Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития критического мышления через чтение и письмо)
Автор: Сафонова Татьяна Сергеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 21.02.2015
Статья просмотрена: 892 раза
Библиографическое описание:
Сафонова, Т. С. Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития критического мышления через чтение и письмо) / Т. С. Сафонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/48/ (дата обращения: 16.11.2024).
Формирование творческой и мыслительной активности — одна из важнейших задач современного образования. В программе модернизации образования отмечена необходимость развития у обучающихся умений критического анализа. Именно на это направлена технология развития критического анализа через чтение и письмо (ТРКМЧП). Она представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем творческую активность, предоставить условия для осмысления нового материала, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания на уроке.
В основе технологии — РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
- Вызов
- Реализация (осмысление)
- Рефлексия
Первая стадия — вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что преподаватель строит обучение исходя из целей, поставленных им самим, подразумевая, что они будут приняты учащимися как собственные. Многие ученые-дидакты считают, что необходимо дать возможность самому учащемуся поставить цели обучения. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего. Обычно это информация по теме, о которой мы уже что-то знаем.
Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
Деятельность учителя предполагает вызов уже имеющихся знаний у обучающихся по изучаемому вопросу, активизацию мыслительной деятельности, корректировку и уточнение целей урока. Учащиеся вспоминают, что им известно, систематизируют информацию, задают вопросы. Каждый ученик должен принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы. Например, предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что уже известно об изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или группе, составив всей командой список ключевых слов, а после обсудить это вместе с учителем.
Используемые приемы: верные и неверные утверждения, перепутанные логически цепочки, кластеры, таблицы.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе. Необходимо заметить, что в выборе приемов для урока должны соблюдаться определенная последовательность и логика. Например, если на этапе вызова применялись «ключевые термины» или «перепутанные логические цепочки», то на этапе рефлексии целесообразно вернуться к выполненным до чтения текста заданиями предложить учащимся повторно выстроить предложенные события или понятия в хронологической или причинно-следственной последовательности.
Вторая стадия — осмысление. Педагог должен постараться сохранить интерес учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и постепенно подвести их от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации. Используемые приемы: двойных дневников, бортовых журналов, маркировка ИНСЕРТ.
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия — рефлексия. Задача учителя на данном этапе — вернуть учащихся к первоначальным записям, организовать работу по изучению, дополнению изученного, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся должны на стадии рефлексии соотнести новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления, произвести отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее цели. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Формы предъявления рефлексии:
1. Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол.
2. Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение.
Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. [1, с. 47]
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке — это закрепление материала, проверка усвоения.
Для учителя эта технология предоставляет возможность открыть новые таланты в учениках, установить партнерские отношения. Она отличается сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами, хорошей стратегией для работы с текстом. Кроме того, она является универсальным инструментом обучения, так как предлагаемые методические приемы могут быть использованы в обучении различным предметным дисциплинам с учетом всех возрастов.
Что же принципиально нового в данной технологии? Отличие содержится в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Данная технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Наиболее популярные приемы: синквейн и кластер.
СИНКВЕЙН
Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка — это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Данный прием особенно хорошо использовать при попытке дать характеристику тому или иному герою: Хлестакову, чиновникам в «Ревизоре»; Татьяне Лариной, Ленскому, Онегину в одноименном романе; Гриневу, Швабрину, Маше Мироновой в «Капитанской дочке»; Герасиму в «Муму» и т. д.
Примеры некоторых синквейнов:
Иван Васильевич («После бала» Л. Н. Толстого)
1. Иван Васильевич
2. Красивый, молодой
3. Рассказывал, вспоминал, анализировал
4. Человек, разочаровавшийся в своей любви
5. Герой
Татьяна Ларина («Евгений Онегин» А. С. Пушкина)
1. Татьяна Ларина
2. Доверчивая, влюбленная
3. Верила, мечтала, противостояла
4. Имела большой внутренний мир
5. Идеал
КЛАСТЕР
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Строится в виде «грозди». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластеры могут стать ведущим приемом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-либо записи, мы интуитивно распределяем их особым образом, разделяя по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в особом порядке. [3, с. 27]
Система кластеров охватывает большое количество информации, чем при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. На уроке русского языка в 9 классе учащиеся создавали кластер «Основные группы сложноподчиненных предложений», в 6 классе «Разряды прилагательных».
