Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Овинникова, М. М. Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся / М. М. Овинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 498-500. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75330/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, моя история, патриотизм, патриотическое воспитание.

Проектная деятельность сегодня рассматривается, как современная образовательная технология, как одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения обучающихся.

Для успешной реализации компонента проектного обучения необходимо полное включение школьника в интегративный творческий процесс. Добиться такого эффекта позволяют занятия в организациях дополнительного образования.

Процесс решения проектных задач, связанных с удовлетворением и потребностями обучения посредством проектирования и создания идеального или материального продукта в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, развитие профессиональных интересов, уточнение образовательных и профессиональных планов школьников.

Созидательная и преобразовательная деятельности обеспечивают формирование ключевых компетенций, а иначе говоря, ряда интегрированных свойств и качеств личности, или подсистем, таких как сознание, самосознание, Я-концепция, личностный смысл, идентификация, самооценка, направленность, восприятие и др.

Одним из таких интегрированных качеств личности является патриотизм.

Патриотизм — подразумевает под собой ценностные отношения обучающегося к своей семье, родному краю, стране, а значит может быть сформировано в процессе целенаправленной деятельности, в том числе и проектной.

В 2018 году в рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне был запущен ВсероссийскийПроект «Моя история», направленный на повышение интереса к изучению истории своей семьи. Проект реализуется и в настоящее время совместными усилиями Волонтеров Победы, Российского государственного гуманитарного университета и Российского движения школьников.

На основе данного проекта в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Доме творчества Ширинского района Республики Хакасия была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя история» для одаренных детей объемом на 72 часа.

Программа направлена на формирование ценностного отношения к своей семье, родословной, через освоение инструментов поиска данных о своих родных, выстраивание генеалогического древа своей семьи, изучение фактов из истории района и Республики.

На основании полученных знаний, обучающимися подготовлен электронный сборник под названием «Внуки победителей». В сборнике содержится информация об активистах Ширинского местного отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» и их родственниках — участниках боевых действий в период Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны.

Для поиска документальной информации о своих предках, обучающиеся использовали следующие интернет порталы: «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа».

Программа доказала свою эффективность, благодаря социальному партнерству с такими организациями как Ширинский районный Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Военный комиссариат Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия.

В рамках реализации программы совместно с Советом ветеранов школьники обрабатывали заявки жителей района, открывали поиск, работали с архивными документами Военкомата, составляли анкеты на офицеров военного времени, сверяли полученную информацию с данными памятной книги Республики Хакасия «Солдаты Победы». В итоге Советом ветеранов был подготовлен заявочный материал на внесение ранее неопубликованных фамилий на страницы книги Памяти. На мраморной плите мемориального комплекса «Слава Победы» высечены 70 имен.

В рамках дополнительной программы «Моя история» был разработан патриотический проект «Маршруты победы».

На территории муниципальных образований Ширинского района расположено 23 военно-мемориальных объекта. Каждый поселок имеет свое памятное место и свою отдельную историю. Ширинский район гордится своими героями военного времени. Четыре Героя Советского Союза: Николаенко Александр Николаевич, Селицкий Иван Степанович, Тихонов Василий Гаврилович, Толмачев Алексей Емельянович. Два полных кавалера ордена: Кныш Яков Антонович и Андрюшев Алексей Семенович.

Целью проекта является создание условий для глубокого ознакомления школьников 5–11 классов с этапами и событиями Великой Отечественной войны на примере боевых и трудовых подвигов героев — земляков путем разработки Маршрутов Победы по местам воинской славы Ширинского района.

Проект решает ряд социально-педагогических задач:

– сохранение истории Великой Отечественной войны и памяти о ее героях-земляках через создание Маршрутов Победы;

– активизация поисковой работы, работы с ветеранами Великой Отечественной войны, оказание действенной помощи ветеранам;

– совершенствование навыков работы с информацией в ходе исследовательской деятельности;

– создание печатных и видеоматериалов для использования на уроках истории в школах;

– воспитание патриотизма у обучающихся образовательных школ района;

– формирование у обучающихся навыков социально-значимой деятельности.

В процессе исследовательской работы, по поиску дополнительной биографической информации о героях-земляках, участниками проекта подготовлена презентация «Четыре Героя и два Кавалера» и представлена на 15-ти классных часах в образовательных организациях. На Первомайской площади села Шира проведено 4 митинга по памятным датам. Составлено 3 экскурсионных маршрута.

