В статье-эссе рассматривается образ России в живописи русского художника И. И. Левитана. Анализируются особенности левитановского пейзажа, художественные средства, колорит и настроение, — то, что создаёт неповторимый авторский стиль, притягивающий зрителя.
Ключевые слова: пейзаж, Россия, Левитан И. И., колорит, русская природа.
The article-essay examines the image of Russia in the painting of the Russian artist I. I. Levitan. The features of the Levitan landscape, artistic means, color and mood are analyzed — what creates a unique author's style that attracts the viewer.
Keywords: landscape, Russia, Levitan I. I., color, Russian nature.
Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист.
И. Левитан
Россия — место духовного притяжения и любви великого русского пейзажиста И. И. Левитана. Для художника образ его родины, России, всегда олицетворяется с природой, и пейзажи его — это своего рода отражение его личности и чувств.
Путешествуя по Италии, Франции и Швейцарии, художник ни на минуту не забывал о России, стремясь вернуться к загадочным и бескрайним русским просторам. Итальянские виды и величественные горные вершины Альп, увы, не вдохновили художника. «Здесь нет природы», — писал Левитан в ностальгических письмах Антону Чехову. — «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист» [1].
Ученик А. К. Саврасова, современник и друг В. Д. Поленова и А. И. Куинджи, И. И. Левитан находит своё, особенное место в жанре русского пейзажа.
Человек невероятной скромности, робкий и стеснительный, для своего творчества, он ищет такие же свойства, близкие ему, природные, неяркие ландшафты, созвучные исповедальности и одиночеству. «Каждое его произведение волнует зрителя, заставляет увидеть нечто больше, чем изображено, пережить счастливые или неудачные моменты жизни, вспомнить те особые эпизоды, что есть в судьбе каждого. «Вечер. Золотой плес», «Тихая обитель», «У омута», «Июнь, 1890», «Золотая осень» и другие [3, с. 776].
Можно сказать, что левитановские пейзажи написаны сердцем. Ведь его Родина — это и необъятная река Волга, и могучие лесные просторы, и распутица, и слякоть непроходимых дорог… Исаак Левитан — первый русский художник, сумевший в неяркой русской природе найти ту самую душевность, неразрывно связанную с образом любимой родины.
Для пейзажей Левитана характерны переходные состояния природы: застывший на мгновение рассвет, золото и багрянец осени, вот-вот готовящиеся смениться снежным покрывалом…
Отметим уникальную способность художника к «тембровой» разработке цвета. В пределах даже одного пейзажа он улавливает сложную палитру оттенков зелени различных трав, кустарников и деревьев, освещенных или находящихся в тени [2, с. 318]. Богатый цветовой диапазон от жёлтого, золотого до коричневого насыщает его «Золотую осень» 1895 года.
Крупные и энергичные левитановские мазки создают лишь намек на формы. Этот «намек» настолько верен и точен, основан на таком безукоризненном знании и видении, что передает нам предметы и формы с огромной убедительностью [2, с. 319].
Рис. 1. Золотая осень, 1895
Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей, листьев деревьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы. Умело используя цвет, рисунок, композицию, Левитан мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины осенней, летней и весенней поры. Картины Левитана раскрывают высший, «небесный», эстетический, то есть неутилитарный смысл природы, красота которой нравственна и духовна, и совсем непохожа на броскую торжественность. На его холстах оживают, вызывая чувства и новое понимание печальные бескрайние поля под высокими небесами, серые сумерки, золото осенних листьев, ожидающие наступление зимы.
Левитан был поэтом русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглотила всю его чувствительную душу: « Я никогда так не любил природу, никогда не был так чувствителен к ней. Я никогда не ощущал столько божественного, что излился во всем, но остался незамеченным многими людьми» [1] .
Музой художнику служила сама Россия, её бескрайные просторы, сама природа, что окружала его и дарила ему свою любовь.
Рис. 2. Свежий ветер. Волга, 1895
При первой встрече художника с Волгой она показалась ему «мертвой и тоскливой», о чём он и сказал: «Разочаровался я чрезвычайно. Ждал я Волги как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце и явилось мысль, не уехать ли обратно?» [1].
Рис. 3. Вечер на Волге, 1888
Но уже в следующим летом Волга очаровала его своей мощью и очаровательными деревеньками близ него. Постижение Волги было для художника постижением России. Он, духовно взрослея, прикоснувшись к этой теме, но и страдал порой от сознания бессилия передать красоту и величие мира.
Рис. 4. Тихая обитель, 1890
Соборы и церквушки Волжского Плёса, который так полюбил художник, привносят в его пейзаж акценты духовности и тишины. Поэтому картина «Тихая обитель» хорошо сочетает в себе не только лиризм, но и русскую могучую природу вместе с спокойной речушкой, что протекает вблизи освященного места. « Может быть, это более трагично, чем ощущать бесконечную красоту окружающей среды, замечать скрытый секрет, видеть Бога во всех вещах и не быть в состоянии распознать эти великие ощущения, осознавая их бессилие…» [1].
Рис. 5. Июнь, 1890
Давайте вспомним, как будучи маленькими детьми и подростками нам нравилось бегать и гулять по полю, усыпанному полевыми цветами. Разве это было не счастье? Вот и глядя на левитановский пейзаж «Июнь» 1890 года, хочется сбросить обувь и босиком пробежаться по траве с охапкой цветов, щуря глаза из-за солнца. Можно почувствовать летний зной, запах трав и легкость на душе. Так выглядит лето в картине И. И. Левитана.
Между художником и его Родиной — Россией установилась сердечная, неразрывная связь.
Мечтательность и созерцательность Исаака Ильича порождали печаль его пейзажей, идущую от мудрого разумения и неспешного размышления [4, с. 124].
Его отточенный глаз увидел такой объем задач, такую ширь мотивного развития, которая объяла и классику, и романтику русской живописи вообще. В его работах есть и прозрения передвижнических мотивов, умение увидеть характерные черты российского типа природы, и передача сугубо субъективных настроений переживания жизни природы, и романтический порыв, и трагическое ощущение вечности природы и кратковременности человеческой жизни.
Литература:
- Исаак Левитан. Цитаты, воспоминания современников о художнике. [Электронный ресурс] URL http://isaak-levitan.ru/quote.php (Дата доступа 5.04.2022)
- Никитина, Т. В. Творческий метод И. И. Левитана. использование его особенностей в обучении живописи пейзажа // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 года / «Астерион», 2019. — С. 317–320. — EDN NZKITY.
- Резник, Ю. В. Пленительная песня о русской природе (К 161-й годовщине рождения И. И. Левитана) / Ю. В. Резник // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: Материалы V Международной научной конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. — Москва: Учреждение высшего образования «Московский художественно-промышленный институт», 2021. — С. 772–779. — EDN HCTTQB.
- Фокин, К. В. Размышления о русской пейзажной живописи / К. В. Фокин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2013. — № 2(34). — С. 120–127. — EDN QCHEHD