Качество российской системы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Козлова, Н. С. Качество российской системы образования / Н. С. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 999-1001. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9864/ (дата обращения: 24.04.2024).

Статья посвящена использованию общенаучной и философской категории «качество» как важнейшего критерия оценки уровня развития образовательной системы.

Ключевые слова: образовательная система, качество, критерии оценки, успеваемость.

Хотя термин «качество» в последние годы широко использу­ется в образовательной среде, нет оснований утверждать, что и за рубежом, и в России сложилось единое понимание его сути. Ча­ще всего, говоря о качестве, специалисты используют только та­кие показатели, которые связаны с характеристикой потенциала образовательного учреждения (квалификация научно-педагогиче­ского персонала, укомплектованность библиотек, обеспеченность компьютерами и т. д.) и результатами образовательного процесса (успеваемость, количество победителей олимпиад, количество медалистов и т. д.). Однако эта информация в рамках современ­ной культуры качества может рассматриваться только для харак­теристики возможностей образовательного учреждения, но никак не для системной оценки качества образования [1; 7; 15; 20].

Так коллектив авторов под руководством Л.Г. Буйнова определяет качество образованиякак совокупность по­требительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всесто­роннему развитию личности учащегося (студента) [3; 6; 8; 12].

В рассматриваемом контексте, применительно к системе высшего образования, качество понима­ется как сбалансированное соответствиевысшего образования (как результата, процесса, образовательной системы) многооб­разным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям [2; 5; 9]. Другими словами - удовлетворенность выпускников, их семей и работодателей качеством обучения, удовлетворенность сотрудников вузов усло­виями работы, трудоустройство выпускников по специальности и другие показатели, действительно характеризующие «итоговое» качество в современном понимании, как правило, остаются без внимания [4; 10; 13].

Говоря о реалиях современной российской действительности применительно к каче­ству образования можно выделить следующие оценочные критерии.

Во-первых, значительная часть специалистов в области образования, не рассталась со стереотипом мирового превосходства российской образовательной системы. Им трудно отказаться от исключительности и собственной непогрешимости [14; 16; 18].

Во-вторых, до последнего десятилетия образовательные уч­реждения не работали в условиях конкуренции, в условиях по­стоянного реагирования на изменения рынка труда. Многие педа­гоги, а зачастую и руководители до сих пор не связывают эффективность и качество своей личной деятельности с экономическим благополучием образовательного учреждения.

В-третьих, для аргументации зачастую используются частные аргументы, основанные на примерах о достижениях команд российских вузов и школ на мировых олимпиадах по информати­ке, математике и т. д. Абсолютизируются также достижения российского образования в ликвидации неграмотности.

В-четвертых, российские образовательные учреждения, об­ладая уникальными разработками педагогических технологий, не могут применить их для массового образования. Аналогичная ситуация складывается с применением информаци­онно-образовательных технологий, в том числе на основе Интер­нета [8; 13; 19].

В-пятых, до сих пор в большинстве образовательных учреж­дений в понятие качества образования не включаются требования обучающихся (их представителей), а также заказчиков специали­стов и работодателей. К сожалению, учащимся до сих пор от­водится пассивная роль, несмотря на отдельные положительные примеры.

В-шестых, сегодня преждевременно говорить о широком распространении современной культуры качества в образова­тельном сообществе. Для большинства руководителей образова­тельных учреждений лидерство в вопросах качества сводится к лозунгам и декларациям с высоких трибун.

В-седьмых, вытекающая из основных положений философии качества индивидуализация ответственности и полномочий уча­стников деловых процессов в значительной степени несовместима с превалирующей на сегодняшний день административной системой управления и культурой функционального подчинения, контроля и отчетности. Академические свободы распространяют­ся, как правило, только на учебные занятия и редко - на другие сферы образовательной деятельности [15; 17; 20].

Качество образования, таким образом, с точки зрения обще­ства в целом и отдельных его представителей имеет очень важное значение [6; 8]. В современных условиях качество образования приме­нительно к системе образования, отдельным образовательным учреждениям, каждому субъекту образования, всем заинтересо­ванным сторонам - лакмусовая бумага социальной стабильно­сти общества и гарантия его динамичного развития.

Литература:

1.                  Буйнов, Л.Г. Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» / В.П. Соломин, Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70-76.

