Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черных, И. А. Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста / И. А. Черных, Т. Г. Златокрылец, Е. Н. Архипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97783/ (дата обращения: 01.05.2024).



Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству.

Тематика патриотического воспитания подрастающего поколения нередко занимала ведущее место в исследованиях ученых педагогов. Патриотическое воспитание в разные периоды развития педагогики считалось составной частью воспитательного процесса, зависящего от политических, социально-экономических условий развития страны в разные исторические периоды.

С конца XX века наблюдается резкое снижение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и, как следствие, снижение патриотического воспитания подрастающего поколения, отчужденность от национальной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. В связи с этим на уровне Минпросвещения России определилось направление на развитие патриотизма у подрастающего поколения (письмо от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» вместе с «Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления») [1]. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной; разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.». (Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945‑Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») [2].

Формировать у ребенка гражданскую позицию, любовь к Родине, к семье, отношение к истории, наследию своего народа необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как это пора интенсивного становления личности ребенка. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру [3].

Целью деятельности дошкольной образовательной организации является формирование у дошкольников нравственно-патриотических отношений и чувств к традициям своей семьи, истории и культуре родного края и страны.

Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности обучения и воспитания дошкольников и наиболее подходящей для решения задач нравственно-патриотического воспитания, является метод проектного обучения.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

Поэтому метод проектирования может быть использован как один из способов осуществления нравственно-патриотической воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения с духовно-нравственными ценностями, гражданскими и патриотическими чувствами, уважением к культурно-историческому прошлому России [4].

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей предметно-пространственной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Большое значение для развития познавательных интересов ребенка имеет работа над проектом, в ходе которой происходит интеграция общих способов решения педагогических и творческих задач, общих способов мыслительной, языковой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Совместная творческая работа детей дает им возможность проявить себя в различных ролевых играх, развивая коммуникативные и нравственные качества.

В реализации проектов большую роль играет привлечение родителей (законных представителей). Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии и формировании нравственно-патриотического сознания, морально-нравственных качеств и социализации ребенка. Вовлекая родителей (законных представителей) в работу над проектом, воспитатели детских садов создают дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта и расширения возможностей реализации проекта [5].

Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, в доступной форме знакомим детей с культурой, историей, традициями страны, прививаем любовь к Родине, к своему народу. Подтверждением стал совместный проект «Спасибо деду за Победу!». Сегодня это выражение повсюду. Этими близкими для каждого из нас словами благодарное молодое поколение чтит светлую память дедов и прадедов, прошедших суровые годы Великой Отечественной войны. Многие из них отдали свои жизни за нашу возможность жить, растить детей и радоваться каждому дню. В рамках данного проекта мы хотели рассказать о тех, кто воевал на фронте, ковал Победу в тылу, пережил тяготы войны, будучи совсем ребенком. Ведь только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.

Проект « Спасибо деду за Победу! »

Актуальность проекта:

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к своей Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Поэтому необходимо еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Спасибо деду за Победу!» позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Проблема

Дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у детей не сформированы такие понятия, как «ветераны», «оборона», «захватчики», «фашисты», «фашистская Германия».

Цель проекта :

Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения знаний детей об истории своей страны и представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.

Задачи:

Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

— Формировать у детей интерес к истории своей семьи.

— Познакомить с произведениями художественной литературы, искусства и музыки военных лет.

— Обогащать и пополнять словарный запас детей, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.

— Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

— Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны.

— Привлекать родителей к патриотическому воспитанию.

План реализации проекта. Формы работы педагогов с детьми

Подготовительный этап:

  1. Рассказ воспитателя «Поклонимся погибшим тем бойцам…» (с показом презентации).
  2. Беседы:

— «Что такое героизм?»,

— «Герои Великой Отечественной войны»,

«Памятные места нашего города.

  1. Чтение художественной литературы:

— Ч. С. Баруздин «Страна, где мы живем»,

— Л. Кассиль «Твои защитники»,

— А. Барто «На заставе»,

— С. Я. Маршак «Пограничники» и т. п.

Практический этап:

  1. Оформление патриотических уголков ко Дню Победы.
  2. Сюжетно ролевые игры: «Мы военные», «Моряки», «Летчики», «На границе» и др.
  3. Конкурс детского рисунка на тему: «День Победы»
  4. Марафон к мемориалу в память о погибших солдатах, посещение Зала Воинской славы (Рис. 1).

Марафон к мемориалу в память о погибших солдатах

Рис. 1. Марафон к мемориалу в память о погибших солдатах

  1. «Путевка выходного дня» для родителей (Городские мероприятия с фоторепортажем).
  2. Мастер-класс «Открытка ветерану».
  3. Военизированная игра «Зарничка» (Рис. 2, 3).

