Модели цифровой трансформации муниципальных образований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 31.03.2023

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Сафиуллин, Р. Ш. Модели цифровой трансформации муниципальных образований / Р. Ш. Сафиуллин, И. С. Сафиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101169/ (дата обращения: 27.10.2024).



В статье рассматриваются возможные сценарии цифровой трансформации в муниципальных образованиях.Взависимости от основного вопроса для реализации интеллектуализации и цифровой трансформации для муниципальных образований разделяют следующие модели перехода: централизованные, децентрализованные, локальные. Выбор модели цифровой трансформации в основном зависит от того, какие целей ставит перед собой орган местного самоуправления и жители.

Ключевые слова : цифровая трансформация, цифровые процессы, децентрализованная модель, централизованная модель, локальная модель.

В современных условиях неизбежной перспективой для управления российскими муниципальными образованиями является цифровая трансформация процессов муниципального развития. Цифровой переход и реализация проектов интеллектуального управления в муниципальных образованиях могут быть организованы в соответствии с разными определенными стратегиями. Их различие обуславливается разными основными интересами, темами, задачами и инвесторами процессов интеллектуального перехода и цифровой трансформации муниципального управления. Подобными участниками являются бизнес-структуры, местная власть, ассоциации стейкхолдеров (консорциумы, граждане и ассоциации и др.). Концепции изучаемых проектов и внедрение технологий отличаются тем, что у них имеется различная основная причина. Таковым может являться определенная цель, необходимая для снижения затрат (если основным активом является администрация) или для получения дополнительной прибыли и расширения рынка реализации продуктов (если основным активом является бизнес). В итоге эти характеристики сильно повлияют на роль государства в процессе интеллектуализации и цифровой трансформации муниципального управления, характер проводимой государственной политики, систем приоритета и программ действий. В зависимости от основного вопроса для реализации интеллектуализации и цифрового перехода для муниципалитетов разделяются следующие варианты (модели): централизованные, децентрализованные, локальные.

Для начала рассмотрим децентрализованную стратегию цифрового перехода, основным участником которого являются крупные бизнес-структуры.

Различные частные компании и государственные организации в рамках этой стратегии децентрализованно реализуют основные процессы разных по масштабам проектов цифровизации в сфере своей деятельности (Например, узконаправленные отрасли — энергетические, строительные, добывающие и т. д., компании из области современных информационных технологий и связи).

Централизованная модель цифрового перехода. Основной участник цифрового перехода: органы местного самоуправления. При децентрализованной стратегии цифрового перехода все процессы происходят через отдельные проекты по внедрению передовых технологий различного масштаба. Главным примером может служить разработка таких проектов, как «умный» дом, квартал, офис (предложение ПАО «Сбербанк»), представляющих собой программно-аппаратный комплекс, осуществляющий мониторинг и управление сети оборудования внутреннего структурного подразделения, с помощью которого возможно выполнять некоторые функции.

Централизованная стратегия подразумевает, что все процессы цифрового преобразования будут происходить централизованно, а выступать центром всех этих процессов будет орган местного самоуправления. Он берет на себя все управление по реализации цифровой трансформации муниципального образования, внедрению информационных технологий во все отрасли поселения, а также выполняет задачи по дальнейшему развитию и образованию полноценной структурированной цифровой экосистемы. Именно орган местного самоуправления является инициатором проекта по цифровизации и масштабному созданию новой современной информационной инфраструктуры. Внедрение единых оперативных систем для управления и контроля текущей обстановки в городе с помощью использования данных реальном времени является главной характерной особенностью. Одной из основных задач считается предоставление максимального количества муниципальных услуг всем категориям жителей, организаций. Для реализации этого создаются специальные платформы муниципальных образований, цифровые модели города.

Локальная модель цифрового перехода. Основными участниками цифровой трансформации являются местные муниципальные власти в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами.

Стратегия основана на желании максимизировать эффективность с помощью интеллектуальных и цифровых технологий и реализовать весь потенциал муниципального образования (отдельных районов) в случае нехватки ресурсов. В связи с этим основные проекты цифровой трансформации в рамках данной стратегии выполняются с непосредственным участием остальных пользователей, в том числе с жителями поселения. Управление, контроль по вопросам интеллектуализации муниципального образования, внедрению различных информационных технологий, созданию учреждений осуществляется не только органами местной власти, но и с существенной ролью заинтересованных лиц и различных организаций путем проведения переговоров. В реализации данной стратегии цифрового преобразования государство, в лице местных органов власти, берет роль своего рода организатора всех процессов, которые будут вести все партнерские отношения и главного «переговорщика» с региональными и федеральными властями, а также обеспечить совместную координацию всех игроков в создании условий и каналов масштабирования интеллектуальных городских технологий по всей стране.

Каждая из представленных моделей тесно коррелирует с выделяемыми поколениями цифровой трансформации муниципальных образований. Если для первой фазы (поколения) характерно, что основными заинтересованными субъектами являются представители бизнеса, для второй — что основная роль отводится городским властям, то для третьей принципиально появление различного рода партнерств и переход граждан в активную позицию, их самостоятельное подключение к процессам управления и интеллектуализации города. Альтернативным выбором оптимизированного для российских муниципальных образований варианта стратегии цифровой трансформации, интеллектуализации в основном зависит от того, какие целей ставит перед собой местная городская власть и жители.

