В статье освещается краткая информация о зарождения ислама на Северном Кавказе и, в частности, в Дагестане.
Ключевые слова: ислам, арабы, Хазарие, Дербент, Кавказ.
До арабских завоеваний Кавказ был сформирован из нескольких государственных образований, таких как Кавказская Албания, Грузия, Армения с общественно-политическими структурами, а также с экономической и культурно-духовной жизнью. Многоязычный Кавказ представлял собой яркую картину этнических конфессий. Народы региона исповедовали древние языческие верования, в том числе зороастризм, хотя в то время в Армении и Грузии уже существовали носители монотеизма: иудаизм и христианство.
Мозаичная картина конфессиональности сложилась во время арабского вторжения в Кавказскую Албанию. Здесь сосуществовали местные языческие верования, христианская и зороастрийская секты, секты манихеев и маздеитов. Это разнообразие религиозных ситуаций отразилось на духовном мире северокавказских народов, находившихся в тесном контакте с закавказскими народами. Необходимо также учитывать присутствие иудаизма в условиях многоконфессиональной ситуации в Закавказье и на Северном Кавказе. Как полагают некоторые источники, иудаизм появился в Грузии в 1 веке нашей эры. Изгнанные еврейские племена из Ирана по причине участия так называемом восстании маздакитов, которое вспыхнуло в конце 5 века и продолжалось до начала 6 века, появились на Северном Кавказе. Они населили свободные земли между Тереком и Сулаком. Там же произошла встреча евреев с хазарскими язычниками, в результате чего евреи сыграли доминирующую роль в создании хазарского военно-агрессивного государства. Возникновение Хазарии — своеобразного тюркско-еврейского духовного, культурного и военно-политического образования — до сих пор остается одной из недостаточно изученных проблем средневековой истории Северного Кавказа. К моменту кампаний арабских завоеваний на Кавказе еврейская религия доминировала над Хазарией, что подтверждается рядом авторитетных исследователей [1]. На момент основания Хазарии наСеверном Кавказе, существовали кавказские правительственные образования, такие как: Кавказская Албания (которая включала часть Южного Дагестана, Азербайджана, Грузии), Алания, Серир, которые имели тесные торговые, политические и культурные контакты с Грузией, Арменией, Ираном, а также с Византией. Изначально отношения между кавказским правительственным формированием и Хазарией были враждебными. Коренные народы Кавказа веками находились во враждебных отношениях с хазарами и требовали своей свободы. Как сообщают грузинские исторические хроники, хазары побеждают в этом противостояние. Занимавшие высокие посты представители кавказского этноса, были привлечены хазарскими царями. Устойчивость отношения между Хазарией и местными государственными организациями, были основаны на торговых, военно-политических, духовно-культурных связях. Хазарские войска успешно атаковали персидский гарнизон в Закавказье, повернулись против Византии и обложили Киевскую Русь данью. Относительно мирное развитие конфессиональной картины на Северном Кавказе претерпевает радикальные изменения в результате агрессивных миграций арабов в первой половине 7 века.
Кавказ становится местом, где сталкиваются торговые и геополитические интересы трех мировых держав: Персии, Византии и Арабского халифата. Кроме того, Хазария доминировала на Северном Кавказе политико-военными движениями и экономически беспокоили набегами, как Персию, так и Византию. Именно против воинственной Хазарии самым известным арабским полководцам пришлось сражаться на протяжении нескольких столетий. Первое появление арабов на Северном Кавказе было в 642 году. Завоевав Грузию и Армению, арабы высадились у стен средневекового города Дербент в Южном Дагестане, который входил в состав Персидской империи. Дербент был основан персидским шахом Ануширваном в 4 веке для защиты от вторжения воинственных кочевников с севера на Кавказ. Персидский гарнизон в Дербентской крепости сдался и принял ислам после завоевания Ирана арабами и обширной исламизацией персов. Арабы, захватившие Дербент, начинают войну против хазар, стоящих на пути их завоевания севера. Арабо-хазарские войны продолжались в течение двух столетий с переменным успехом. Для этих народов, исповедующих преимущественно язычество, арабы с их религией, их жизнью и духовными ценностями долгое время оставались завоевателями.
Хазары и горцы успешно отбивали атаки в войнах против арабов, а также наносили поражение передовым отрядам. Однако прекрасно понимая стратегическое значимость Северного Кавказа для мировой политики, арабы проявили настойчивость в войнах, чтобы добавить эти просторы свою империю. Реализация этого плана затянулась из-за внутренних междоусобиц в Арабском халифате, а также частных восстаний покоренных народов. Арабы неоднократно побеждали хазар, призывали правителей к исламу, строили мечети на землях завоеванных, также были построены арабские школы, которые превратились в центры духовного образования мусульман. Что касается язычников, то арабы проводили большую политику исламизации, и они подвергались жестоким наказаниям. Завоеватели переселили десятки тысяч арабов из других народов, принявших ислам, с завоеванных земель на территорию современного Дагестана. Переселенцы распространяли ислам, внедряя духовные ценности, основанные на учениях Ислама, в культурную жизнь кавказского этноса. Арабо-мусульманская культура не считается единственной системой в своем роде, по причине того, что она сформирована из этнокультурных основ. Однако это способствовало обогащению культур коренных народов Северного Кавказа, расширению их духовных горизонтов и формированию универсального мировоззрения у народов, ранее исповедовавших язычество. Но арабо-мусульманская культура как новшество помогла обогатить традиционную культуру кавказских язычников, сделать ее более значимой и духовно ориентированной. В 9–11 северо-Восточный Кавказ, частности противостоящие народы Дагестана, подвергались со стороны арабов активным завоевываниям. Арабам удается доминировать над некоторыми дагестанскими племенами: лезгинами, лакцами, табасаранцами, аварцами, которые после исламизации вместе с арабскими отрядами проповедовали ислам другим народам Дагестана. Кавказские народы, принявшие ислам совместно с арабами, участвовали в завоевании и исламизации народов, которые придерживались других религиозных верований. Борьба в самом арабском халифате стала причиной в непреодолимости сопротивления непокорных народов Кавказа. В то же время подвергшие исламизацию некоторые народы Дагестана, проявили себя талантливостью в изучение исламской доктрины у своих духовных наставников. Среди них были и те, кто стали признанными богословами мусульманского мира. в шариатских науках. Они стали известными в научно-культурных центрах арабского халифата, таких как Багдад, Каир, Дамаск.
Новые приверженцы ислама из числа дагестанских народов стали духовными проводниками для языческих народов Северного Кавказа. Они оказали большое духовное влияние середине века на чеченцев, исповедовавших язычество.
Активную роль в исламизации сыграли и турки-сельджуки, в середине 11 века установившие своё влияние в Дагестане. Считается, что медресе в Цахуре — первое высшее образовательное учреждение на территории Российской Федерации. Его построили обучавшиеся в Багдаде местные жители по указанию сельджукского визиря Низама аль-Мулька в 1075 году. Наиболее ускоренный процесс, завершивший исламизацию Дагестана, происходил в 14 —15 веках и полностью завершился в 17 веке.
Вероятнее всего Кавказ является — самым разнообразным этническим и языковым составом групп народов во всем мире. Их львиная доля приходится на Дагестан [2].
Разговор об Исламе в Дагестане невозможен без обращения к теме суфизма. По мнению некоторых исследователей ислама, суфизм появился на Кавказе намного раньше, чем утверждается в многочисленной литературе, посвященной изучению ислама на Северном Кавказе. В 10 веке первые носители суфизма появились на юге Дагестана и, в частности, в Дербенте. Здесь развивались поэтические идеи, вдохновленные суфиями, культивируемые на основе ислама. Разумеется, идеи ислама пришли на Кавказ вместе с арабскими завоевателями, персами и сирийцами, которые приняли Ислам. В 10 веке арабскими путешественниками был зафиксирован факт существования суфийских школ в Закавказье. По словам Арабского путешественника аль-Макдисий в 975 г., «в Ширазе [городе Ирана] много суфиев, которые после пятничной молитвы проводят зикр в мечетях, воспевая мир и благословение Пророку [3].
C 10 по 11 века Дербент стал городом суфиев а также центром духовной и культурной жизни мусульман Кавказа, и сыграл важную роль в распространение Ислама а также суфизма на Кавказе. Об этом говорит ученый и теолог Абул-Фарадж ад-Дербендий, житель этого города. Ему принадлежит обширный трактат по суфизму под названием «Райх'ан аль-Х'акаик ва Бустан ад Дак'аик» («Базилик истин и сад тонкостей»), его первый перевод был написан дагестанским арабистом М. С. Саидов. Этот трактат содержит информацию о социальном положении населения Дербента, в состав которого входили бумагоделатели, шелкопряды, рыбаки, швеи, барабанщики, врачи, проповедники, учителя и представители других профессий. Более пятидесяти названных имен суфийских шейхов, которые жили и работали в Дербенте в 10–11 веках. Все они, по мнению арабиста М. С. Саидова, имеют неарабское и неаристократическое происхождение. Исходя из количества перечисленных суфийских шейхов, средневекового Дербента, можно называть его городом суфиев. Сам трактат Ад-Дарбенди примечателен тем, что в нем рассматриваются такие суфийские этические вопросы, как начало и этическая основа деятельности людей истины (суфиев), вежливость, воля, справедливость, воздержание от пороков и многое другое.
Нет никакого сомнения в том, что Ислам повлиял на духовную и экономическо-политическую жизни народов Дагестана на протяжении многих этапов его развития. Ряд обстоятельств, обусловивших процесс распространения ислама, определили уникальность и стабильный характер монотеистической религии, который пришел на смену конфессиональному плюрализму (разнообразие мнений и взглядов) [5].
Литература:
- Артамонов М. И. История Хазар.-Л / М. И. Артамонов // Айрис-пресс — 2003. С. 174.
- Гаммер М. Шамиль (Мусульманское сопротивление царизму), 1998, с.37.
- Вагабов M. B., Вагабов H. M. Ислам как мировая религия. Махачкала.: Дагестанское книжное издательство. 1999.-288с.
- Массэ Э. А. Ислам. М.: Издательство восточной литературы. 1963.-228с.