, 3 «Зарничка» , 3 «Зарничка»

Рис. 2, 3 «Зарничка»

  1. Благоустройство территории ДОУ «Цветники Победы».
  2. Беседы с детьми о празднике 9 Мая: где были с родителями, что нового увидели, узнали?
  3. Оформление книги памяти «Спасибо деду за Победу»

Итоговый этап

  1. Музыкально-литературная композиция «День Победы».
  2. Оформление мини-музея в методическом кабинете «Музей Воинской славы» (Рис. 4, 5)

, 5. Мини-музей «Музей Воинской славы» , 5. Мини-музей «Музей Воинской славы»

Рис.4, 5. Мини-музей «Музей Воинской славы»

Продукт проектной деятельности

Книга «Спасибо деду за победу!» (Рис. 6).

Книга «Спасибо деду за победу!»

Рис. 6. Книга «Спасибо деду за победу!»

В ходе реализации проекта мы наблюдали, как возрастал познавательный и творческий интерес детей к данной теме. Мотивация «мы хотим знать» на начальном этапе проекта сменилась на мотивацию «мы хотим рассказать другим». Дети с удовольствием рассказали о своих родных, воевавших на войне, и поделились впечатлениями от услышанного. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Таким образом, использование технологии проектирования является эффективным средством в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945 Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  2. Минпросвещения России от 15.04.2022 N СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»)
  3. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А. К. Быков // Педагогика. –2006. –№ 2. –С. 37–42;
  4. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В. Е. Мусина. 2003–156 с.
  5. Гинецинский В. И. Современные образовательные технологии: учебное пособие /В.И Гинецинский. — М.: Изд-во КноРус, 2009. — 432 с
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Великая Отечественная война, ребенок, дошкольный возраст, проектная деятельность, Российская Федерация, Воинская слава, гражданская позиция, окружающий мир, подрастающее поколение.


Похожие статьи

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Детский сад формирует у детей первые представления о Родине, окружающем мире, своем городе.

Провели с детьми цикл мероприятий «Старый Оскол — город Воинской Славы», «75 лет

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей

3. Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к

Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Наследие Великой Победы как...

Мы помним и гордимся! Из педагогического опыта по...

Из педагогического опыта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного

В каждой российской семье существует и передаётся от поколения к поколению своя история войны.

Дошкольный возраст — это период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьёй.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать; ‒ развитие у дошкольников уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны, семьям погибших защитников Отечества

Кайдалова С. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч.

Проектная деятельность как способ формирования...

Великая Отечественная война, старший воспитатель, Книга Памяти, ребенок, рассказ детей, физкультурный

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: патриотизм, проектная деятельность, дополнительное образование.

Школьный музей боевой славы как средство патриотического... Проекты. Меню. Поиск.

Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам...

Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного

Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, Великая...

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Педагогический проект «День Победы» по...

Проект направлен на организацию патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Наш педагогический и гражданский долг — научить детей ценить и помнить День Победы!

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия

Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне и Дне Победы.

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг. Цель: Расширять и обобщать знания детей об истории России.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание...

В настоящее время основу патриотического и нравственного воспитания подрастающего

Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву.

Цель: гражданско-патриотическое воспитание школьников, формирование у учащихся.

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое...

Похожие статьи

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Детский сад формирует у детей первые представления о Родине, окружающем мире, своем городе.

Провели с детьми цикл мероприятий «Старый Оскол — город Воинской Славы», «75 лет

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей

3. Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к

Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Наследие Великой Победы как...

Мы помним и гордимся! Из педагогического опыта по...

Из педагогического опыта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного

В каждой российской семье существует и передаётся от поколения к поколению своя история войны.

Дошкольный возраст — это период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьёй.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать; ‒ развитие у дошкольников уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны, семьям погибших защитников Отечества

Кайдалова С. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч.

Проектная деятельность как способ формирования...

Великая Отечественная война, старший воспитатель, Книга Памяти, ребенок, рассказ детей, физкультурный

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: патриотизм, проектная деятельность, дополнительное образование.

Школьный музей боевой славы как средство патриотического... Проекты. Меню. Поиск.

Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам...

Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного

Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, Великая...

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Педагогический проект «День Победы» по...

Проект направлен на организацию патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Наш педагогический и гражданский долг — научить детей ценить и помнить День Победы!

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия

Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне и Дне Победы.

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг. Цель: Расширять и обобщать знания детей об истории России.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание...

В настоящее время основу патриотического и нравственного воспитания подрастающего

Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву.

Цель: гражданско-патриотическое воспитание школьников, формирование у учащихся.

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое...

Задать вопрос