Совокупность факторов, влиявших на формирование традиций художественного ремесла в Дагестане в VIII–XIX веках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 07.01.2023

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Байрамуков, М. А. Совокупность факторов, влиявших на формирование традиций художественного ремесла в Дагестане в VIII–XIX веках / М. А. Байрамуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 218-221. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98669/ (дата обращения: 17.12.2024).



Дагестан представляет собой уникальный регион, в котором получили высокое развитие самобытные ремесла и промыслы, соответственно рассмотрение совокупности факторов, влиявших на эволюцию художественного ремесла региона, представляет большую актуальность и значимость.

Ключевые слова: художественное ремесло Дагестана, факторы влияния, технологии ремесел и промыслов, периоды развития.

Dagestan is a unique region in which original crafts and crafts have been highly developed, accordingly, consideration of the totality of factors that influenced the evolution of the artistic craft of the region is of great relevance and significance.

Keywords: artistic craft of Dagestan, factors of influence, technologies of crafts and crafts, periods of development.

Рассматривая совокупность факторов, влиявших на направление эволюции художественного ремесла в Дагестане, полагаем необходимым обратить особое внимание на значение историко-культурного фактора. Данное обстоятельство мы считаем основным фактором появления целого спектра традиций в сфере ремесел и промыслов, получивших большую известность в XIX — начале XX в. Свою роль сыграло распространение в регионе с Х в. художественной культуры стран исламского мира. Определенное влияние на народы Дагестана оказали культуры Закавказья.

Художественное ремесло в Дагестане представляло из себя явление, в котором произошел синтез материальной и духовной составляющей, что выражалось в изготовлении утилитарных вещей и одновременно создание произведений прикладного искусства. Художественное ремесло в регионе развивалось по особым алгоритмам, на которые влияли как экономические, так и культурные процессы, происходившие в обществе.

В странах Востока и Запада процесс развития ремесленного искусства различался, на Западе сложные производства и ремесла концентрировались в городах, в регионе Востока картина формирования сложных производств была кардинально иной, они сохранились в значительной мере в сельских районах. Регион Дагестана в период X–XV, XVIII и XIX вв. демонстрирует целый ряд примеров концентрации сложных ремесел в сельской местности. В сельских населенных пунктах Дагестана появились и развивались высокохудожественные ремесленные традиции, которые на Западе более характерны для городов. Соответственно в сельской местности происходило создание и накопление знаний и технологий, налаживались коммуникации со странами Ближнего и Среднего Востока, что становилось специфической особенностью Дагестана.

Проникновение в Дагестан принципов и традиций исламского искусства сопровождалось: массовым строительством культовых сооружений мечетей, медресе, формирование дагестанского стиля изготовления художественно изготовленных надгробных плит, разнообразные вещи исламского культа — намазлыки — коврики для молитвы, амулеты — дуа и кувшины-рукомои для омовений.

В Дагестан под влиянием художественного ремесла стран Закавказья, Ирана, Турции и других стран Востока пришла технология поливной керамики, различные виды резьбы по дереву, штуку, камню, орнаментальное искусство, каллиграфия, насечка, искусство чеканки по металлу, гравировка, приёмы использования в украшениях драгоценных камней. О данных процессах говорят исследования следующих историков прикладного искусства Дагестана А. С. Башкирова, П. М. Дебирова, М. М. Маммаева.

Исходя из работ А. Р. Шихсаидова полагаем возможным, что на территории Дагестана могли трудиться мастера прикладного искусства из стран Ближнего и Среднего Востока, Закавказья в период XIII–XIV вв.

В Дагестане развитие художественных ремесел в сельской местности во многом было обусловлено влиянием форм городского профессионального искусства. Совокупность сведений позволяет утверждать нам, что в указанный период дагестанские народные мастера смогли успешно осваивать и перенимать наработки и достижения городских ремесленников указанного периода.

Большую роль в данных процессах играли центры сельского сложного ремесла и значительное влияние на них оказывали высокие традиции художественного ремесла следующих городов и регионов — г. Дербента, с. Кубачи, городов Азербайджана, Персии и Османской империи. В данный период в Дагестане накапливаются и приобретают устойчивые формы способные творческие переосмысливать и создавать самобытные художественные произведения и аккумулировать оригинальный художественный опыт.

