Практический опыт занятий стихосложением как мотивация обучающихся к усвоению учебного материала по литературе в 5-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.02.2023

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Головина, Е. А. Практический опыт занятий стихосложением как мотивация обучающихся к усвоению учебного материала по литературе в 5-м классе / Е. А. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 246-249. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100193/ (дата обращения: 16.12.2024).



Важным условием успешности освоения школьником изучаемого материала является его интерес к предмету как таковому, желание и стремление ребенка к постижению новых знаний, расширению собственного кругозора в контексте восприятия окружающей действительности.

Современные информационные технологии, прочно вошедшие в образовательное пространство и, по сути, уже являющиеся ее составной частью, с одной стороны, упростили доступ к образовательным ресурсам по всему спектру изучаемой тематики учебной дисциплины, а с другой — являются фактором снижения интереса у части школьников к учебе как таковой. Развлекательный, игровой сегмент интернет-пространства, упрощенные, в том числе и языковые, модели коммуницирования в детской и молодежной среде вызывают обоснованную обеспокоенность учительского сообщества. Поэтому педагогами предпринимаются определенные усилия для поддержания уровня интереса обучающихся к учебным дисциплинам: проводятся предметные недели, разрабатываются методики и технологии ведения уроков, обобщаются эффективные образовательные практики.

Рассматриваемые в данном материале занятия в рамках внеаудиторной занятности по стихосложению — одно из возможных направлений по повышению интереса к усвоению учебного материала по литературе в 5-м классе. Даная практика является ситуативной и основана на проблемном анализе успеваемости конкретной группы пятиклассников по литературе по итогам 1 четверти обучения. Цель практики — повышение качества знаний по предмету посредством роста мотивированного интереса к изучению учебной дисциплины. Ее особенностью является координация по времени проводимых занятий с изучаемыми темами на уроке.

Обучающимся 5-го класса были предложены дополнительные занятия по основам стихосложения в развитие изучаемых тем на уроках литературы.

Всего изъявили желания посещать дополнительные занятия 14 человек. В процессе занятий по разным причинам прекратили свое посещение 2 обучающихся. Всего, таким образом, программу занятий прошли 12 обучающихся — 4 мальчика и 8 девочек 5-го класса. На момент начала занятий стихотворчеством общий средний бал успеваемости по литературе — 3,83. Цикл состоял из 5 занятий: 2 раза в 1-ю неделю и 1 раз в последующие три недели. Продолжительность — 1 учебный час.

В данном материале будут рассмотрены, главным образом, практические аспекты работы с школьниками. Углубленное изучение теория стихосложения, развитие творческих способностей обучающихся не являлось целью проводимых занятий, это, скорее, инструмент для повышения интереса школьников к изучению учебного предмета, результатом которого должно быть повышения качества знаний по литературе.

Первое занятие — установочное. Стихосложение

Информативная составляющая

Стихосложение (версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи, которая отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки — стихи, соотносимые и соизмеримые между собой; членение на отрезки твёрдо задано (в устной поэзии — мелодией, в письменной — чаще всего графикой, т. е. записью отдельными строками) и может не совпадать с синтаксическим членением текста. Заданное членение на стихи — необходимый и достаточный признак стихотворного текста; тексты, никакой иной организации не имеющие, уже воспринимаются как стихи (т. н. свободный стих) и приобретают характерную стиховую интонацию — независимые от синтаксиса паузы на границах стихов, повышение голоса в начале стиха, понижение к концу. Кроме того, чтобы подчеркнуть соизмеримость стихов, строки их обычно упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически, т. е. через одну или несколько) по наличию тех или иных звуковых элементов. В зависимости от того, какие именно элементы выделяются в качестве такой основы соизмеримости, стихи относятся к той или иной системе стихосложения.

Практика. Ознакомление обучающихся с основными понятиями стихосложения, Важно установить взаимосвязь полученной информации с текущими темами, изучаемыми по уроках литературы. Также на первом задании начали рассматривать идеи детей по реализации своих словотворческих возможностей.

В процессе занятия, исходя из индивидуальных предпочтений обучающихся, были определены возможные направления для их первых стихотворных опытов.

В качестве фокус-группы рассматриваем траектории двоих обучающихся Александр К., и Саша П.

Александр К., нравится техника, занятия спортом, активный образ жизни, поэтому выбрал спортивную тематику, состязательность, динамичность.

