Ключевые слова: земля, земельный участок, вещь, объект гражданских прав, гражданское законодательство, земельное законодательство.
Перечень объектов гражданских приведен в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1]. Этот перечень не содержит указания на земельные участки в качестве объекта гражданских прав, данный объект отнесен к более общей группе — «вещи», которые обладают специфическими правовыми (вещно-правовыми) признаками. Тем самым, по смыслу гражданского законодательства земельные участки являются вещами, имеющими соответствующую правовую природу.
Правовое понимание дефиниции вещей в роли особого объекта гражданских прав берет свое начало еще с древних государств. Будет правильным заметить, что базовые представления по поводу права собственности и объектов гражданских прав на своем первоначальном этапе концептуализировались именно в отношении вещей, а в дальнейшем получили свое развитие в отношение иных категорий, например, объектов обязательственных прав.
В Римском государстве (которое, как известно, является прародителем романо-германской правовой семьи) вещи понимались в узком и в широком смыслах. В узком значении вещь определялась как материальный предмет, способный для восприятия органами чувств, в широком — опосредовалась термином правовых отношений. В доктрине науки тех времен не выделялось понятие права собственности на объект и предмет материального мира, а сам термин включался в состав corpora , то есть телесных вещей. Развиваясь сообразно с требованиями времени, термин «вещь» рассматривался в роли особого элемента материального характера, что нашло свое проявление в Европейских правовых системах.
Объектом вещных прав является вещь. Среди названных действующим гражданским законодательством объектов, они занимают свое особенное место.
Гражданское законодательство не содержит определения понятия вещи. Вещь в общепринятом понимании представляет собой предмет внешнего, материального мира, находящийся в естественном состоянии в природе или созданный трудом человека.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся:
1) земельные участки;
2) участки недр;
3) все, что прочно связано с землей;
4) воздушные и морские суда, подлежащие государственной регистрации; суда внутреннего плавания; космические объекты и иное имущество.
Тем самым, вещь — это материальный, физически осязаемый предмет. Вещь — это не только предмет человеческого труда, но и предмет, созданный природой и используемый людьми в своей жизнедеятельности, — земля, полезные ископаемые, растения. Важной особенностью является то, что каждая вещь должна обладать полезными качествами и быть доступна человеку на данном этапе развития.
Тем самым, в силу положений действующего гражданского законодательства, вещь определяется в качестве особого материального осязаемого (телесного) предмета, обладающего свойствами экономической формы товара, и вследствие наличия у него данных признаков, способного выступать в качестве объекта гражданских прав. Ключевыми признаками вещей являются их телесность и товарность. Все эти признаки присущи земельному участку как объекту гражданских прав, но не ограничивают его сущность ввиду особой специфики данной рассматриваемой разновидности вещей.
Земельные участники являются классическим объектом гражданских прав, которым присущи все традиционные вещные признаки. Они относятся к разновидности недвижимого имущества [2, с. 127].
Обращаясь к ст. 130 ГК РФ, можно увидеть, что вещи делятся на недвижимые и движимые. Недвижимые вещи включают в себя: земельные участки, участки недр и все, что связано с землей. Ключевой признак недвижимости закреплен в ст. 130 ГК РФ — в подобном качестве отмечается прочная связанность с землей, что исключает возможность перемещения указанных объектов без несоразмерного ущерба их назначению [3, с. 556].
В качестве свойств, присущих земельному участку, могут быть выделены:
— оборотоспособность;
— категоризация: целевое назначение и вид разрешенного использования;
— индивидуальная определенность — это значит, что индивидуальный земельный участок должен иметь собственные границы, кадастровый номер, размер и местоположение;
— непотребляемость;
— существование правовой связи недвижимого имущества с другими объектами, которые входят в состав этого имущества (в силу п. 2 ст. 261 ГК РФ право собственности распространяется также на то, что находится над и под границами земельного участка).
