Раньше на вопрос «Куда поступаешь?» было два ответа (если не углубляться в конкретные наименования). После восьми лет обучения шли в ПТУ, после десяти – в институт. Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений. Попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга.
Законодательная база
Типам образовательных организация посвящена статья 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Из нее мы видим, что в нашей стране существуют такие ОО:
- Дошкольные. Проще говоря, это детские сады. Их тоже существует несколько видов, но на них мы в этот раз подробно останавливаться не будем
- Общеобразовательные. Имеются в виду школы и подобные им заведения – о них тоже в этот раз не говорим.
- Профессиональные. Здесь обучают по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.
- Высшего образования. Здесь дают высшее образование и занимаются наукой.
- Дополнительного образования. Это всевозможные курсы и кружки, которые могут посещать как дети, так и взрослые.
- Дополнительного профессионального образования. Здесь обучают по дополнительным профессиональным программам, то есть проводят курсы повышения квалификации и профпереподготовки.
ОО из третьего пункта мы привычно именуем ссузами, из четвертого – вузами.
Также рекомендуем: Уровни образования в России
Виды ссузов
Начнем со средних специальных учебных заведений. Хотя в упомянутом Федеральном законе такого понятия нет, и все они отнесены к уровню СПО. Все же мы будем использовать и старые, и новые термины. Ведь некоторые уровни образования по-прежнему именуются по старинке.
В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование
Такого понятия тоже с 2013 года не существует. В статье 108 Федерального закона №273-ФЗ указано, что НПО приравнено среднему профессиональному по программам подготовки квалифицированных рабочих.
Ранее его получали в профессионально-технических училищах (ПТУ). Сейчас все они преобразованы в учебные заведения следующих форм:
- профессиональные училища;
- профессиональные лицеи.
Они дают возможность за короткий срок (2 года 10 месяцев при очной форме) получить рабочую специальность. Обычно выпускники становятся поварами и кондитерами, мастерами-отделочниками, автомеханиками.
И тех, и других учебных заведений осталось очень мало. Примеры:
- ПУ при Астраханском государственном архитектурно-строительном университете;
- ПУ №15 в Курске;
- ПЛ №25 в Красноярске;
- Сальский казачий кадетский ПЛ.
Большая часть советских ПТУ, доживших до 2013 года, была преобразована в техникумы.
Чем они отличаются
Лицей по статусу несколько выше училища, так как предполагает углубленное изучение отдельных дисциплин. Кроме того, в лицеях чаще готовят по профессиям, не предполагающим физического труда, – например, парикмахер или секретарь.
В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование
СПО предполагает подготовку специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.
Здесь есть два вида учебных заведений:
- техникум;
- колледж.
Учиться в них нужно уже дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.
Чем они отличаются
В техникумах можно рассчитывать на прохождение образовательных программ только базового уровня. В колледжах чаще встречаются программы углубленной подготовки.
Также считается, что учеба в техникуме приближена, скорее, к школьному формату, тогда как в колледже – к вузовскому. Поэтому последние находятся на ступеньку выше.
Есть ли исключения
В общем виде иерархия ссузов выглядит так:
Колледж | |||
Техникум | |||
Профессиональный лицей | |||
Профессиональное училище |
Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие образовательные организации, именуемые училищами:
- Музыкальное училище имени Гнесиных. Это подразделение Российской академии музыки готовит артистов, имеющих право вести преподавательскую деятельности. А это низкоквалифицированным трудом не назовешь.
- Медицинское училище №24 в Москве. Несмотря на название, готовит медсестер и медбратьев по специальности 34.02.01 Сестринское дело .
- Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны. Это полноценный вуз, выпускники которого становятся офицерами.
- Нахимовское военно-морское училище. Оно вовсе не связано с получением профессии. Это образовательная организация основного общего и среднего общего образования. Проще говоря, учатся там школьники.
Можем ли мы отнести их к заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.
Так что иногда название может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.
В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование
В статье 9 ныне утратившего силу Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были перечислены основные виды высших учебных заведений. И хотя действующий Федеральный закон №273-ФЗ такого перечня не содержит, виды вузов остались теми же:
- федеральный университет;
- национальный исследовательский университет;
- университет;
- академия;
- институт.
Вид вуза напрямую связан с его статусом. Меняется статус – меняется и название. Так, например, Московская финансово-юридическая академия перешла на следующую ступеньку и стала университетом.
Но здесь интересный ход сделан в отношении аббревиатуры. Она за годы существования вуза стала брендом, и, чтобы ее сохранить, знаменитые буквы включили в официальное название. Учебное заведение теперь называется «Московский финансово-юридический университет МФЮА». Соответственно, МГЮУ его никто не называет.
Стоит упомянуть и специальные названия, например, «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского» или «Высшая школа народных искусств». Вид вуза обычно указывают в скобках после основного наименования ОО.
Чем они отличаются
Начнем с последних трех видов из вышеприведенного списка. Такое деление – наиболее общее, и по нему проще проследить основные отличия.