Саша П., общительная, наблюдательная, изъявила желание попробовать написать о природе, о прогулках на свежем воздухе, играх.

Второе занятие. Метр. Размер. Стопа

Информативная составляющая

Ритм — звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

Метр (греч. metron — мера, размер) — упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.

Размер — способ звуковой организации стиха; частный случай метра. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом — числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом — метром и числом стоп.

Стопа — единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т. д.

Практика. Рассматриваем домашние «заготовки» воспитанников, совместно вносим коррективы в сюжетные линии.

Александр К. Гонки, лыжи спорт; далее рифма корт, автомобиль, авто, не то

Старт финиш, скорость — ассоциации

Лыжи, ролики — не то,

Не мопед, не карт,-

Я сажусь за руль авто,

Ассоциация старт!

Развитие темы — попытаться представить, какие эмоции и ощущения испытывает гонщик непосредственно в кабине спортивного автомобиля. Отметим, что на втором занятии Саша К. более увлеченно работает, тема ему понравилась, он уже боле самостоятельно формирует сюжетную линию.

Мощность двигателя в лошадиных силах, табун лошадей, зрители, трибуны, шины-машины, газ, тормоз — своеобразные реперные точки домашней работы.

Под капотом сотни сил,

Лошадей табун;

Диктор список огласил

К радости трибун.

Саша П. Снежинка, пушинка, хоровод снежинок, ассоциация радости, детского веселья, подвижности.

Белая снежинка

Легкая пушинка

Кружит хоровод — следовательно, во множественном числе

Белые снежинки

Легки как пушинки

Кружит хоровод — вот, у ворот, прямо у ворот

Саша П., также эмоционально погружается в процесс стихосложения, активно используя познания в области литературы и искусства. Разбираем варианты развития темы.

Третье занятие. Строфа. Виды строф

Информативная составляющая

Строфа (греч. strophe — поворот) — группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы — повторяемость еѐ элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.

Практика. Продолжаем работать над текстом. На третьем занятии понятен творческий потенциал школьников; важно, чтобы, столкнувшись с определенными трудностями построения текста, дети преодолели эти сложности посредством усердия, концентрации внимания и расширения спектра своих метапредметных знаний. В этом, собственно, и цель занятий: сподвигнуть детей к более углубленному изучению предмета, а так же дополнительной литературы.

Александр К. Вместе рассмотрели процедуру спортивного заезда в автоспорте. Потому что важна детализация состязания, которая вкупе с эмоциональным восприятием воображаемого гонщика, создаст эффект непосредственного участия при прочтении стихотворного текста.

Взмах флажка — и рой машин

Устремился вперед, вдаль;

Летит гравий из-под колес, шин,

Газа жму педаль.

Обгоняю первого, второго, первых двух,

Ухожу вперед, в отрыв-

Как захватывает сердце, дух

Скорость, скоростной порыв!

Саша П. В связи с ее легким простудным заболеванием вносим соответствующие коррективы в предполагаемый сюжет. Теперь героиня стихотворения, будучи простужена, смотрит в окно, видит снег, красоту природы, но сама физически пока не может выйти во двор погулять и порезвиться.

Я смотрю в окошко

Немножко, хлопаю в ладошки

Говорю, нет, кричу:

На улицу, с вами я хочу! — Времяпровождение на улице, активность на свежем воздухе — эффект непосредственного участия.

Танцевать, кружиться,

Петь и веселиться

Бегать во всю прыть

Звездочкою быть!»

Следует отметить, что прием эффекта непосредственного участия всеми участникам занятий активно использовался в той или иной мере, позволяя проявить свои познания в той тематике, которую каждый для себя выбрал.

Четвертое занятие. Тропы и стилистические фигуры

Информативная составляющая

Тропы (греч. tropos — поворот, оборот речи) — слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы — важный элемент мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

Стилистические фигуры — обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

Практика. Продолжилась практическая часть работы над выбранными стихотворными сюжетами. Очень важно, что все обучающиеся, в период между занятиями, подходили со своими наработками, черновыми вариантами текста, рифмованных связок, что подтверждает высокую степень вовлеченности обучающихся в стихотворный процесс, и, опосредованно, в изучение учебного предмета.

Александр К., Все это время оттачивали структуру текста стихотворения с динамикой сюжета.

Остается поворот, (прямая)

Дальше — по прямой.

