Распространение ислама на территории Восточной Европы и Средней Азии в VIII–XV веках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 30.01.2023

Статья просмотрена: 1006 раз

Библиографическое описание:

Марифов, Х. С. Распространение ислама на территории Восточной Европы и Средней Азии в VIII–XV веках / Х. С. Марифов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99321/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрен процесс исламизации в Восточной Европе, а также проблемы социокультурной интеграции мусульман региона в X-XV вв. Рассматриваются факторы, причины и условия, определившие характер распространения ислама в древнетюркских государствах.

Ключевые слова: распространение ислама, веротерпимость, социокультурная интеграция, Восточная Европа, веротерпимость, Северный Кавказ, Волжская Булгария, Золотая Орда, Средняя Азия.

Историки связывают распространение ислама на Северном Кавказе, прежде всего с экспансией Арабского халифата, воевавшего с державой Сассанидов, династией персидских правителей, имевших большое влияние на Кавказе, и с Хазарским каганатом, под руководством которого была значительная часть Дагестана. Арабский халифат к началу VIII века стал огромным и могущественным государством, простиравшимся от Атлантики до Индии.

Исламизация местного населения первоначально была вызвана главным образом геополитическими и экономическими причинами. В частности, Дагестан (с которого началось распространение ислама на территории будущей России), в силу своего географического положения, имел чрезвычайно важное стратегическое значение — через территорию Дагестана проходили важнейшие торговые пути, соединявшие страны Восточной Европы с государствами Западной и Центральной Азии. Не случайно город Дербент с древнейших времён называли «железными воротами».

Как гласит история, первое взятие г. Дербента арабами произошло в 651 году. Однако закрепиться они смогли после того, как арабский полководец Маслама ибн Абдул-Малик завоевал Дербент (733–734), укрепил его разрушенные стены, а затем обратил население города в ислам. Вслед за этим началась активная миграция арабского населения на данную территорию. Можно сказать, что Масламом была осуществлена арабская колонизация Дагестана, начатая в Дербенте.

Необходимо добавить, что арабы, которые эмигрировали на захваченные территории, должны были обеспечивать как укрепление позиций власти завоевателей, так и утверждение религии ислам.

Параллельно с арабскими завоеваниями на Кавказе в середине VII века началось проникновение ислама в Центральную Азию. В 651 году в ходе завоевания сасанидского Ирана и захвата Мерва, войска Халифата достигли берегов реки Амударья. И в 674–676 годах они вошли в Хорезмский оазис и область Согд.

По мере расширения арабской экспансии на территории Центральной Азии, ислам использовался в политических целях завоевателями, а также местной элитой. Новая религия начала оказывать значительное влияние на политические процессы в регионе. Принятие ислама освобождало от уплаты части налогов, в то время как все немусульманское население облагалось тяжелым налогом — «джизья». В следствии этого, ислам (наряду с элитой) начали постепенно принимать и другие прослойки населения. Особенно быстро ислам принимали купцы, так как арабы всячески поддерживали караванную торговлю.

Первоначально распространение ислама проходило на основе военной экспансии, но со временем ислам начал распространяться естественным путем (путём индивидуальных обращений), через многочисленные экономические и деловые контакты.

Вместе с тем, мирному распространению ислама способствовали изначальные традиции веротерпимости, присутствовавшие в древнетюркских государствах (Волжская Булгария, Хазарский каганат и т. д).

Так, примером религиозной терпимости является положение православного духовенства в период расцвета Золотой Орды. Отношение ханов к церкви опиралось на великий закон (Яса) Чингисхана, принятый на курултае в начале XIII века. Чингисхан прямо приказал проявлять уважение ко всем верованиям и не отдавать предпочтение какой-либо религии. Полностью освобождались от дани, различных налогов и трудовых повинностей монастыри и церкви. Абсолютно всё имущество сохранялось за ними. Такая традиция веротерпимости способствовала распространению естественным путем различных верований, в том числе и ислама,

Можно сказать, что население Золотой Орды было довольно разнообразным с конфессиональной точки зрения. В историографии прочно укоренились представления о религиозной терпимости ордынцев, равное отношение к представителям всех религий. К моменту татаро-монгольского завоевания ислам исповедовало население Волжской Булгарии и Хорезма. На этих территориях ислам был в ранге от доминирующей религии. На остальных обширных территориях Дешт-и-Кыпчака, населенных тюркскими и монгольскими племенами, господствовала традиционная религиозная система — тюрко-монгольский шаманизм. Однако под влиянием завоеванных, но культурно более развитых мусульман кипчаки также начали постепенно переходить в ислам.