2.                  Буйнов, Л.Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н.Н. Плахов, А.Г. Зайцев, Л.Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. с. 167-168.

3.                  Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования №4, Пенза, 2012 – стр.242.

4.                  Буйнов, Л.Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010

5.                  Буйнов, Л.Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010

6.                  Буйнов, Л.Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010

7.                  Буйнов, Л.Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16-17.

8.                  Сорокина, Л.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. №12. с. 522-524.

9.                  Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л.А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29-30.

10.              Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л.А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А.И. Герцена», СПб, 2012 – 85 с.

11.              Сорокина, Л.А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л.А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-6. с. 1344-1347.

12.              Сорокина, Л.А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29-32.

13.              Сухоруков, В.Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В.Д. Сухоруков // Вестник герценовского университета. 2007. №7. с. 48-51.

14.              Сухоруков, В.Д. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности / В.Д. Сухоруков, В.П. Соломин // География в школе. 2010. №7. с. 35-39.

15.              Сухоруков, Д.В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Сухоруков Д.В., Бойков А.Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730 – 732.

16.              Сухоруков, Д.В. Социологические методы исследования аддиктивного поведения / Д.В. Сухоруков, А.А. Богданов //  Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 61.

17.              Сухоруков, Д.В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139-153.

18.              Сухоруков, Д.В. Формирование аддиктивного поведения и образовательная модель его профилактики / Сухоруков Д.В., Бойков А.Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857 – 860.

19.              Сыромятникова, Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л.П. Макарова, А.В. Соловьёв, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494-496.

20.              Сыромятникова, Л.И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А.А. Борисов, Л.И. Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375-377.

Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, образовательная система, образовательное учреждение, качество.


Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном...

Библиографическое описание: Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении

Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Приоритетными задачами образовательной политики Российской Федерации остаются качество образования, как залог

Оценка качества дошкольного образования в дошкольном учреждении- это многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки.

Качество образования как педагогическая проблема

Ключевые слова: качество образования, образованность, критерии образованности, образовательная парадигма.

Образовательный процесс. Образовательная система, условия, соответствующие некоторым образовательным требованиям (ожиданиям...

Качество образования и его обеспечение в педагогических...

Система обеспечения качества образования в вузе проявляется в четырех качественных состояниях

Обучение безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования.

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки...

Построение внутришкольной системы оценки качества образования в образовательном учреждении — процесс, требующий подготовленности всех членов коллектива и, в первую очередь, административно-управленческой команды.

Системное управление качеством образования

К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и др.

Инновационные механизмы управления качеством...

Существующая динамика развития профессионального образования предполагает развитие системы оценки качества обучения.

Работа образовательных учреждений строится на основе международных стандартов качества ИСО, становятся приоритетными региональные и...

Проблема управления качеством образования начальной школы

Сущность управления качеством образования заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе

А. М. Моисеев выделяет три большие группы функций управления образовательным учреждением

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения...

Но качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.

Управление качеством образования в образовательном учреждении. Особенности организационной структуры управления методической работой в современном...

Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном...

Библиографическое описание: Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении

Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на...

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Приоритетными задачами образовательной политики Российской Федерации остаются качество образования, как залог

Оценка качества дошкольного образования в дошкольном учреждении- это многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки.

Качество образования как педагогическая проблема

Ключевые слова: качество образования, образованность, критерии образованности, образовательная парадигма.

Образовательный процесс. Образовательная система, условия, соответствующие некоторым образовательным требованиям (ожиданиям...

Качество образования и его обеспечение в педагогических...

Система обеспечения качества образования в вузе проявляется в четырех качественных состояниях

Обучение безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования.

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки...

Построение внутришкольной системы оценки качества образования в образовательном учреждении — процесс, требующий подготовленности всех членов коллектива и, в первую очередь, административно-управленческой команды.

Системное управление качеством образования

К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и др.

Инновационные механизмы управления качеством...

Существующая динамика развития профессионального образования предполагает развитие системы оценки качества обучения.

Работа образовательных учреждений строится на основе международных стандартов качества ИСО, становятся приоритетными региональные и...

Проблема управления качеством образования начальной школы

Сущность управления качеством образования заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе

А. М. Моисеев выделяет три большие группы функций управления образовательным учреждением

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения...

Но качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.

Управление качеством образования в образовательном учреждении. Особенности организационной структуры управления методической работой в современном...

Задать вопрос