В Дагестане процесс кристаллизации и оформления стиля, принципов и приемов традиционного художественного ремесла приходит к своему завершению в период XVIII — начале XIX вв. Данный временной отрезок считается вехой, когда художественное ремесло Дагестана превращается в мощное самодостаточное явление. Известный кавказовед Е. М. Шиллинг в ходе анализа влияния различных историко-культурных факторов в формировании художественных ремесел в Дагестане пришел к заключению процесс восприятия и синтеза концепции и приемов стиля кубачинской гравировки имеет постоянное и творческое переосмысление талантами мастеров. Исследователь писал о процессе развития художественного ремесла следующее: «все они (очаги ремесла. — Б.М.) стары, но они же молоды, так как не застыли, не окаменели, а неустанно из поколения в поколение видоизменяются» [14, с. 85].

Полагаем, что вышеприведенное утверждение можно объективно отнести к историческим процессам и явлениям, происходившим в сфере различных ремесел Дагестана практикуемых в XIX в.

Следует отметить, что появление и развитие художественного ремесла в различных районах Дагестана происходило по различным алгоритмам вызванное совокупностью соответствующих исторических факторов.

В районах горного Дагестана уровень развития социально-экономических отношений заметно отставал от аналогичных показателей в приморской и в предгорной областях региона, что объяснялось: суровыми природными факторами существования, острым недостатком культивируемой земли, низкой эффективностью орудий труда, довольно плотной изолированностью различных племенных групп, обусловленной этногеографическими обстоятельствами и слаборазвитые внешние экономические связи горных районов [5, с. 37]. Что привело к ситуации, что процесс зарождения и развития феодально-классовых отношений в горном Дагестане происходил длительное время, охватившего не одно столетие, вплоть до XIX в.

Проф. Р. М. Магомедов в ходе анализа развития социально-экономических отношений в регионе объективно отмечал, что в областях Каспийского побережья и восточного Дагестана уровень производительных сил по своему развитию превосходил горные районы. Магомедов приходил к следующему заключению: «… Одна группа племен этой части Дагестана совершила переход к феодализму, минуя рабовладельческую стадию, а другая группа в своем развитии не пошла дальше полупатриархально-полуфеодальных отношений…» [6, с. 38].

Соответственно в приморском и предгорном Дагестане в период раннего средневековья формируется городская культура, которую отличает развитые технологии кузнечного дела, гончарного дела, художественной обработки металла, обработки кожи, резьбы по кости, ткачества, строительного дела и другие ремесла. В горных районах Дагестана складывалась следующая ситуация: в глухих, изолированных сельских общинах имеющих слаборазвитую торговую логистику с внешним миром следующие виды домашних промыслов как прядение с ткачеством, изготовление лепной гончарной посуды, изготовление разнообразных деревянных ложек, мерок, солонок, сосудов для еды и питья, орудий труда, кожаных изделий и других, являлось дополнительным подспорьем в крестьянском хозяйстве.

Иная картина складывалась в крупных населенных пунктах горного Дагестана, где ремесло довольно рано отдалилось от земледелия и стало интенсивно и специализированно развиваться. К таким населенным пунктам горного Дагестана относились селения Ахты, Балхар, Гамсутль, Гоцатль, Кубачи, Кумух, Микрах, Испик, Сулевкент, Хунзах, Чох.

Ремесла Дагестана в период с XII–XV вв. начинают получать свою специализацию по изготовлению изделий самого различного типа и назначения. Селения Гоцатль, Кубани и Кумух специализировались на выделке вещей из металла. В Сулевкенте и Балхаре занимались керамикой, мастера из Ахты и Микраха специализировались на изготовлении разнообразных ковров. При этом наблюдается и такое явление, в наиболее крупных центрах ремесла Дагестана создаются и развиваются несколько отраслей ремесла, например в селении в сел. Кубани в XIII–XV вв. культивировались следующие отрасли ремесла — высокопрестижная каллиграфия, резьба по дереву, камню и по кости, строительное дело, ткачество и художественная обработка металла. В Дагестане крупные населенные пункты особенно столицы или центры государственных государственно-феодальных образований, к тому же являлись очагами с довольно развитыми ремеслами, культурой и торговли.

