В статье рассматривается ряд городских пейзажей Белгорода в контексте понимания роли горожан на них. Автор подтверждает гипотезу о стаффажной роли людей в пейзажах, а также рассматривает основные черты таких картин.
Ключевые слова: городской пейзаж, стаффаж, Белгород, образ города.
Взаимодействие человека с миром происходит черед различные образы, которые являются посредниками между человеческим сознанием и реальностью. В свою очередь, образ городского пространства складывается из двух компонентов: непосредственно облика города с его архитектурными и природными особенностями, а также восприятия жителей [1].
В целом, феномен городского пространства по-прежнему остаётся одним из актуальных предметов исследования в различных областях, включая историю, культурологию, искусствоведение и так далее. В зависимости от области исследования зависит и угол, под которым рассматривается городское пространство и его образ.
В исследовательском поле искусствознания тема города стала актуальной ещё во второй половине XIX века и вопросы городского пейзажа по сей день являются объектом современных учёных.
Большинство художников, изображая городское пространство, отражают жителей города стаффажно. Так происходит в силу жанровой предопределённости, поскольку пейзажная живопись подразумевает под собой акцент на самой среде. Именно люди создают антураж картины, добавляя жизни в её сюжет и лишая её безжизненных, порой постапокалиптических нот. Однако не всегда для этой цели художник пишет именно людей: в ход идут животные, машины и многое другое.
Говоря о стаффаже, необходимо понимать, что это небольшие фигуры людей и животных, изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение [2]. Стаффаж используется для достижения композиционной целостности и выразительности, а также, что связать все элементы воедино.
Возвращаясь к роли горожан на белгородских пейзажах, стоит обратить внимание на картины Владимира Евгеньевича Нестеркова «Зима в Белгороде» (рис. 1) и «Белгородские окраины».
Рис. 1. Нестерков В. Е. «Зима в Белгороде»
Художник пишет противоположные, в некотором смысле, сюжеты: жизнь центральной части города и его окраин, однако стаффаж объединяет эти полотна и задаёт их настроение. Практически ни один городской пейзаж Нестеркова не обходится без изображения людей, так художник «оживляет» изображаемое место, добавляет ему динамики и отражает настроение того или иного момента. Например, на картине «Зима в Белгороде» художник изображает раннее утро на одной из центральных улиц города. Единичные фигуры людей и машин не создают ощущение опустевшего города, а, наоборот, в сочетании с восходящим солнцем отражают динамику утреннего города. Улицы постепенно наполняются не только тёплым, солнечным светом, но и людьми, спешащими по своим делам.
В противовес ритму центра города картина Нестеркова «Белгородские окраины» (рис. 2). Она, как и прошлая работа, не создаёт ощущение опустевшего места. Небольшие, в контексте данного полотна, фигуры людей показывают зрителю не только жизнь этих мест, но и подчёркивают простор местности. Изображение людей снова не занимают много места в композиции, оставляя главную роль образу города.
Рис. 2. Нестерков В. Е. «Белгородские окраины»
Центральная часть любого города, в том числе Белгорода, практически всегда наполнена жизнью и множеством людей. Евгений Серков в своей акварели «Городское кафе» (рис. 3) изображает фигуры людей слабо проработанными силуэтами. Будничное состояние города подчёркнуто многолюдностью, горожане спешат по своим делам.
Рис. 3. Серков Е. И. «Городское кафе»
Словно момент из жизни города и отдельных людей показан на картине Ирины Ива «Мы на выставку ходили» (рис. 4). Пара на первом плане одновременно играет главную роль и является стаффажем в городском пейзаже. Они добавляют особой динамики этому полотну, создавая ощущение проходящих мимо людей. Кажется, что вот-вот они исчезнут из поля зрения, оставляя перед нами только пару людей на скамейке.
Рис. 4. Ива И. «Мы на выставку ходили»
Картина Станислава Дымова «Воспоминания о старой улице» (рис. 5) окутана ностальгической атмосферой. Фигуры людей в будничном настроение равномерно распределены по части холста, но окружающее пространство доминирует над ними. Так, художнику удаётся подчеркнуть, оттенить масштаб города, поглощённого урбанизацией. На полотне немного людей, но этого достаточно, чтобы подчеркнуть жизнь этого места, указать на то, что старый город не пуст, жизнь в нём идёт своим чередом.
Рис. 5. Дымов С. Ф. «Воспоминание о старой улице»
Другой художник — Николай Коркин — также часто пишет город. На картине «Весна в Белгороде» (рис. 6) он прорабатывает изображения людей, хоть они и выполняют роль стаффажа. Художник изображает группу горожан на остановке, ожидающих свой автобус, поодаль виден ребёнок с рюкзаком, а на другой стороне дороги — человек, спокойно идущий по своим делам.
Рис. 6. Коркин Н. И. «Весна в Белгороде»
Стоит отметить, что городским пейзажам Коркина свойственно изображение людей не только как стаффажа, но и акцента, за который невольно цепляется взгляд. Так происходит, например, в картине «Город Белгород. Улица Попова», где главными героями являются мама с сыном.
Большой цикл работ о городе принадлежит Геннадию Андреевичу Кудрявцеву. Его город часто становится фоном для разворачивания человеческих судеб, хотя, одновременно с этим, представляет собой серьёзные городские пейзажи. Картина «Городской мотив» (рис. 7) пропитана радостью повседневной жизни. Стаффажные фигуры здесь более проработанные, художник трудился над ним так же тщательно, как и над изображением самого города. Зрителю представлены совершенно разные действия горожан: кто-то идёт в магазин за свежими фруктами и овощами, кто-то встретил давнюю знакомую и обменивается новостями, мужчины в центральной части полотна заняты на, так называемом Белгородском Арбате, а фигуры справа сосредоточены возле киоска со свежей прессой. Жизнь в городе идёт своим чередом, а атмосфера в нём праздничная и уютная.
Рис. 7. Кудрявцев Г. А. «Городской мотив»
Таким образом, мы можем говорить о том, что, изображая городские пейзажи Белгорода, художники часто обращаются к стаффажному изображению людей. Как правило, авторы используют многолюдность как один из основных маркеров городской жизни. Кроме того, такие картины наполнены деталями, которые характеризуют жизнь того или иного места. При таком методе работы городское пространство не только остаётся главным героем картины, но позволяет раскрыть его место в жизни горожан. То есть, изображение архитектурных объектов удачно дополняется и раскрывается с помощью стаффажных объектов в образе горожан.
Литература:
- Горелова, Ю. Р. Пейзаж со стаффажем: субъект в городском пейзаже / Ю. Р. Горелова. — Текст: непосредственный // Инновационное развитие науки и образования. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. — С. 177–179.
- Сеничкина, Е. В. Методика выполнения городского пейзажа / Е. В. Сеничкина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования в России. — Краснодар: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. — С. 46–52.