В статье автор рассматривается отношение к зарубежному и российскому граффити. Факторы, влияющие на формирование идентичности города. Целью работы является доказать возможность повышения городской идентичности города Новосибирска посредством стрит-арта.
Ключевые слова: граффити, искусство, стрит-арт, идентичность.
Граффити берет свое начало ещё с древних времен. На данный момент времени в современных городах сформировано несколько направлений урбанистического искусства: граффити-надписи в виде тега, и стрит-арт, который включает в себя продуманную композицию. Однако, многие люди обобщают два данных определения в одно, называя очередное творение на стене «граффити».
Из-за рубежа такой вид искусства плавно перешёл и в Россию.
Цель статьи — доказать возможность повышения городской идентичности города Новосибирска посредством стрит-арта.
Так же имеется ряд задач, которые необходимы к рассмотрению:
– Собрать факторы, формирующие идентичность города.
– Использовать стрит-арт с целью создания пространства для «отдыха глаз».
Методы и материалы
В исследовании использовались теоретические методы, в их число входят анализ и сравнение. Проанализированы официальные источники: публикации и статьи по теме исследования. [1].
Результаты и обсуждение
Обычно граффити представляют себя как явление вандализма. Посредством граффити в США осуществлялась борьба между конфликтующими группировками. Граффити использовалось как коммуникация внутри сообщества. На территории России, к счастью, нет устойчивого клише связывающее граффити и конфликтующие группировки.
В настоящее время многие граффити и стрит-арты, как за рубежом, так и на территории России можно считать настоящим произведением искусства. Интересный факт в том, что такой вид рисунка на стенах распространился в сферы интерьера, аксессуаров (сумки, кольца) и бизнеса (реклама).
Стрит-арт на данный момент является ярким примером по изменению городского облика. На формирование городской идентичности влияет сам город, его географическое положение, история. Само отождествление человека связано с местом обитания. По концепции Р. Флорида, сформированы важные факторы, используя которые можно создавать идентичность места. В концепцию входят данные взаимодействия природы и архитектурного пространства, уличные мероприятия, активная творческая или культурная деятельность. Так же исследователи из России Н. С. Дягилев и Л. А. Журавлёв составили свой список факторов, которые так же влияют на формирование городской идентичности, туда входят:
А) стабильные факторы (есть как данность, ничего в них не поменять): климат, расположение, история города;
Б) изменчивые факторы (долгий процесс изменения): прирост население города, смена образа города, уровень жизни жителей, культурные ценности сообщества;
В) символические факторы — символы города, политические поведения, важные события места, известные личности, спрос на отдельные категории товаров, коммуникационные взаимодействия.
В Новосибирске культура граффити и стрит-арта расцветает, однако отношение к граффити у многих горожан весьма специфичное, и местами даже негативное потому, что оставляют надписи чаще всего без согласия собственников имущества, например, на гаражах, а изображено может быть что угодно. Если предоставить территории и стены для надписей, то, скорее всего, «испачканных» стен будет значительно меньше. Пространство для стрит-арта так же должны быть. В городе огромное количество улиц, где могут творить профессиональные художники. Возможно, некоторые места необходимо будет согласовать с мэрией города. В мегаполисе уже появилась команда художников, что понемногу избавляет город от серых стен. Они брали сюжеты русских сказок, фольклорных персонажей, каллиграфию и разработали стиль рисунков, их цветовую гамму для города. Как комментирует одна из художников сформированной команды: «С друзьями-сибиряками решили сделать для города что-то такое, что поднимало бы настроение жителям». [2]. Следует заметить, что жителям Новосибирска понравились подобные творческие эксперименты.
Было граффити, что нравилось не только многим местным жителям, но и приезжим. Место стало популярным, с большой пропускной способностью и рекламодатели решили вывесить свой баннер вместо арта. Тогда народ возмутился, данное дело дошло до мэрии и городу сделали новый стрит-арт. [2]. Как показала практика: «без искусства город жить не может», однако оно должно быть грамотно и красиво подано. [3].
Выводы
Сейчас направление граффити и стрит-арт довольно популярные. С его помощью можно показывать историю места или создавать нужную атмосферу. Таким образом, граффити можно использовать как символически маркер городской идентичности, с помощь которого можно придать конкурентные преимущество Новосибирску по отношению к другим городам, придать городу узнаваемость и индивидуальный образ столице Сибири.
Литература:
- История граффити движения и его современные российские особенности электронный//: [сайт].—URL:https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-graffiti-dvizheniya-i-ego-sovremennye-rossiyskie-osobennosti-1/viewer(дата обращения: 07.06.2021).
- Так и кто здесь вандал? В Новосибирске изуродовали популярное место отдыха у горожан.: электронный //: [сайт]. — URL: https://vashgorod.ru/news/103577 (дата обращения: 07.06.2021).
- Художественная жизнь Новосибирска: электронный //: [сайт]. — URL: http://bsk.nios.ru/content/ostayotsya-lyudyam-hudozhestvennaya-zhizn-novosibirska (дата обращения: 07.06.2021).
- ГОРОДСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ: электронный//: [сайт].-URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17754 (дата обращения: 15.06.2021).