После арабского вторжения в Дагестан в середине VII в. разгрому подверглись многие города и ремесленные центры, такие как Беленджер, Вабандар, Варачан, Семендер, Таргу и восстановить свои возможности в художественном ремесле они не смогли. Только Дербенту с его мощной системой фортификационных сооружений удалось избежать полного уничтожения. Но к XII–XV вв. ремесло в Дагестане вновь достигает высокого уровня и совершенства. Ремесленные традиции региона основывались на многовековую практику мастеров и культурно-цивилизационных связей, и на опыт, накопленный за длительный период времени.

Следует отметить, что в период XII–XV вв. у всех народностей Дагестана складываются свои специфические культурные особенности в сфере материальной и духовной культуры: обрядах и традициях, архитектуре жилища, предметах быта, в стиле одежды и украшениях, и фольклоре.

С VIII в. Дагестан стабильно находится в поле влияния арабо-мусульманской культуры и воспринял специфические черты исламских догматов, табу ортодоксального ислама изображать живых существ и другие жесткие рамки религии вынудили мастеров сконцентрировать усилия на создание и совершенствование узоров и орнаментальных мотивов на своих изделиях [13, с. 6].

Следует отметить, что при этом имело место систематического отступления от религиозных установок и догм в творчестве мастеров Дагестана, она прослеживается в декоративной отделке различных художественных произведений вплоть до декоративной отделки мечетей и медресе.

Дагестанское художественное ремесло в период средневековья отличает синтез различных видов ремесел, взаимная диффузия орнаментов, узоров, сюжетов, мотивов и образов в процессе обработки и отделки изделий керамики, кости, дерева и металла.

Полагаем, что особенности генезиса и эволюции дагестанского художественного ремесла в период средневековья мы можем рассмотреть, проведя анализ ряда изделий того времени. В первой половине VII в. появляется Хазарский каганат, в который входят территории Предкавказье, Подонье и Приазовье, т. е. ареал распространения относительно однородной и самобытной салтово-маяцкой культуры. Большое развитие в регионе получило гончарное дело в хазарских городах Беленджер или Семендер и Вабандар, которые по современной локации историки и археологи соотносят с городищами, найденными у селений Верхний Чирюрт Кизилюртовского района и Андрейаул Хасавюртовского района Дагестана.

Полагают, что на развитие гончарного дела в Хазарии большое влияние оказало искусство керамики Восточного Кавказа, имевшее высокий уровень развития.

В Северо-Восточном Дагестане в период раннего средневековья довольно высокого уровня достигли технологии художественной обработки металлов, ярким подтверждением этому служат разнообразные артефакты, найденные в ходе раскопок могильников у сел. Верхний Чирюрт, которые были изготовлены из благородных металлов — золота и серебра, но наибольшее число находок были сделаны из бронзы.

Прикладное искусство Северо-Восточного Дагестана отличал синкретизм, наблюдалось взаимная диффузия разных традиций, созданных степными кочевниками и оседлыми народами, которые входили в состав Хазарского каганата [11, с. 81].

Культура художественного ремесла Северо-Восточного Дагестана в определенной мере влияла на ремесла предгорного и горного Дагестана, о чем свидетельствуют находки VIII—X вв. — образцы керамической посуды и металлические изделия различного назначения наборные пояса, зеркала, украшения и другие предметы, которые относят к дагестанскому варианту салтово-маяцкой культуры в регионе. Об этом говорят артефакты из Агачкалинского, Верхнекаранайского и других могильников периода VIII—X вв.

В период раннего средневековья в районах высокогорных участков западного и центрального Дагестана происходит формирование самобытного прикладного искусства, которое по своему стилю существенно отличалось от соответствующих ремесел культивируемых в северо-восточном, предгорном и южном районах Дагестана.