Как разновидность кластера можно выделить «Дом с колоннами», состоящий из основы (фундамента), колонн и крыши (тема, основное понятие). Например, на уроке литературы в 5 классе «Басня» ребята построили одноименный «дом». «Фундаментом» стал Эзоп — основатель данного жанра. Колоннами — аллегория, эпитет, сравнение, диалог, мораль, а крышей — басня.
Применение технологии РКМЧП дает учителю возможность оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке, что позволит учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в плане профессионального развития. [3, с. 26]
Таким образом, использование технологии критического мышления через чтение и письмо в преподавании русского языка и литературы позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
В своей работе я предлагаю разработанный мною конспект урока литературы, посвященный изучению рассказа Л. Н. Толстого «После бала» (8 класс).
Цели урока:
- Познакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «После бала» с помощью приёма «чтение с остановками»;
- стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица», синквейн;
- способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.
Оборудование урока: музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик»», раздаточный материал (таблица).
Ход урока
I стадия. Вызов
1. Подготовка к изучению новой темы.
— Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?
Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)
— Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)
— Что еще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т. д.)
2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ. Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова: вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия.
3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: какое-то происшествие на балу.
II стадия. Осмысление
— Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «После бала».
— Вы в своих рассказах придумали разные происшествия на балу, а как вы думаете, почему так называется рассказ Льва Толстого? (Записываем предположения учащихся на доске).
— После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.
Прием, который решено использовать на уроке — «чтение с остановками». Читаю сама.
1 остановка (до слов «Бал был чудесный»..)
Вопросы классу:
— Каким мы видим Ивана Васильевича?
— Предположите, что произойдет дальше?
2 остановка (до слов «Жили мы тогда одни с покойным братом»)
— Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей?
— Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы, влюблённые взгляды, ужин)
— Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника?
— Предположите, что будет дальше.
3 остановка (до слов «Что это такое? — подумал я…)
— Что мог увидеть Иван Васильевич?
Читаю до конца.
— Почему любовь к Вареньке «сошла на нет»? Как на этот вопрос ответил И. В.?
— Ребята, а кто слушал внимательно: в какое время происходит действие рассказа? (Последний день Масленичной недели). А как называется этот день? (Прощенное воскресение. Ребята отмечают, что в этот день принято прощать того, кто просит о прощении. А татарин всё время повторяет: «Братцы, помилосердствуйте!») Так о чём ещё размышляет Толстой? (о милосердии, добрее надо быть, человечнее; Иван Васильевич не может понять, что нужно было такого сделать татарину, чтобы с ним так жестоко обращались теперь).
— Мы можем сказать, что полковник — жестокий человек? («Всё должно быть по закону!» Важно понять, что он не жесток, он равнодушен, а это куда страшнее)
— Изменилось ли настроение И. В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд)
— Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, «другой» полковник)
III стадия. Рефлексия
— Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.
— На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)
— Почему? (части противоположны, контрастны.)
— Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
Появляется «сводная таблица»
— Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич) Сначала ребята устно отвечают, затем заготовка таблицы раздаётся каждому учащемуся.
На балу |
Линии сравнения |
После бала |
|
звуки |
|
|
Цвет |
|
|
полковник |
|
|
Иван Васильевич |
|
|
Детали: Перчатка Пёрышко Сапоги полковника |
|
— «Сводную таблицу» вы заполните дома, а теперь скажите, можете ли вы уже сейчас определить идею рассказа? (Главная идея рассказа Толстого — страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности).
— А теперь составим синквейн; (по вариантам: Иван Васильевич/ полковник)
1. Иван Васильевич
2. Красивый, молодой
3. Рассказывал, вспоминал, анализировал
4. Человек, разочаровавшийся в своей любви
5. Разочарование
1. Полковник
2. Заботливый, жестокий
3. Танцевал, гордился, бил
4. Всё должно быть по закону!
5. Жестокость
Домашнее задание: заполнить таблицу.
Примечание: данный урок по изучению этого рассказа — первый. На втором уроке предполагается работа, посвященная композиции рассказа «После бала» (принцип контраста); разграничение понятий «автор» и «рассказчик», а также возможна перекрестная дискуссия (обмен мнений о героях рассказа и их поступках).
Литература:
1. Гладкова Н. Г. Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). — 2010. — № 5. — с. 47–52
2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.; Просвещение, 2004.