В проекте приняли участие 25 волонтеров, 298 школьников района и 30 активистов Серебряного возраста.

В перспективе — продолжение поисковой работы с архивными данными, систематизация исследовательских материалов в электронный альбом «Маршруты Победы», издание печатной версии книги о героях-земляках.

В 2018 году проект был представлен на районном конкурсе исследовательских работ патриотической направленности «Отчизны верные сыны» и занял 1 место.

В 2020 году Валерия Бухтоярова, обучающаяся Ширинского Дома творчества возглавила проект и стала победительницей республиканского этапа всероссийского конкурса «Добровольцы России» в номинации «Уверенные в будущем».

Формирование ключевых компетенций, в частности умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике, находить решение социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности.

Сегодня Валерия Бухтоярова студентка, руководитель местного штаба ВОД «Волонтеры Победы» на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Училище (техникум) олимпийского резерва», и региональный координатор всероссийского проекта «Моя история» в Республике Хакасия.

С каждым годом потребность в укреплении патриотизма растет. В мае 2020 года Президент России Владимир Владимирович Путин внес поправки к закону «Об образовании» с предложением о расширении понятия воспитания, таким образом, чтобы оно послужило формированию чувства гражданственности, уважения к старшим, к подвигам героев Отечества, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям многонациональной страны.

Образование включает в себя знания и навыки, дополнительное образование несет в себе идею духовных, моральных ценностей, которые формируют личность, гражданина и объединяют общество.

Литература:

  1. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — Москва: Просвещение, 2013. — 175 c. — Текст: непосредственный.
  2. Госдума приняла закон о воспитании патриотизма. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4426128 (дата обращения: 17.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, Хакасия, дополнительное образование, проектная деятельность, Ширинский район, военное время, поисковая работа, проект, формирование.


Похожие статьи

Хакасский областной музей в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны была широко распространена политико-просветительская работа. Силами сотрудников музея проводились передвижные выставки, лекции, беседы, доклады, встречи с учителями, а также работа со школьниками. Так, например, летом на озере Баланкуль ребятами и их руководителями измерялась степень, прогрева водоемов, изучалась растительность, составлялись гербарии.

Таким образом, музейная деятельность в Хакасской автономной области в годы войны была обусловлена политикой, проводимой государством в области культурного строительства, потребности в изучении истории своего региона, местной национальной культуры. К работе привлекались сотрудники местных образовательных и научно-исследовательских учреждений, оказывали помощь крупные ученые Академии наук СССР.

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, картон, клей, цветная бумага, проектор, фотоаппарат, магнитофон. Учебно-методическое: Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина.

Великая Отечественная война, старший воспитатель, Книга Памяти, ребенок, рассказ детей, физкультурный досуг, уважительное отношение, детский сад, бережное отношение, труженик тыла. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, активное участие.

Формирование патриотизма у обучающихся посредством...

Ключевые слова: патриотизм, проектная деятельность, дополнительное образование. В настоящее время основу патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения составляют любовь к Родине, преданность народу, своему Отечеству. В связи с тем, что нередко наблюдается отчуждение современных детей и подростков от отечественной культуры, вопросы патриотического воспитания встают особенно остро.

– практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.) [2]. С 2014 года в Старооскольском городском округе реализуется муниципальный творческо-поисковый проект «Отечество.ru». (далее — Проект). Инициатором и координатором Проекта выступают педагоги Центра дополнительного образования «Одаренность».

Проект «Война — подвиг, память — волонтеры» | Юный ученый

Цель моего проекта: привлечь внимание одноклассников и к подвигу русского солдата в Великой Отечественной войне, и к работе волонтёров в настоящем времени. Поисковый отряд вел раскопки под городом Ржевом и нашел там останки моего прадедушки. Немного о нем: Ягодин Степан Михайлович жил в Свердловской области в деревне Боровиково.

− посетили музей военной техники, который дал возможность посмотреть и даже потрогать предметы того времени. − выпустили газету на память. Из всего сказанного следует вывод, что Великая Отечественная война оставила глубокий след в каждой семье, и работа поисковых отрядов очень важная, патриотичная и значима для нашего народа. Я горжусь своим прадедушкой, который героически погиб. И благодарна волонтерам, которые узнают судьбу погибших и возвращают честное имя без вести пропавшим, одним из которых был мой прадедушка.