Если обратиться к земельному законодательству, то можно выявить наличие двух тесно взаимосвязанных понятий: земля и земельный участок, которые наделяются статусом объекта правоотношений (ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации). Частью 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) [4] приводится двойственное понимание земли: термин раскрывается и как природный объект и природный ресурс, базис для хозяйственной деятельности, являющийся основой жизни и деятельности человека, и как объект права собственности (иных прав) на землю. В рамках гражданского законодательства также отсутствует ясность по поводу соответствующих понятий. Так, в силу ст. 130 ГК РФ разновидностью недвижимости назван земельный участок. Однако по смыслу п. 3 ст. 129 ГК РФ, объектом гражданских прав выступает не что иное, как земля. В последующем, в ст. 261 ГК РФ, законодатель уточняет данный аспект, формулируя, что объектом права собственности является земельный участок.
Как думается, в земельных правоотношениях земля охватывается особой физической субстанцией, действующей вне зависимости от волеизъявления граждан, будучи при этом, ключевой составной частью природы (ч. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), наделяясь, в этой связи, специальным экологическим значением. В этом смысле земля является особым объектом правоотношений в сфере защиты природы и земли. В то же время, последняя, по причинам объективного характера, не может наделяться аналогичным потребительским статусом, которым обладают иные вещи. Земля как особый объект участвует в процессах социального производства, реализуя сообразно с собственным назначением те или иные основные направления деятельности.
Именно земельный участок, а не земля как таковая, может быть непосредственным объектом права собственности. Вместе с тем, законодательство содержит понятия «земля», «земли», «участки лесного фонда», и т. д., которые, исходя из анализа норм, являются синонимами термина «земельный участок».
Исследователи подчеркивают, что земельный участок может служить основным классификатором вещей на движимые и недвижимые: местоположение объекта недвижимости и их взаимосвязь с этим местом является их основным признаком [5, с. 23]. Таким образом, по существу недвижимостью закон признает те объекты, физические характеристики которых предполагают их неизменное нахождение именно на том земельном участке, где эти объекты размещены природой или человеком.
В ст. 1 ЗК РФ содержится указание на целесообразность правовой регламентации общественных отношений на основе понимания земли в качестве особой разновидности недвижимости, самостоятельного объекта права собственности и прочих прав на землю. В статусе объекта права земля оценивается и в качестве природного ресурса, объекта хозяйствования. Тем самым, земля — это крайне широкое понятие. В то же время, она не наделяется статусом объекта гражданского оборота, если в ней не вычленены особые индивидуальные, а также родовые, свойства.
В рамках указанного понимания, отнесение к объектам недвижимости именно земли является неверным. Земля приобретает статус соответствующего объекта права собственности, только будучи пространственно ограниченной в качестве конкретного участка земли. Тем самым, земельный участок наделяется статусом недвижимости исключительно в случае обладания признаками определенного индивидуально объекта, обладающего устойчивыми характеристиками, которые устраивают правоприменителя для осуществления сделок с землей. В условиях отсутствия указанных дифференцирующих свойств земля объектом права собственности, различных сделок, выступать не может.
Земельный участок же наделяется статусом недвижимости исключительно в случае обладания признаками определенного индивидуального объекта, которыми, по объективным причинам, не может обладать земля. Понятие «земельные участки» даже до выработки в рамках правовой науки соответствующего термина определялось как земли, отграниченные в натуре на конкретной местности от прочих территорий земель посредством установления границ.
Ключевыми свойствами земельного участка выступают свойства размера, особенностей расположения на местности, структурные характеристики, а также качественные особенности и нормативная доходность. Продолжая указанное рассуждение, видится важным отметить, что если в цивилистике земельный участок — это, прежде всего, вещь, в отношении который законодателем устанавливается определенный правовой режим; то в рамках земельного права выделяется концепция земельного участка как особого природного объекта, нуждающегося в повышенной защите и охране вследствие своего специфического статуса.
Думается, что в ЗК РФ следует закрепить определения обоих терминов, что позволит исключить коллизии толкования и правоприменения земельного и гражданского законодательства, минимизировать число споров и конфликтов, складывающихся в процессе земельных правоотношений.
Действующая дефиниция земельного участка как объекта права собственности была введена в ЗК РФ в 2014 году. В ней земельный участок раскрывается через понятие части земной поверхности, при этом законодатель не счел нужным указать на его границы [4]. В настоящее время в качестве признака земельного участка названы характеристики, позволяющие определить часть земной поверхности в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, земельный участок отграничивается от прочих категорий объектов с использованием его особых, присущих только ему, уникальных свойств; субсидиарные же свойства признаны установить особые черты правового режима. Действующие земельные нормы создают обновленные положения относительно прав на землю, особенностей их появления, изменения и прекращения, стремясь максимально широко интегрировать землю в имущественный оборот, с безусловным учетом особенностей земли как объекта отношений.
По действующему правовому регулированию складывается, что границы земельного участка — его обязательная характеристика, но порядок их определения не имеет правового значения. Ключевые свойства почвенного слоя не дают возможность относить его к категории индивидуально-определенного имущества. В условиях отсутствия последних участок также обладает особенностями, которыми наделяется недвижимость. Думается, что внесение изменений в правовую категорию земельного участка представляется неполным и непоследовательным.
С учетом названного подхода, установлено ключевое идентификационное свойство земельного участка, которым выступают его границы, выделено содержание права на участок. Наличие указания относительно таких характеристик, как почвенный слой, водные объекты и пр., позволяет интегрировать в содержание термина «земельный участок» результаты деятельности в рамках улучшения участка. Однако, бесспорно, недопустимо отнесение к земельному участку вещей, обладающих самостоятельным статусом в рамках законодательства.
Таким образом, земельный участок является объектом гражданских прав — вещью, относящимся к группе недвижимого имущества. Что касается земли, то она носит более общий характер, представляя собой особый природный объект, выступающий в роли основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В подобном понимании земля не является объектом гражданского права, поскольку не обладает базовыми необходимыми свойствами, достаточными для ее участия в гражданском обороте, не отвечая необходимому условию индивидуальной определенности.
Мы приходим к выводу о том, что в земельных правоотношениях земля охватывается особой физической субстанцией, действующей вне зависимости от волеизъявления граждан, будучи, при этом, ключевой составной частью природы (ч. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), наделяясь в этой связи особым природоохранным значением. Само по себе понятие земельного участка необходимо закрепить в следующем виде — это часть поверхности земли в границах замкнутого контура и находящийся в рамках последнего поверхностный слой, водные объекты, растения и прочее, тесно расположенное на его поверхности, исключая такие объекты, как здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и самовольные постройки.
Учитывая нормативные подходы в их системном единстве, а также доктринальные представления, формулировка п. 3 ст. 129 ГК РФ, в которой в качестве оборотоспособного объекта гражданских прав названа земля (а не земельный участок), представляется не соответствующей базовым положениям гражданского законодательства в части перечня данных объектов (ст. 128 ГК РФ). Обеспечение единообразия законодательного регулирования предопределяет необходимость внесения изменений в п. 3 ст. 129 ГК РФ, предполагающей ее изложение в следующей редакции: «Земельные участки и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством и законодательством о природных ресурсах».
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации.
- Шеметова Н. Ю. Отнесение имущества к недвижимому в российском праве: критерии и свойства недвижимости // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. № 4. С. 127–143.
- Заикина И. В., Захарова В. В. Место недвижимости в классификации вещей в гражданском праве // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2018. С. 556–558.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 05.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации.
- Новиков К. А., Синельникова В. Н. Правовые основы института государственной регистрации прав на недвижимое имущество / К. А. Новиков (§ 1.1–1.4, 2.1), В. Н. Синельникова (§ 1.5, 2.2–2.5); под ред. А. А. Иванова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 192 с.