В 1312 году к власти в Золотой орде пришел хан Узбек. Через несколько лет после получения титула хана, он утверждает ислам в качестве государственной религии Улуса Джучи. Узбек, укрепившись на троне, борется с шаманами, ламами и т. д., требуя, чтобы его подданные приняли ислам. Поначалу исламизации, прежде всего, затронула городские центры Золотой Орды, поскольку именно там были наиболее благоприятные для этого условия. Наиболее успешно распространение ислама происходило среди правящей элиты и городского населения. Среди историков существуют разные оценки степени исламизации региона к рубежу XIV — XV веков. Мнения варьируются от частичной до полной мусульманизации.

Особо рассмотрим распространение ислама на территории Волжской Булгарии, поскольку именно булгарские проповедники в дальнейшем будут главными распространителями ислама на территории нашей страны.

Начальные представления об исламе были получены булгарами извне — они вели обширную международную торговлю со странами мусульманского Востока. Восприятие ислама происходило через разносторонние культурные, а также экономические связи. Волжские булгары активно занимались транзитной торговлей, были своего рода посредником между Европой и Азией. В результате многообразных контактов у булгар складывались прочные духовные и культурные связи с соседями; в их среду проникали достижения исламского мира. На этой основе ислам очень быстро стал укореняться в булгарской среде.

Можно сказать, что Волжская Булгария фактически уже была исламским государством, еще до прибытия посольства багдадского халифа (922). Согласно отдельным источникам X века, здесь отмечается наличие мест с мечетями и мусульманскими священнослужителями. Иностранные хроники того периода называли Волжскую Булгарию исламской страной.

К концу IX века ситуация в Волжской Булгарии была аналогичной другим раннефеодальным государствам (с такой же степенью развития): возникла острая необходимость в единой государственной религии. Власти стали активно выбирать для своих граждан подходящую религию, которая бы укрепила социальную структуру, служила бы во благо общества, объединяя и определяя дальнейший путь.

Религия ислам стала важнейшим фактором в укреплении независимости Булгарского государства. Сделав столь значительный шаг, Волжская Булгария вышла на мировую арену. Она начала признаваться законной частью мусульманского мира. До этого момента Волжская Булгария была просто вассальной территорией Хазарского каганата.

В 922 году хан Аламуш принял «великое посольство» Багдадского халифата и объявил ислам государственной религией. Таким образом, был сделан цивилизационный выбор, который повлиял не только на историю татарского народа, но впоследствии — на все российское государство. Мусульмане стали неотъемлемой частью многогранного исламского мира.

Прибытие посольства из Халифата Аббасидов (Багдад) и принятие ислама стало знаменательным событием в истории Булгарии. В переводе на современный язык международного права это означало, что государство булгар дипломатически признается со стороны более сильного и влиятельного государства, что позволило (но не сразу) устранить вассальную зависимость от Хазарского каганата. Можно точно сказать, что это имело основополагающее значение для общественно-политического развития Волжской Болгарии.

Это означало также: расширение политических, экономических и культурных связей с внешним миром, прежде всего со странами мусульманского Востока. Волжская Булгария, находясь на периферии политической карты мира, приобрела влиятельных союзников, которые могли бы помочь ей преодолеть некоторую отсталость от других центров мировой цивилизации. Таким покровителем стал Арабский халифат, который на тот период являлся могущественным государством, определявшим международную политику на евразийском континенте. Это была сильная, мировая держава первого порядка, которая могла поддерживать государства и народы, принявшие ислам.

Принятие ислама в Волжской Булгарии, как видим, произошло естественным образом. Хотя в источниках имеется информация, что некоторые князья, родовитые люди были против принятия ислама. Однако это сопротивление нельзя считать серьезным и существенным. Чаще всего, силой увещевания, нравоучительного воздействия вожди булгaрских племен добровольно принимали ислам, что стало в ажным фактором дальнейшего развития и укрепления булгарской государственности. Таким образом, большинство жителей Волжской Булгарии довольно быстро приняли ислам. Согласно археологическим изысканиям, практически отсутствуют языческие захоронения на этой территории. То есть, судя по археологическим памятникам, волжские булгары стали исламским этносом.

Хорошие, прочные торгово-экономические связи Волжской Булгарии со странами мусульманского Востока (а булгары были посредниками между Западом и Востоком, поскольку жили на самом пересечении водных и сухопутных торговых путей) способствовали не только получению значительных, по тем временам, прибылей, но и возникновению предпосылок для принятия Ислама.