Крики, возгласы, народ

Финиш красивый мой!

Учитывая, что гонка на стадионе, круговая, кольцевая, важно в этом случае и нам как-то «закольцевать» историю. Сошлись на мнении, что он дома поработает над концовкой стихотворения и на последнем занятии займемся «отшлифовкой» текста.

Хотя сама Саша П, уже выздоровела, тема простуды вылилась в следующие строки:

Но слышны лишь всхлипы-

Я болею гриппом — тем самым обогатив фактуру самого текста, сделав стихотворение более «жизненным».

Далее нужно выходить на позитив момента,

Вот немного подлечусь

И во двор скорей умчусь

Пятое занятие — заключительное. Рифмовка. Способы рифмовки

Информативная составляющая

Рифмовка — порядок чередования рифм в стихе. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка «ААBB», перекрѐстная рифмовка «АBАB», кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА», холостая рифмовка «АВСВ», гиперхолостая рифмовка «АВAС», смешанная рифмовка (вольная) и др.

Практика. Обобщение полученных дополнительных знаний по основам стихосложения. Работа над стихотворением.

Как определили с Александром К. на предыдущем практическом занятии, смысловая «закольцованность» стихотворного текста символически подчеркивала бы логику сюжета, основанную на предполагаемых ощущениях воображаемого автогонщика и процедуре самого состязания.

Таким образом, в результате доработки текста под определенные изначально критерии написания стихотворения, соблюдая нами же установленные смысловые рамки, получился следующий стихотворный текст.

Буду автогонщиком

Лыжи, ролики — не то,

Не мопед, не карт,-

Я сажусь за руль авто,

Жду сигнал: «На старт!»

Под капотом сотни сил,

Лошадей табун;

Диктор список огласил

К радости трибун.

Взмах флажка — и рой машин

Устремился вдаль;

Летит гравий из-под шин,

Газа жму педаль.

Обгоняю первых двух,

Ухожу в отрыв-

Как захватывает дух

Скоростной порыв!

Остается поворот,

Дальше — по прямой.

Встретит с возгласом народ

Славный финиш мой!

Лыжи, ролики, не то-

Круче есть азарт!

Я мечтаю на авто

Выезжать на старт!

Перед последним запланированным занятием имелось четкое понимание сюжетной линии, которая с учетом простудного недомогания Саши П., внесла в легкий воздушный нарратив текста нужную «жизненность», поэтому «шлифовка» проводилась чисто техническая. Итогом кропотливой работы явился следующий стихотворный текст:

Белые снежинки

Белые снежинки

Легкие пушинки

Прямо у ворот

Кружат хоровод.

Я смотрю в окошко

Хлопаю в ладошки

Сквозь стекло кричу:

«С вами я хочу!

Танцевать, кружиться,

Петь и веселиться

Бегать во всю прыть

Звездочкою быть!»

Но слышны лишь всхлипы-

Я болею гриппом.

Вот немного подлечусь

И во двор скорей умчусь.

В заключении следует отметить, что цель курса — повышение интереса к успешному изучению обучающимися литературы в 5-го классе среди посещавших дополнительные занятия достигнуты. На момент окончания курса по основам стихосложения общий средний бал успеваемости по литературе — 4,34 (+13 %).

Обучающиеся стали более мотивировано относиться к изучению учебного предмета — литература, появился устойчивый интерес и желание творчески проявлять себя,

Литература:

  1. Тимофеев Л. И. — Изучение стихосложения в школе. -М., 1960
  2. Холшевников В. Е. — Основы стиховедения: Рус. Стихосложение, -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.
  3. Чернец Л. В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. -М., 1982
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, стихотворный текст, непосредственное участие, оборот речи, основа стихосложения, практик, стих, учебный предмет, звуковое строение, свежий воздух.


Похожие статьи

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в средней логопедической группе

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Оптимизации учебной деятельности по овладению грамматикой иностранного языка студентами инженерных специальностей

Практические пути использования квест-игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся 5-х классов

Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Соблюдение правил приёма при поступлении в хореографическую школу как фактор успешного обучения

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Похожие статьи

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в средней логопедической группе

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Оптимизации учебной деятельности по овладению грамматикой иностранного языка студентами инженерных специальностей

Практические пути использования квест-игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся 5-х классов

Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Соблюдение правил приёма при поступлении в хореографическую школу как фактор успешного обучения

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Задать вопрос