Университет | Академия | Институт | |
Самостоятельность | Только самостоятельная ОО | Только самостоятельная ОО | Самостоятельная ОО или часть вуза |
Направления подготовки кадров | Для разных отраслей (не менее 7) | Для нескольких отраслей одного направления | Для одной отрасли |
Научные исследования | Функции научного центра | Обязательно | Необязательно |
Соотношение аспирантов и студентов | 4 / 100 | 2 / 100 | Нет требований |
Аспиранты, защитившиеся в первый год после выпуска | +25% | +25% | – |
Среднегодовой объем финансирования | От 10 млн рублей | 5-10 млн рублей | До 5 млн рублей |
Количество педагогов с учеными степенями | Не менее 60% | Не менее 55% | Нет требований |
Наличие факультета профессиональной переподготовки | Обязательно | Обязательно | Необязательно |
Получается, что среди высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди средних профессиональных. Нельзя сказать, что институт дает менее глубокую подготовку, чем университет. Разница – в том, какие условия то или иное учебное заведение может предложить студентам:
- широту выбора профессий;
- возможность заниматься наукой;
- комфортное материально-техническое обеспечение (оно зависит от объема финансирования).
На количестве «остепененных» преподавателей заострять внимание не стоит. С одной стороны, отсутствие защищенной диссертации может компенсироваться богатым практическим опытом. С другой стороны, закончить аспирантуру и получить степень никогда не поздно. Поэтому концентрация ученых в вузе – показатель непостоянный.
Какие бывают университеты
Вернемся к списку видов вузов. Наряду с обычными университетами мы видим там федеральные и национальные исследовательские. Они оказываются на ступеньку выше относительно рассмотренных нами вузов.
Само понятие «федеральный университет» возникло в РФ в 2008 году с выходом Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №716 . Создали их с целью модернизации образования и подготовки кадров для инновационной экономики. Всего в стране существует 10 ФУ:
- Сибирский;
- Южный;
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
- Дальневосточный;
- Казанский (Приволжский);
- Северо-Восточный имени М. К. Аммосова;
- Балтийский имени Иммануила Канта;
- Северный (Арктический) имени М. В. Ломоносова;
- Северо-Кавказский;
- Крымский имени В. И. Вернадского.
Все они создавались указами главы государства. Работа каждого из них тесно связана с социально-экономической ситуацией соответствующего федерального округа.
И если статус ФУ – пожизненный, то национальным исследовательским университет может стать, только выиграв конкурс. Его проводят Правительство и Минобрнауки. Цель конкурса – выявить вузы, которые заняты важнейшими научными исследованиями. Перечень показателей, которым должен соответствовать НИУ, приведен в Приказе Минобрнауки России от 22.09.2015 №1038 .
Категория НИУ присваивается на 10 лет, но ее вуз может потерять в любое время, если реализация научно-исследовательских программ не даст ожидаемого эффекта.
Таких вузов в России сейчас 25: Десять из них сосредоточены в Москве, по три – в Санкт-Петербурге и Новосибирске, по два – в Перми и Томске, по одному – в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове и Челябинске.
Особенные российские вузы
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет занимают особые места в структуре отечественного образования. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 10.11.2009 г. №259-ФЗ .
Главные отличие МГУ и СПбГУ от всех прочих вузов России:
- Для них не являются обязательными федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Статья 4 упомянутого ФЗ разрешает им внедрять программы по собственным образовательным стандартам.
- Они вправе проводить свои вступительные испытания.
- Они самостоятельно утверждают формы дипломов, которые приравниваются к документам о квалификации государственного образца.
- Диссертационные советы этих вузов не зависят от ВАК. Присужденные ими ученые степени не нуждаются в утверждении.
К тому же МГУ и СПбГУ могут выполнять государственные заказы по определенным видам деятельности.
Ссуз как подразделение вуза
Нередко высшие учебные заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для крупных образовательных организаций.
Чаще всего на базе вузов создаются колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое к университетскому.
При такой насыщенной структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.
В каких заведениях можно получить дополнительное профессиональное образование
Для реализации этих программ главное – иметь соответствующую лицензию. А получить ее могут как специально созданные для таких целей организации ДПО, так и ссузы или вузы.
Первые нечасто получают аккредитацию, а, значит, выдают дипломы установленного образца. У вторых больше возможностей для выдачи документов государственного образца. Соответственно, отличаются и цены.
Куда поступать?
Резюмируя вышесказанное, дадим несколько советов для тех, кто выбирает подходящее учебное заведение . Ответьте для себя на вопрос: что вам нужно в ближайшей перспективе?
Также рекомендуем: Зачем поступать в магистратуру
Что нужно | Куда поступать |
Рабочая профессия, быстро и без особых сложностей | Профессиональное училище |
Рабочая профессия, быстро, с углубленным изучением отдельных дисциплин | Профессиональный лицей |
Квалификация по программе базового уровня | Техникум |
Квалификация по программе углубленного уровня с перспективой поступления в вуз | Колледж |
Обычное высшее образование | Университет, академия или институт (в зависимости от наличия интересующего вас направления обучения и условий) |
Инновационное высшее образование с уклоном в экономические потребности своего региона | Федеральный университет |
Высшее образование с возможностью серьезно заниматься наукой | Национальный исследовательский университет |
Но даже если вы ошибетесь с выбором – ничего страшного. Всегда можно продолжить обучение в другом месте. Тем более непрерывное образование у нас в почете.
Также рекомендуем прочитать
Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели
В последние годы образование переходит в онлайн. И все чаще в этом контексте упоминается педагогический дизайн. Преподаватели понимают, что это необходимый навык для продолжения работы в новых условиях. Для некоторых это даже возможность выйти на новый карьерный уровень и преумножить доходы. Но что же это такое? Попробуем разобраться.
Как подготовиться к выступлению на научной конференции
Как подготовить выступление на конференции так, чтобы оно получилось достаточно серьезным, но не усыпляющим слушателей.
От абитуриента до аспиранта
Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается издательство «Молодой ученый».
Обсуждение