У исследователей до сих пор нет единого мнения об уровне исламизации Волжской Булгарии. Одни считают, что во временa монгольского нaшествия Волжская Булгария былa практически мусульманской страной, другие — что укоренение волжских булгар в исламской вере оставалось очень поверхностным. Однако прибытие арабского посольства в среднее Поволжье — неоспоримый факт, и очевидно, что ислам в то время значительно укрепился среди волжских булгар.

Подведя итоги, можно сказать, что:

— Исламизация Дагестана была вызвана в первую очередь политическими и экономическими причинами. В частности, Дагестан, в силу своего географического положения, имел чрезвычайно важное стратегическое значение — через территорию Дагестана проходили важнейшие торговые пути, соединявшие страны Восточной Европы с государствами Западной и Центральной Азии.

— Уже с первого периода появления в Центральной Азии (VIII) религия Ислам использовалась в политических целях, как арабскими завоевателями, так и местными элитами. С другой стороны, новая религия начала оказывать значительное влияние на политические процессы в регионе.

— Исламизация Золотой Орды не была единовременным явлением. Историки, рассматривая ислам Золотой Орды, выделили ряд политических, экономических и других предпосылок распространения этой религии в Орде.

— Принятие ислама Волжской Булгарией имело важное фундаментальное значение для социально-политического развития государства Волжской Булгарии. Это знаменовало расширение политических, экономических и культурных связей с внешним миром, прежде всего со странами мусульманского Востока.

Литература:

  1. Белоглазов А. В. Влияние ислама на политические процессы в Центральной Азии: / А. В. Белоглазов. — Казань: Казан. ун–т, 2013. — 294 с.
  2. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 года) / Дж. Валидов.– М.: Петроград: Госиздат, 1923. — 107 с.
  3. Греков Б. Д. Золотая орда и ее падение / Б. Д. Греков. — М.: Наука, 1998. — 505 с.
  4. Закон Яса Чингисхана [Электронный ресурс]. URL: https://vikent.ru/enc/6978/ (дата обращения: 30.06.2022).
  5. Измайлов И. Л. Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии. Волжская Булгария и Великая степь / И. Л. Измайлов.– Казань: Рухил, 2006. — 1080 с.
  6. Ислам и мусульмане Восточной Европы [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46458889_56092812 (дата обращения: 30.06.2022).
  7. Карпини И. П. История Монголов / пер. А. И. Малеина. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1911.– 237 с.
  8. Османов А. И. История Дагестана с древнейших времен до наших дней / А. И. Османов. — М.: Наука, 2004. — 627 с.
  9. Смирнов А. П. Волжские булгары / А. П. Смирнов. — М.: ГИМ, 1951. — 277 с.
  10. Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии / Р. Г. Фахрутдинов.– М.: Наука, 1984. — 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Золотая Орда, ислам, Принятие ислама, распространение ислама, Центральная Азия, VIII, Восточная Европа, мусульманский Восток, Хазарский каганат, Арабский халифат.


Похожие статьи

Внутренняя и внешняя ассимиляция как демографический показатель развития народов Сибири в XVII–XIX вв.

Статья посвящена проблеме демографических процессов у народов Сибири в XVII-XIX вв. Рассмотрены внутренняя и внешняя ассимиляция. Дается информация об отношении к проблеме историков разных историографических школ. При написании статьи применены истор...

Причины активизации внешнеполитической деятельности Российской империи в среднеазиатском направлении и «Большая игра»

В статье рассматривается комплекс причин и предпосылок, которые способствовали началу проведения активного внешнеполитического курса Российской империи в Средней Азии во второй половине XIX века. Уделяется большое внимание русско-английскому сопернич...

Реформаторско-просветительская деятельность татарских богословов для сохранения духовно-культурных традиций российского мусульманского сообщества

В статье рассмотрена имперская государственно-конфессиональная политика и реформаторско-просветительские пути сохранения духовно-культурных традиций российского мусульманского сообщества, а также влияние идей исламского модернизма на обновление жизне...

К вопросу о миграционных процессах в Республике Дагестан

В статье анализируются основные социально-экономические и политические факторы миграционных процессов в Республике Дагестан. Исследуются проблемы экономического, социального и политического характера, вынуждающие мигрировать городское и сельское насе...

Специфика крестьянской повседневности в области религиозной ментальности и в области медицинского обслуживания во второй половине XIX — начале XX века

В статье изучен вопрос влияния религии на крестьянскую ментальность во второй половине XIX — начало XX века. Выявлены специфические черты развития религиозной ментальности крестьянского общества. Рассматриваются особенности развития медицинского обсл...

