическая, неуклонно и последовательно переходит в новое качественное состояние. Многие важные события в жизни высшей школы связаны с разработкой и началом реализации нового, уже третьего поколения образовательных стандартов. Возникают и решаются новые задачи модернизации высшей школы и на основе гуманитаризации и информатизации, перехода студентов, независимо от уровня получения ими высшего юридического образования – бакалаврского или магистерского – на более высокую ступень интеллектуального развития.

Согласно п. 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации установление федеральных государственных образовательных стандартов, поддержание различных форм образования и самообразования относится к ведению Федерации [2]. Принятый в 2012 году федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) в ст. 6 развивает данное конституционное положение, где утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. В статье 2 Закона об образовании дается определение основным понятиям, используемым в законе и на некоторых из них целесообразно остановиться более подробно.

В рамках этой статьи для нас наиболее важны те понятия, которые раскрывают сущность новых стандартов обучения. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) определяется как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. А образовательная программа определяется как комплекс основных характеристик и организационно - педагогических условий образования, включающих его содержание и планируемые результаты, представленные в виде учебного плана, рабочих программ, методических и оценочных материалов. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавриата 030900 «Юриспруденция» утвержден приказом Минобрнауки 4 мая 2010 года [3].

Законом об образовании определяется и понятие индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося. Учитывая, что основным требованием новых стандартов является реализация системно-деятельностного подхода в обучении в статье 2 Закона об образовании дается определение практики как вида учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенного вида работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Особенности ФГОС и федеральные государственные требования отмечены в ст. 11 Закона об образовании:

-     единство образовательного пространства Российской Федерации;

-     преемственность основных образовательных программ;

-     вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

-     государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

ФГОС включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

Введение новых стандартов обучения в высшей школе должно привести к основательной трансформации всего процесса обучения. Однако, вопрос о том, какие это должны быть изменения, все еще на стадии решения и согласования.

Вопросов действительно много. Как должна измениться методика преподавания в ориентире на формирование целого комплекса компетенций у студентов? Каковы запросы практики к юридическому образованию? Сможет ли система юридического образования быстро и адекватно реагировать на имеющиеся вызовы практики и системы управления? В целом, можно согласиться с утверждением о том, что система юридического образования, профессорско-преподавательские коллективы юридических вузов и факультетов находятся в ситуации серьезных вызовов и испытаний [4].

Одна из проблем заключается в том, что в свете перехода на Болонскую систему образования остается нерешенным вопрос с трудоустройством бакалавров. Так, по мнению ректора Московского государственного юридического университета им. Кутафина Виктора Блажеева правоведы старой закалки не принимают коллег-бакалавров за полноценных юристов. Например, в судьи бакалавра не возьмут, статус адвоката или лицензия нотариуса бакалавру тоже не светит. Так что у «маленьких» юристов есть основания чувствовать себя неуютно в окружении «больших» коллег, имеющих степень магистра или старый диплом специалиста [5]. Поэтому необходимо решать вопросы с трудоустройством и бакалавров. В рамках новых профессиональных стандартов сейчас ищут для них полноправное место, точнее - места.

Еще одна коллизия заключается в уровне магистерского образования, не прошедших ступень юридического бакалавриата. Например, человек окончил филологический вуз, стал бакалавром, потом поступил в магистратуру юридического факультета. Считать ли его полноправным юристом или держать в стороне от высоких юридических должностей? В научной среде предлагается два подхода к решению этой проблемы. Первый из них заключается в том, что необходимо прописать новые квалификационные требования и профессиональные стандарты ко всем юридическим профессиям, в том числе судьям, прокурорам, адвокатам и т.д., разработанные и утвержденные соответствующими ведомствами. Второй, более простой вариант, состоит в запрете поступать в юридическую магистратуру со стороны.

Еще один проблемный аспект в подготовке юристов, связан с запросами и требованиями к юридическому образованию практиков (потенциальных работодателей). По результатам социологического исследования института «Право общественных интересов» существует запрос юридической практики на два типа выпускников, условно называемых «юрист-исполнитель» и «юрист-новатор» [6]. От юристов первого типа ждут хорошего владения прикладными знаниями и навыками: знания законодательства и правоприменительной практики, практического знакомства с соответствующими процедурами, способности составить документы. Спрос на юристов такого типа достаточно велик и в государственном и негосударственном секторе.