Специфическую оригинальность в совокупности западного и центрального Дагестана демонстрируют артефакты, найденные в Бежтинском могильнике VIII–X вв., из которых специалисты особо выделяют ажурные литые бронзовые пряжки с зооморфными изображениями, бляхи, браслеты, диадемы, подвески, фибулы и другие вещи изготовленные из цветных металлов. Артефакты характеризуются единым художественным стилем и профессиональным почерком исполнения [1, с. 149–156]. Полагают, что вышеназванные изделия подтверждают высокий для VIII–X вв. уровень развития ремесел западного Дагестана, особо выделяя степень развития технологий и приемов художественной обработки металла. К наиболее совершенным и эксклюзивным по стилю и технологии исполнения изделиями считают литые ажурные пряжки с зооморфными изображениями, данные артефакты в своем развитии прошли длительное время и использование человеком. Историки и культурологи утверждают, что пряжки по своим приемам изготовления и отображения баранов, лошадей, козлов, медведей, оленей и других животных; сюжетным мотивам и сюжетным композициям они восходят ко времени I тыс. до н. э. к традициям высокоразвитого художественного ремесла племен кобанской культуры Центрального Кавказа, которые были восприняты и творчески переосмыслены мастерами западного Дагестана. Изделия данного стиля по своей художественно-стилистической специфике являются полностью оригинальными предметами выделки прикладного искусства западного Дагестана. В западном Дагестане в период раннего средневековья сформировался мощный центр художественной обработки металла.

Стиль исполнения следующих изделий из бронзы следующих артефактов — браслетов, бляшек, гривен, диадем подвесок, и др., керамической посуды созданной в западном и центральном Дагестана во многом на длительное время предопределили оригинальный дизайн и исполнение изделий художественного ремесла, и культуру у дидойско-цезских народов горного региона.

К причинам столь высокой устойчивости древних черт в материальной культуре художественного ремесел высокогорного Дагестана аналогичные факторы характерные практически для всех горных районов Северного Кавказа, соответственно низкая динамика социально-экономического развития данных местностей, вызванных их изоляцией в течение многих столетий, наличие сильного консерватизма у горцев в сфере общественных отношений, бытового уклада, традиций и обычаев.

Таким образом можем отметить, что все заимствования в сфере художественного ремесла Дагестана проходили через творческое осмысление и трансформацию, что отмечают искусствоведы, что при сравнении изделий дагестанских мастеров с работами их коллег из Закавказья, Ирана и других стран Востока наблюдается явление и схожести и не схожести их работ.

Одним из факторов содействовавшему развитию художественного ремесла в Дагестане считают не самые благоприятные условия для культивирования земледелия или животноводства, полагают, что это подвигало население региона искать виды деятельности, менее зависящие от капризов природно-климатических условий.

Свою положительную роль в развитии ремесел в Дагестане сыграло наличие в прошлом в регионе значительных площадей лесных массивов, глины и мягких пород камня, которые возможно применять для художественной обработки и выделки соответствующих изделий. К тому же в ранние века в регионе были обнаруженные значительные залежи железной руды, которой пользовались местные металлурги, снабжая мастеров различными сортами стали.

На развитии художественного ремесла в регионе благоприятно сказалась и доставка в Дагестан материалов которые не добываются и не производятся на месте. В XVIII в. в регион из России прибывает железо в очень широком разнообразии и медь. Со второй половине XIX — начале XX в. в Дагестан доставляют из региона Центральной России и Ирана золото, серебро, бирюза, жемчуг и поделочные камни, эмаль, разнообразные материалы ремесла.

С включением Дагестана в состав Российской империи и распространением в империи капитализма в конце XIX в. были практически полностью обеспечены сырьем мастера региона. В начале ХХ в. логистика обеспечения художественного ремесла необходимыми материалами достиг нового уровня, их заказывали и получали по почте.

Полагаем, что влияние различных факторов цивилизационных, культурных, религиозных, логистических и других позитивно повлияли на развитие и обогащение художественного ремесла Дагестана при сохранении самобытности традиций ремесел и промыслов региона.