Литература:

  1. Цифровая трансформация экономики: государство, бизнес, общество: Монография / колл. авторов: под науч. ред. Н. П. Кононковой.
  2. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. — М.: РАНХиГС, 2021
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая трансформация, цифровой переход, местное самоуправление, муниципальное образование, локальная модель, местная власть, муниципальное управление, основной актив, основной участник, цифровое преобразование.


Ключевые слова

цифровая трансформация, цифровые процессы, децентрализованная модель, централизованная модель, локальная модель

Похожие статьи

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы, особенности и перспективы в России (на примере производителя и розничной сети)

В статье рассматривается понятие интегрированного планирования в цепях поставок. Рассматриваются этапы внедрения пилотного проекта в рамках реализации совместных процессов управления в условиях российской бизнес-среды, разбираются составляющие этих п...

Глобальный процесс информатизации общества: факторы территориальной неравномерности

В статье рассматриваются ключевые факторы пространственной дифференциации развития процесса информатизации и распространения информационно-коммуникационных технологий: экономические, инфраструктурные, социальные, инновационные, институциональные, а т...

Повышения уровня эффективности государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов

В данной статье автор описывает механизмы повышения уровня эффективности органов государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов. Даётся определение эффективности государственного управления и его место в академическ...

Трансформационное лидерство как ключевой фактор инновационных преобразований

На этапе перехода к постиндустриальному обществу и экономике знаний происходит активизация инновационных процессов во всех сферах жизни, в том числе и в сфере управления, требующей от лидеров новых навыков и компетенций. В статье анализируются отдель...

Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений

В статье рассматриваются корпоративные отношения как основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включ...

Проблема инклюзивного образования в свете синергетического подхода

В статье рассмотрены аспекты развития инклюзивного образования в свете синергетического подхода, основные компоненты методологической модели, ее общая концепция. Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных с...

Рекомендации при совершенствовании системы бюджетирования

В статье рассмотрен вопрос разработки такого рода системы бюджетирования, которая бы предельно приспособила хозяйствующие субъекты к находящейся вокруг среде. В развитых странах бюджетирование и финансовое планирование — один из главных инструментов ...

Теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов

В статье рассматриваются теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов социально-экономических систем, приводятся принципы и классификация методов согласования. Раскрыты основные преимущества агент-ориентированного подхода с точк...

Типологизация инноваций в гостиничном бизнесе

В статье представлены основные аспекты исследования инноваций в гостиничном бизнесе. Составлена типология групп инновационных услуг гостиничного предприятия в зависимости от уровня новизны, которая представлена в виде матрицы, основу которой составил...

Моделирование информационных процессов в интегрированных системах безопасности

В данной статье раскрываются этапы моделирования информационных процессов в интегрированных системах безопасности (ИСБ) в условиях обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа (НСД), а также рассматривается формализация информационны...

Похожие статьи

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы, особенности и перспективы в России (на примере производителя и розничной сети)

В статье рассматривается понятие интегрированного планирования в цепях поставок. Рассматриваются этапы внедрения пилотного проекта в рамках реализации совместных процессов управления в условиях российской бизнес-среды, разбираются составляющие этих п...

Глобальный процесс информатизации общества: факторы территориальной неравномерности

В статье рассматриваются ключевые факторы пространственной дифференциации развития процесса информатизации и распространения информационно-коммуникационных технологий: экономические, инфраструктурные, социальные, инновационные, институциональные, а т...

Повышения уровня эффективности государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов

В данной статье автор описывает механизмы повышения уровня эффективности органов государственного управления через цифровую трансформацию управленческих процессов. Даётся определение эффективности государственного управления и его место в академическ...

Трансформационное лидерство как ключевой фактор инновационных преобразований

На этапе перехода к постиндустриальному обществу и экономике знаний происходит активизация инновационных процессов во всех сферах жизни, в том числе и в сфере управления, требующей от лидеров новых навыков и компетенций. В статье анализируются отдель...

Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений

В статье рассматриваются корпоративные отношения как основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включ...

Проблема инклюзивного образования в свете синергетического подхода

В статье рассмотрены аспекты развития инклюзивного образования в свете синергетического подхода, основные компоненты методологической модели, ее общая концепция. Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных с...

Рекомендации при совершенствовании системы бюджетирования

В статье рассмотрен вопрос разработки такого рода системы бюджетирования, которая бы предельно приспособила хозяйствующие субъекты к находящейся вокруг среде. В развитых странах бюджетирование и финансовое планирование — один из главных инструментов ...

Теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов

В статье рассматриваются теоретические аспекты согласования интересов экономических агентов социально-экономических систем, приводятся принципы и классификация методов согласования. Раскрыты основные преимущества агент-ориентированного подхода с точк...

Типологизация инноваций в гостиничном бизнесе

В статье представлены основные аспекты исследования инноваций в гостиничном бизнесе. Составлена типология групп инновационных услуг гостиничного предприятия в зависимости от уровня новизны, которая представлена в виде матрицы, основу которой составил...

Моделирование информационных процессов в интегрированных системах безопасности

В данной статье раскрываются этапы моделирования информационных процессов в интегрированных системах безопасности (ИСБ) в условиях обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа (НСД), а также рассматривается формализация информационны...

Задать вопрос