А вот юрист-новатор должен находить правовое решение для нестандартных проблем, развивать и создавать новую правоприменительную практику, формировать новые стандарты юридической работы и т. п. Такой юрист должен оценить качество закона и его влияние на экономические, социальные процессы, видеть пробелы в юридической практике.

Конечно, данное подразделение типов юридической деятельности является чисто условным, однако, анализируя цели ФГОС, можно предположить, что юрист-исполнитель готовится в соответствии с программой бакалавриата, а юрист-новатор – программой магистратуры.

Исходя из требований Президента РФ, о том что, образование надо сближать с производством, создавать свои вузовские рейтинги и активно популяризировать науку [7], целесообразней было бы образовательный процесс по подготовке бакалавра (магистра) построить таким образом, чтобы кроме, базовых фундаментальных знаний, предусмотренных стандартом, формировать еще и компетенции необходимые для юриста-исполнителя либо юриста-новатора. ФГОС по подготовке бакалавра, и ФГОС по подготовке магистра способствуют этому, т.к. в них уменьшено число академической нагрузки на лекционную работу, и увеличен объем семинарских, практических занятий, а также объем самостоятельной работы.

За последние годы немало сделано, чтобы вузы развивались в соответствии с требованием времени, становились конкурентоспособными, задавали ориентиры передовым отраслям. Сформирована сеть ведущих университетов, выделены значительные бюджетные ресурсы. На поддержку исследований под руководством ведущих ученых предусмотрены гранты господдержки. Укрепляется система кооперации вузов и предприятий [8].

В этой связи, нам думается, важнейшей целью российской реформы (модернизации) образования стало последовательное обеспечение приоритета интересов личности, гуманизация всей системы образования. Ведущие направления реформы, принципы государственной политики в области образования, видимо, связаны с реализацией этого приоритета. В системе образования Российской Федерации появляются новые технологии обучения, инновации и на их основе - новые учебные программы и пособия, ориентированные на формирование комплекса компетенций у обучающихся.

В современных условиях юрист должен обладать высоким уровнем правовой культуры, хорошо ориентироваться в российском и зарубежном законодательстве, разбираться в проблемах рыночной экономики, уметь давать анализ конкретных ситуаций, стоять на защите свободы договоров, а самое главное, быть способным защищать права человека и гражданина. Именно поэтому российской системе образования важна и необходима широкая поддержка образовательной политики, в первую очередь, со стороны общества. Не менее важным представляется восстановление ответственной и активной роли государственных органов в образовательной сфере, что позволит российскому высшему юридическому образованию достойно конкурировать с системами образования ведущих стран мира.

 

Литература:

1.    Валькова, Г. А. Стандарты нового поколения – как фактор современной модели общего образования / Г. А. Валькова: сборник статей Администрации Президента Республики Башкортостан. – Режим доступа: http://lyceum68.ru/index.php/standarty-novogo-pokoleniya.

2.    Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

3.    Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 464 (ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. - № 26. – 28 июня.

4.    Семитко, А. П. Проблемы подготовки юристов в контексте новых образовательных стандартов / А. П. Семитко // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 6. – С. 124 – 130.

5.    Куликов, В. Судья первого сорта / В. Куликов. – Режим доступа: http://www.rg.ru.

6.    Юридическое образование в России: поиск новых стандартов качества. Материалы исследования. – М.: Институт «Право общественных интересов» (Pilnet), 2013. – 416 с. – Режим доступа: http://www.pilnet.ru/publications.

7.    Неучей не возьмут и на «платное»: материалы X съезда Российского союза ректоров. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru.

8.    Латухина, К. Армия с дипломом / К. Латухина. – Режим доступа: http://www.rg.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательных стандартов, юридического образования, образовательных программ, основных образовательных программ, высшего профессионального образования, высшего юридического образования, новых стандартов, Режим доступа, качества образования, Российской Федерации, системе образования, система юридического образования, государственных образовательных стандартов, реализации основных образовательных, федеральных государственных образовательных, новых стандартов обучения, образовательной политики, юридическому образованию, сфере образования, содержания образовательных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос