Образ бурного пейзажа в лирике И. Ф. Сахновского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 29.06.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Павлушкина, О. М. Образ бурного пейзажа в лирике И. Ф. Сахновского / О. М. Павлушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 206-207. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104592/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена рассмотрению специфики создания бурного пейзажа в лирическом тексте.

Ключевые слова: пейзаж, разновидность, бурный пейзаж, Игорь Сахновский.

Природа — уникальное скопление ярких, волшебных деталей, явлений, которое всё время привлекало писателей. Пейзажные образы остаются востребованными на протяжении всего развития литературы. На каждом этапе развития словесности находились поэты, писавшие о природе, передавая свои чувства через природу. По определению Тимофеева: « пейзаж — изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя » [3, с. 265].

В. Е. Хализев отмечает, что « в многовековой культуре человечества укоренено представление о благости и насущности единения человека с природой, об их глубинной и нерасторжимой связанности » [4, с. 206]. Ю. И. Сохряков показывает, что перед писателями и поэтами ставится задача « возродить утраченное чувство изумления перед миром природы, ее загадками и тайнами с тем, чтобы человек вновь почувствовал себя сыном земли » [2, с. 34].

Один из ярких поэтов современности — Игорь Фэдович Сахновский. В его творчестве лирика природы занимает немалое место наряду с урбанистическими зарисовками. В сборнике «Стихотворения» представлено более двадцати образов природы, каждое время года изображено в своей индивидуальной характеристике. Мы в настоящей работе сосредоточимся на том, как создается образ бурного пейзажа.

В русской лирике, как обнаруживает Эпштейн, бурный пейзаж является второй разновидностью изображения природы . Его отличие от идеального пейзажа в том, что « реки, облака, деревья -все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой». [5, с. 144]. Образец бурного пейзажа можем найти в творчестве Батюшкова «Пловец», Пушкина «Бесы».

Как раз-таки в лирике Сахновского особую роль играют повторяющиеся элементы природы: река, небо, дерево. Рассмотрим, как автор создает картину бурного пейзажа.

***

Здесь шумят и шумят поезда,

вереницей уходят на север.

Среди пыли расцвел навсегда

лиловатый застенчивый клевер.

Без оглядки на чёрные вёрсты

я в лицо твоё молча глядел.

Только воздух, громоздкий и чёрствый,

как вражда, между нами гудел.

Опадая к земле, как зола,

галки вскрикивали всё пугливей.

Ты в сторожку меня позвала,

ты сказала:

— сейчас будет ливень.

Небо стало густое, как лес.

И, взлетая кривыми углами,

горизонт разломился, исчез,

канул в молниеносное пламя.

Прорываясь издалека,

оглушая булыжною речью,

с неба рухнула наземь река,

и земля подалась ей навстречу.

Я на эту грозу уповал,

я любил этот клевер покорный.

Клевер скошен грозой наповал.

Напряглись потрясенные корни. [1, с. 53]

Образ неба раскрывается постепенно, упоминание о нем встречаем лишь в четвертой строфе, но поднять взгляд на небо нас заставляет третья строфа, где предугадывается, что небо одарит чем-то («сейчас будет ливень»). Из строки «здесь шумят и шумят поезда» мы понимаем, что это вокзал, место скопления людей, здесь люди прощаются и встречаются. В вокзальном воздухе висит нотка надежды « среди пыли расцвел навсегда клевер », в чьей-то душе зародилась любовь. Природный элемент цветения приравнивается душевному цветению лирического героя. Но внешние факторы говорят, что любовь обречена на разлуку: « воздух, громоздкий и чёрствый », « галки вскрикивали всё пугливей ». Кто-то свыше знает, что разлука неизбежна, поэтому небо сравнивается с густым лесом, отсюда и «слезы небес» — дождь, « с неба рухнула наземь река ».

Мы отмечаем, что небо, как судья, разрешает судьбу героя, но герой не противится, а наполняет свою душу и сердце некой надеждой « я на эту грозу уповал ». Мы видим антитезу неба и земли. Сначала перед нами земля — вокзал, рельсы, показывается мир грубый, железный, в нем нет чувств, нет времени и возможности их выражать. А небо, направленное к земле, раскрывает мир чуткий, мечтательный, свободный (галки, горизонт, освободившиеся чувства героев).

Пейзаж выполняет психологическую функцию, создавая параллелизм состояний в природном и человеческом мире. Гроза, ливень — это разрядка в природе, и она является одновременно аналогией разрядки в отношениях, влюбленных и толчком к этой разрядке. « Подалась навстречу », «напряглись» — это и про возлюбленных. Как « клевер застенчивый » сначала они скрывали чувства, а уже потом поддались своим чувствам «покорный» (клевер).

Пространство стихотворения огромно, так что не видно горизонта «горизонт разломился, исчез», простор вбирает направленность и дали «чёрные вёрсты». В стихотворении много движений: поезда, ветер, галки, дождь, динамично по своей организации. Здесь мы видим вновь целый комплекс единиц пейзажа: клевер, небо, гром, дождь, галки. Все эти элементы создают картину бурного пейзажа.

Литература:

  1. Сахновский И. Стихотворения. Екатеринбург: Кабинетный ученый. 2018. 98 с.
  2. Сохряков Ю. И. Природа и человек: по страницам современной литературы. М.: Знание, 1990. 64 с.
  3. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. — М.: «Просвещение». — 1974. 509с.
  4. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. 398 с.
  5. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной».... Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. 303 с.
Основные термины (генерируются автоматически): бурный пейзаж, небо, галка, земля, клевер, природа.


Ключевые слова

пейзаж, бурный пейзаж, разновидность, Игорь Сахновский

Похожие статьи

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»

Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Лексические средства художественной выразительности в прозе С. Н. Есина

В статье автор пытается выявить структурно-семантическое своеобразие лексических языковых средств, присущих художественному творчеству С. Н. Есина.

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Образ ребенка в произведениях самарского поэта Игоря Гольдина

В статье рассматриваются биография и творчество самарского поэта, музыканта и режиссера Игоря Гольдина, анализируется образ главного детского персонажа книги «Игра в облака».

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой

В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Похожие статьи

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»

Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Лексические средства художественной выразительности в прозе С. Н. Есина

В статье автор пытается выявить структурно-семантическое своеобразие лексических языковых средств, присущих художественному творчеству С. Н. Есина.

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Образ ребенка в произведениях самарского поэта Игоря Гольдина

В статье рассматриваются биография и творчество самарского поэта, музыканта и режиссера Игоря Гольдина, анализируется образ главного детского персонажа книги «Игра в облака».

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой

В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Задать вопрос