Межкультурная коммуникация в северокавказском историческом регионе в первой половине XIX века

Настоящая статья посвящена изучению проблемы межкультурной коммуникации на Северном Кавказе в первой половине XIX века. В ходе исследования мы обосновали закрытость территории северокавказского региона и дали характеристику социальному развитию культ...

Становление суфийской традиции в Дагестане

В статье освещается краткая история возникновения суфийской доктрины на территории Северного Кавказа и, в частности, Дагестана. Также рассказывается про некоторые ордены тариката, которые получили широкое распространение на территории Дагестана, про ...

Становление горской системы образования на Северо-Западном Кавказе

В статье рассмотрена национальная политика России на Северо-Западном Кавказе с конца XVIII — начала XX вв., распространение исламского образования в местных школах.

Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования

В статье рассматривается джадидизм — как исторический феномен, направленный на возрождение и модернизацию научно-образовательного потенциала ислама. Можно отметить, что на данном этапе развития исламского образования постепенно стала формироваться но...

Развитие ситуации в Республике Дагестан в период 90-х годов ХХ века в этнополитической и этносоциальной сфере

В нашей статье мы рассматриваем политику властей Дагестана по переселению жителей, традиционно проживавших в горных селениях в период 50–80-х гг. ХХ в. и ее влияние на трансформацию этнического и социального положения в трех равнинных районах Северно...

Похожие статьи

Внутренняя и внешняя ассимиляция как демографический показатель развития народов Сибири в XVII–XIX вв.

Статья посвящена проблеме демографических процессов у народов Сибири в XVII-XIX вв. Рассмотрены внутренняя и внешняя ассимиляция. Дается информация об отношении к проблеме историков разных историографических школ. При написании статьи применены истор...

Причины активизации внешнеполитической деятельности Российской империи в среднеазиатском направлении и «Большая игра»

В статье рассматривается комплекс причин и предпосылок, которые способствовали началу проведения активного внешнеполитического курса Российской империи в Средней Азии во второй половине XIX века. Уделяется большое внимание русско-английскому сопернич...

Реформаторско-просветительская деятельность татарских богословов для сохранения духовно-культурных традиций российского мусульманского сообщества

В статье рассмотрена имперская государственно-конфессиональная политика и реформаторско-просветительские пути сохранения духовно-культурных традиций российского мусульманского сообщества, а также влияние идей исламского модернизма на обновление жизне...

К вопросу о миграционных процессах в Республике Дагестан

В статье анализируются основные социально-экономические и политические факторы миграционных процессов в Республике Дагестан. Исследуются проблемы экономического, социального и политического характера, вынуждающие мигрировать городское и сельское насе...

Специфика крестьянской повседневности в области религиозной ментальности и в области медицинского обслуживания во второй половине XIX — начале XX века

В статье изучен вопрос влияния религии на крестьянскую ментальность во второй половине XIX — начало XX века. Выявлены специфические черты развития религиозной ментальности крестьянского общества. Рассматриваются особенности развития медицинского обсл...

Межкультурная коммуникация в северокавказском историческом регионе в первой половине XIX века

Настоящая статья посвящена изучению проблемы межкультурной коммуникации на Северном Кавказе в первой половине XIX века. В ходе исследования мы обосновали закрытость территории северокавказского региона и дали характеристику социальному развитию культ...

Становление суфийской традиции в Дагестане

В статье освещается краткая история возникновения суфийской доктрины на территории Северного Кавказа и, в частности, Дагестана. Также рассказывается про некоторые ордены тариката, которые получили широкое распространение на территории Дагестана, про ...

Становление горской системы образования на Северо-Западном Кавказе

В статье рассмотрена национальная политика России на Северо-Западном Кавказе с конца XVIII — начала XX вв., распространение исламского образования в местных школах.

Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования

В статье рассматривается джадидизм — как исторический феномен, направленный на возрождение и модернизацию научно-образовательного потенциала ислама. Можно отметить, что на данном этапе развития исламского образования постепенно стала формироваться но...

Развитие ситуации в Республике Дагестан в период 90-х годов ХХ века в этнополитической и этносоциальной сфере

В нашей статье мы рассматриваем политику властей Дагестана по переселению жителей, традиционно проживавших в горных селениях в период 50–80-х гг. ХХ в. и ее влияние на трансформацию этнического и социального положения в трех равнинных районах Северно...

Задать вопрос