Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 24.04.2019

Статья просмотрена: 2084 раза

Библиографическое описание:

Абдаллах, К. М. Актуальные проблемы оценки качества образования в вузе / К. М. Абдаллах. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 203-204. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58365/ (дата обращения: 04.10.2024).



В статье рассматриваются проблемы оценки качества образования в высших учебных заведениях. Автор указывает основные направления образовательной политики, обусловливающие необходимость разработки объективных систем оценивания качества образования в вузе, а также анализирует результаты теоретико-методологических аспектов данной проблематики.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, система оценки качества образования, критерии оценки качества, надежность систем оценивания.

На настоящем этапе трансформационных изменений, касающихся реструктуризации системы отечественного высшего образования, принятая система стандартов актуализировала проблему гарантии минимального качества содержательной стороны образования (фиксация дидактических единиц). Некоторые аспекты образовательной диверсификации обусловили возникновение специфических механизмов аккредитации учреждений высшего образования, что повлекло за собой искусственность и необъективность формулировки требований, опосредующих результативность профессиональной подготовки студентов вузов, а также необходимость разработки систем оценки качества получаемого образования.

Актуальность вопросов, касающихся оценки качества образования в вузах неоспорима. В нашей стране данная проблема имеет особое значение в связи с тем, что отечественное образование испытывает существенные преобразования, связанные с переходом российских студентов на компетентностное обучение. Данные трансформации проецируют пристальное внимание отечественных психолого-педагогических и других смежных наук к решению вопросов независимого оценивания результатов освоения студентами основных образовательных программ.

Известно, что самые лучшие мировые образовательные практики имеют в основе аттестаций надежные оценочные системы. Эти системы постоянно обновляются, развиваются, совершенствуются. В нашей стране данный процесс идет пока достаточно «медленно и сложно» [3].

Ряд ученых, анализирующих вопросы рассматриваемой проблематики (Н. В. Акинфиева, Н. Ф. Ефремова, А. А. Полозов, И. В. Сазонова, Н. В. Свиридова и другие), концентрировали свое внимание на таких аспектах как критерии оценки качества образования, субъекты оценивания, итоговые последствия оценивания для высшего учебного заведения и т. д. Рассматривая данные критерии, ученые пришли к мнению о том, что все они (критерии) выступают в качестве идентификаторов уровня качества самого образования, которое студенты получают в этих вузах. Качество образование в вузе, конечно же, должно быть соотносимо с рейтингом самого вуза [1; 4].

Анализируя причины сложностей проблем оценки качества образования, следует отметить некоторые специфические особенности самого образования, к которым принято относить следующие:

– многоаспектность качества самого образования, складывающаяся из таких показателей как качество возможностей образовательных систем, их влияние на результативность образования; качество самих результатов и т. п.;

– многоуровневость результатов, раскрывающих степень качества профессиональной подготовки на различных ступенях;

– многосубъектность, отражающая расширенный спектр лиц и институтов, которые принимают участие в оценке качества образования;

– многокритериальность, объясняемая наличием количества критериев качества, обеспечивающих объективность оценки и мн. др. [2].

В результате вышеизложенного можно сказать, что качество образования является достаточно сложным и многокомпонентным понятием, чем определяется необходимость качественного решения задач управления самим качеством образования и обосновывается наличие в нем ряда методологических и стратегических аспектов, таких как структурный, психологический, дидактический, экономический, социально-адаптационный, внутренний, внешний (результативная сторона образования), оценка со стороны потребителя, не включенного в образовательный процесс и пр.

Необходимо также отметить, что среди основных критериев оценки качества образования особое значение стал занимать показатель уровня образования, что говорит о важности имеющихся в вузах систем аттестации и их совершенствования. Особая важность этого явления проявляется в том, что нельзя вузу иметь высокий рейтинг показателей и при этом невысокое качество образовательного процесса. Эти показатели должны определять, взаимодополнять, взаимопроникать и взаимозависеть друг в друга. Также необходима разработка и введение инновационных оценочных средств качества знаний студентов, разработка самой методологии оценивания компетенций, чтобы в будущем иметь положительную оценку выпускников работодателями.

Литература:

  1. Акинфиева, Н. В. Сравнительный анализ критериев оценки качества высшего образования [Электронный ресурс] / Н. В. Акинфиева. — 2013. — Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/akinfieva_0.pdf
  2. Брызгалина, Е. В. Проблемы оценки качества образования: теория и практика [Электронный ресурс] / Е. В. Брызгалина. — 2013. — Режим доступа: http://www.chem.msu.ru/rus/books/2012/science-education-2012/124.pdf
  3. Ефремова, Н. Ф. К вопросу о создании и функционировании фондов оценочных средств в вузе / Н. Ф. Ефремова // Высшее образование в России. — 2015. — № 7. — С. 63–67.
  4. Свиридова, Н. В. Сравнительный анализ эффективности и результативности вузов / Н. В. Свиридова, И. В. Сазонова // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. — № 4. –С. 83–86.
Основные термины (генерируются автоматически): самое образование, вуз, высшее образование, качество образования, образовательный процесс, особое значение.


Похожие статьи

Проблема оценки качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ

Статья освещает проблему оценки качества современного начального образования, которая заключается в интерпретации системы оценки качества начального образования в структуре, в целеполагании и в процессе функционирования системы оценки; исследует разл...

Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения

В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...

Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...

Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования

В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Проблема качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ

Статья освещает проблемы качества современного начального образования в контексте исследования социального и государственного заказа, тенденций в ориентирах мирового сообщества относительно начального образования; выявляет причины потери эффективност...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

Место и роль программной инженерии при определении пороговых значений мониторинга эффективности деятельности российский вузов

В статье обосновываются потребность в создании программных систем, а также необходимость в специалистах программной инженерии - разработчиков системы контроля за социальными и экономическими показателями деятельности образовательного учреждения.

Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС

В статье поднята проблема определения качества дошкольного образования в методологическом и теоретическом аспекте. Рассмотрен потенциал основных подходов к оценке качества дошкольного образования.

О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении

В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.

Похожие статьи

Проблема оценки качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ

Статья освещает проблему оценки качества современного начального образования, которая заключается в интерпретации системы оценки качества начального образования в структуре, в целеполагании и в процессе функционирования системы оценки; исследует разл...

Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения

В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...

Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...

Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования

В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Проблема качества современного начального образования в условиях реализации общеобразовательных программ

Статья освещает проблемы качества современного начального образования в контексте исследования социального и государственного заказа, тенденций в ориентирах мирового сообщества относительно начального образования; выявляет причины потери эффективност...

Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов

В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...

Место и роль программной инженерии при определении пороговых значений мониторинга эффективности деятельности российский вузов

В статье обосновываются потребность в создании программных систем, а также необходимость в специалистах программной инженерии - разработчиков системы контроля за социальными и экономическими показателями деятельности образовательного учреждения.

Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС

В статье поднята проблема определения качества дошкольного образования в методологическом и теоретическом аспекте. Рассмотрен потенциал основных подходов к оценке качества дошкольного образования.

О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении

В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.

Задать вопрос