Литература:

  1. Агаев Д. М. Поясные пряжки из Нагорного Дагестана // СА. 1962. № 2.С- 149–156
  2. Башкиров А. С. Искусство Дагестана. Резные камни. — М., 1931. РАНИОН. –118 с. 107 таб.
  3. Дебиров П. М. Резьба по дереву в Дагестане. — М.Изд-во «Наука» 1982.
  4. «Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление». — Махачкала, 1989.
  5. Магомедов Р. История Дагестана.- Махачкала, 1968.
  6. Магомедов Р. М. О некоторых особенностях развития феодальных отношений у народов Дагестана // Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Сев. Кавказа: Регион, науч. конф. Тез. докл. — Махачкала, 1980.
  7. Магомедов М. Г. Хазарские поселения в Дагестане // СА. 1975. № 2.
  8. Магомедов М. Г. Украшения из верхнечирюртовских могильников/ / Нар. декор.-прикл. искусство Дагестана и современность. — Махачкала, 1979.
  9. Маммаев М. М. Ремесло Дагестана албано-сарматского и раннесредневекового времени: Автореф. дис.... канд. ист. наук. — М., 1970.
  10. Маммаев М. М. О влиянии ислама на средневековое изобразительное творчество народов Дагестана // Худож/ культура средневекового Дагестана. — Махачкала, 1987.
  11. Маммаев М. М. Художественная обработка металла в средневековом Дагестане. Некоторые вопр. формирования и развития: Тез. докл. // La forma lion et le developpement des miliers au mojen age (V-e—XIV-е siecles). Colloque internanionai. Budapest,--1973; — Budapest, 1977.
  12. Маммаев М. М. Кобанские традиции в средневековом декоративно-прикладном искусстве Нагорного Дагестана // VIII Крупновские чтения по археологии Сев. Кавказа: Тез. докл. — Нальчик, 1978.
  13. История искусства народов СССР: В 9 т. — М., 1973. Т. 2.
  14. Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура. — М; Л., 1949.
  15. Шихсаидов А. Р. Дагестан в X–XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики. — Махачкала, 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): Дагестан, художественное ремесло, VIII, горный Дагестан, VII, западный Дагестан, прикладное искусство, раннее средневековье, художественная обработка металла, художественное ремесло Дагестана.


Ключевые слова

художественное ремесло Дагестана, факторы влияния, технологии ремесел и промыслов, периоды развития

Похожие статьи

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Исследование тенденций развития этнокультурного туризма в Татарстане

Статья посвящена развитию этнокультурного туризма в Республике Татарстан. Актуальность данной темы обусловлена растущим интересом туристов и специалистов к этнокультурному туризму. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Татарстане пр...

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Три основополагающих принципа педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова

Основой педагогической деятельности является гармоничное сочетание многих факторов. Важно учитывать как современные педагогические технологии, так и исторически сложившиеся теории. В статье представлены принципы педагогики Ахмета Байтурсынова, которы...

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

В статье рассматривается проблема развития национальных художественных школ в годы независимости в Узбекистане, восстановление национального самосознания, многовековых традиций и обычаев, религии и литературы, развитие различных направлений националь...

Особенности развития творческих способностей студентов в процессе профессионального образования

В статье отмечается, что национальное искусство узбекского народа как традиционное искусство, являющееся частью человеческой грамотности и воспитания, влияет не только на образование и творчество, но и на гражданские чувства и развитие и отражается н...

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наслед...

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Похожие статьи

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии

В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Исследование тенденций развития этнокультурного туризма в Татарстане

Статья посвящена развитию этнокультурного туризма в Республике Татарстан. Актуальность данной темы обусловлена растущим интересом туристов и специалистов к этнокультурному туризму. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Татарстане пр...

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Три основополагающих принципа педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова

Основой педагогической деятельности является гармоничное сочетание многих факторов. Важно учитывать как современные педагогические технологии, так и исторически сложившиеся теории. В статье представлены принципы педагогики Ахмета Байтурсынова, которы...

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

В статье рассматривается проблема развития национальных художественных школ в годы независимости в Узбекистане, восстановление национального самосознания, многовековых традиций и обычаев, религии и литературы, развитие различных направлений националь...

Особенности развития творческих способностей студентов в процессе профессионального образования

В статье отмечается, что национальное искусство узбекского народа как традиционное искусство, являющееся частью человеческой грамотности и воспитания, влияет не только на образование и творчество, но и на гражданские чувства и развитие и отражается н...

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наслед...

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Задать вопрос