Социальный проект «Об этом забывать нельзя» (посвящённый...)

 Великая Отечественная война стала самым тяжелым испытанием в истории нашего государства. Из-за незнания фактов войны, всей её жестокости многие из нас не могут понять, зачем до сих пор нужно помнить те страшные дни, зачем нужно скорбеть о потерях. И пока ещё есть в живых те, кто помнит о далеких кровопролитных годах, мы должны узнать от них всё, что поможет нам восстановить события того далекого времени и сохранить все это в нашей памяти и для истории. Это особенно актуально в наши дни, когда пытаются переписать историю, исказить неоспоримые факты, утрачивается чувство патриотизма и гордости за свою страну. Именно поэтому, считаем тему проекта актуальной и значимой . Необходимо чтобы дети прониклись этим, не пассивно воспринимали информацию из книг, учебников, средств массовой информации, а добывали ее сами из уст ещё живущих очевидцев, родственников тех, кто...

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Проекты. Меню. Поиск.

В сферу деятельности музея включены все возрастные группы ребят, начиная с младших школьников, так как, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включается музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем. Наш Музей Боевой Славы посвящен боевому пути Первой Гвардейской Армии в годы Великой Отечественной войны. В нем собран материал о командующих Первой Гвардейской, о дивизиях, входящих в состав Армии. Есть у нас и уникальные фотографии, и личные вещи участников и ветеранов ВОВ — бойцов Первой Гвардейской.

Методическая разработка муниципального творческо-поискового...

Творческо-поисковый проект «Отечество.ru» (далее — Проект) посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и направлен на гражданско-патриотическое воспитание учащихся, формирование уважительного отношения к истории Родины, стимулирование интереса учащихся к самостоятельному изучению истории и традиций родного края. Цели и задачи Проекта.

Задачи: создание условий для интеллектуального развития школьников; формирование навыков поисково-исследовательской деятельности и умения работать в команде, приобретение опыта в сфере применения современных информационных технологий. 3.Условия проведения Проекта. Сроки проведения: ноябрь — март. Участники: в Проекте принимают участие проектные группы учащихся 5–7 классов общеобразовательных организаций.

Формирование у молодежи патриотического сознания...

Ключевые слова: патриотическое воспитание, историческая память, Великая Отечественная война, программа, молодежь, патриотическое сознание. Формирование у молодежи патриотического сознания в России проходит при поддержке государства. Основным документом, регламентирующим принципы политики в данном направлении, является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (далее — Программа).

В частности, патриотическое воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, в учреждениях дополнительного образования. Изучение истории Великой Отечественной Войны имеет особое место в системе патриотического воспитания, формирования патриотического сознания.

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Проекты. Меню. Поиск.

Образовательные стандарты нового поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к вопросам воспитания личности школьника, при котором основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно ее новых видов, таких как проектно-исследовательская и творческая. Опираясь на это, я использую в своей работе метод проектов, цель которых — воспитание патриота, знающего историю своей Родины и способного хранить память, помогать землякам, героически защищавшим Отечество в годы суровых испытаний.

Похожие статьи

Хакасский областной музей в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны была широко распространена политико-просветительская работа. Силами сотрудников музея проводились передвижные выставки, лекции, беседы, доклады, встречи с учителями, а также работа со школьниками. Так, например, летом на озере Баланкуль ребятами и их руководителями измерялась степень, прогрева водоемов, изучалась растительность, составлялись гербарии.

Таким образом, музейная деятельность в Хакасской автономной области в годы войны была обусловлена политикой, проводимой государством в области культурного строительства, потребности в изучении истории своего региона, местной национальной культуры. К работе привлекались сотрудники местных образовательных и научно-исследовательских учреждений, оказывали помощь крупные ученые Академии наук СССР.

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, картон, клей, цветная бумага, проектор, фотоаппарат, магнитофон. Учебно-методическое: Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина.

Великая Отечественная война, старший воспитатель, Книга Памяти, ребенок, рассказ детей, физкультурный досуг, уважительное отношение, детский сад, бережное отношение, труженик тыла. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, активное участие.

Формирование патриотизма у обучающихся посредством...

Ключевые слова: патриотизм, проектная деятельность, дополнительное образование. В настоящее время основу патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения составляют любовь к Родине, преданность народу, своему Отечеству. В связи с тем, что нередко наблюдается отчуждение современных детей и подростков от отечественной культуры, вопросы патриотического воспитания встают особенно остро.

– практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.) [2]. С 2014 года в Старооскольском городском округе реализуется муниципальный творческо-поисковый проект «Отечество.ru». (далее — Проект). Инициатором и координатором Проекта выступают педагоги Центра дополнительного образования «Одаренность».

Проект «Война — подвиг, память — волонтеры» | Юный ученый

Цель моего проекта: привлечь внимание одноклассников и к подвигу русского солдата в Великой Отечественной войне, и к работе волонтёров в настоящем времени. Поисковый отряд вел раскопки под городом Ржевом и нашел там останки моего прадедушки. Немного о нем: Ягодин Степан Михайлович жил в Свердловской области в деревне Боровиково.

− посетили музей военной техники, который дал возможность посмотреть и даже потрогать предметы того времени. − выпустили газету на память. Из всего сказанного следует вывод, что Великая Отечественная война оставила глубокий след в каждой семье, и работа поисковых отрядов очень важная, патриотичная и значима для нашего народа. Я горжусь своим прадедушкой, который героически погиб. И благодарна волонтерам, которые узнают судьбу погибших и возвращают честное имя без вести пропавшим, одним из которых был мой прадедушка.

Социальный проект «Об этом забывать нельзя» (посвящённый...)

 Великая Отечественная война стала самым тяжелым испытанием в истории нашего государства. Из-за незнания фактов войны, всей её жестокости многие из нас не могут понять, зачем до сих пор нужно помнить те страшные дни, зачем нужно скорбеть о потерях. И пока ещё есть в живых те, кто помнит о далеких кровопролитных годах, мы должны узнать от них всё, что поможет нам восстановить события того далекого времени и сохранить все это в нашей памяти и для истории. Это особенно актуально в наши дни, когда пытаются переписать историю, исказить неоспоримые факты, утрачивается чувство патриотизма и гордости за свою страну. Именно поэтому, считаем тему проекта актуальной и значимой . Необходимо чтобы дети прониклись этим, не пассивно воспринимали информацию из книг, учебников, средств массовой информации, а добывали ее сами из уст ещё живущих очевидцев, родственников тех, кто...

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Проекты. Меню. Поиск.

В сферу деятельности музея включены все возрастные группы ребят, начиная с младших школьников, так как, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включается музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем. Наш Музей Боевой Славы посвящен боевому пути Первой Гвардейской Армии в годы Великой Отечественной войны. В нем собран материал о командующих Первой Гвардейской, о дивизиях, входящих в состав Армии. Есть у нас и уникальные фотографии, и личные вещи участников и ветеранов ВОВ — бойцов Первой Гвардейской.

Методическая разработка муниципального творческо-поискового...

Творческо-поисковый проект «Отечество.ru» (далее — Проект) посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и направлен на гражданско-патриотическое воспитание учащихся, формирование уважительного отношения к истории Родины, стимулирование интереса учащихся к самостоятельному изучению истории и традиций родного края. Цели и задачи Проекта.

Задачи: создание условий для интеллектуального развития школьников; формирование навыков поисково-исследовательской деятельности и умения работать в команде, приобретение опыта в сфере применения современных информационных технологий. 3.Условия проведения Проекта. Сроки проведения: ноябрь — март. Участники: в Проекте принимают участие проектные группы учащихся 5–7 классов общеобразовательных организаций.

Формирование у молодежи патриотического сознания...

Ключевые слова: патриотическое воспитание, историческая память, Великая Отечественная война, программа, молодежь, патриотическое сознание. Формирование у молодежи патриотического сознания в России проходит при поддержке государства. Основным документом, регламентирующим принципы политики в данном направлении, является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (далее — Программа).

В частности, патриотическое воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, в учреждениях дополнительного образования. Изучение истории Великой Отечественной Войны имеет особое место в системе патриотического воспитания, формирования патриотического сознания.

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Проекты. Меню. Поиск.

Образовательные стандарты нового поколения предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к вопросам воспитания личности школьника, при котором основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно ее новых видов, таких как проектно-исследовательская и творческая. Опираясь на это, я использую в своей работе метод проектов, цель которых — воспитание патриота, знающего историю своей Родины и способного хранить память, помогать землякам, героически защищавшим Отечество в годы суровых испытаний.

Задать вопрос