Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 27.01.2023

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Солодягина, Ю. Н. Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы) / Ю. Н. Солодягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99465/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Ключевые слова: квест, игровая педагогическая технология, история.

Современный мир не стоит на месте, вместе с ним меняется и система образования. На сегодняшний день, образование можно считать качественным, если оно включает не только количество знаний по различным дисциплинам, но и приобретенные умения и навыки активных действий.

Современный учитель или преподаватель — это не бесперебойный транслятор знаний, а помощник, навигатор, тьютор, создающий условия для развития учащихся и студентов посредством поиска и самостоятельного добывания знаний [1, с.84]. Однако здесь, пожалуй, каждый педагог, сталкивается с определенными трудностями: «Чем завлечь обучающихся в образовательный процесс?», «Как сделать так, что бы студенты оторвались от различных гаджетов и уделили время изучаемой дисциплине»? Поэтому, современная методика преподавания, должна ориентироваться на интерактивные формы учебной деятельности.

Практика показывает, что одной из самых популярных технологий в студенческой среде, является игровая педагогическая технология. Игра на протяжении всей истории человечества использовалась как средство обучения и социализации [4, с.124]. Игровая педагогическая технология способна разнообразить формы проведения занятий, тем самым привлечь внимание студентов к изучаемой дисциплине. Одина из таких игровых педагогических технологий, является образовательный квест.

Образовательный квест — это форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения определенных задач. Образовательный квест выгодно отличается от стандартной формы организации занятия элементами сюжета, ролевой игры, необходимостью взаимодействия с другими участниками, использования ресурсов какого-либо помещения (какой-либо территории) и / или различных информационных ресурсов [2, с.22].

Образовательный квест обычно включает в себя следующие этапы:

— введение (постановку задачи для участников квеста, характеристику их ролей);

— задания (сюжет квеста);

— порядок прохождения (правила, штрафы);

— оценку (подведение итогов, призы, если таковые предусмотрены).

В зависимости от сюжета, квесты могут быть:

— линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

— штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

— кольцевыми, которые представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными;

— живые квесты, их особенность заключается в высоком уровне вариативности и частых контактах между участниками действия [3, с.161].

Образовательный квест может быть применен как для группы студентов, так и в качестве индивидуального задания, однако практика показывает, что образовательный квест хорошо зарекомендовал себя именно для групповой работы, так как он построен чаще всего на взаимодействии между студентами, коммуникации в игре и взаимоотношении в команде.

По мнению исследователей, квесты, относясь к интерактивным методам обучения, позволяют реализовать партнёрские отношения преподавателя и студента. Сначала преподаватель выступает в качестве партнёра-организатора, а затем партнёра-участника игры. Студенты могут работать и самостоятельно [4, с.125].

Подробнее остановимся на использовании образовательного квеста на занятиях по истории.

На занятиях по истории, организатором квеста, выступает преподаватель который определяет тему квеста (согласно рабочей программе), цель проведения, а также разрабатывает рабочий план игры. Преподаватель может выбрать рабочую группу из числа студентов для разработки сценария игры, определении правил игры, критериев оценки победителей.

Так как занятие по истории в основном ограничено перемещением и проходит в кабинете, удобен в использовании линейный вид квеста. Студенческую группу можно разбить на команды и устроить между ними соревнование, либо участвовать в одной команде всей группой.

Для проведения квеста, педагог должен владеть не только предметными компетенциями, но и ИКТ-компетенциями, а учебная среда соответственно организована. С помощью ИКТ, можно создать маршрутную карту заданий, которая привет к конечному результату по сюжету квеста.

Задания могут быть различными:

— решение образовательного кейса;

— решение загадок-заданий, исторических кроссвордов и викторин;

— дизайн-задание, требующее создания плана-схемы для достижения той или иной цели;

— посещение виртуального музея или проведения виртуальной экскурсии;

— работа с историческими документами и другими историческими источниками.

Таким образом, образовательный квест в процессе обучения становиться не только игрой, но и инструментом обучения одновременно.

В преподавании истории, образовательный квест имеет большие перспективы, в ходе игры у обучающихся появляется возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны. Данная деятельность способствует более глубокому осмыслению обучающимися прошлого и настоящего, ведет к развитию критического и творческого мышления.

Внедрение квестов в образовательный процесс среднего профессионального образования позволяет отойти от традиционных форм обучения, расширить рамки образовательного пространства, обеспечить реализацию ФГОС нового поколения.

Помимо всего вышеперечисленного, образовательный квест, может помочь в формировании у студентов конкретных практических навыков и умений, применяемых непосредственно в повседневной и дальнейшей профессиональной жизни.

Литература:

  1. Богинская О. С., Сенжапова А. И. Образовательные квесты как средство формирования интереса к предмету ОБЖ у учащихся средней школы // Вестник РМАТ. 2022. № 2. — С.84–87.
  2. Власова Н. А. Образовательный квест как форма организации занятия при обучении русскому языку как иностранному (из опыта проведения) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. № 3 (30). — С. 21–25.
  3. Морозов Д. Д. Использование квест — технологий на уроке литературы // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2020. № 3. — С. 158–167.
  4. Коломейцева Е. Б., Шмалько-Затинацкая С. А. Игра-квест как метод активного обучения в РКИ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72–2. — С.124–127.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный квест, игровая педагогическая технология, квест, студент, сюжет квеста.


Похожие статьи

Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности

В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Образовательный web-квест как средство формирования мотивации у учащихся при изучении химии в 8-м классе

В данной статье рассматривается возможность применения такой современной технологии в обучении предмету химия, как образовательный web-квест, который способствует формированию мотивации у школьников в 8-м классе.

Применение проектной деятельности при изучении английского языка

В статье автор пытается изучить пути повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности).

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий

В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.

Использование интернет-ресурсов на уроке математики

В данной статье рассмотрено использование ИКТ — средств для подготовки к ВПР по математике, отражены особенности использования интернет — технологий в процессе обучения.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка)

В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игрово...

Эффективные практики обучения: методический инструментарий преподавателя (на материалах обучения немецкому языку)

В статье представлен анализ вопроса внедрения современных активных методов обучения в образовательный процесс. Описан практический опыт использования эффективных педагогических технологий при обучении иностранным языкам (на материалах преподавания не...

Похожие статьи

Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности

В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Образовательный web-квест как средство формирования мотивации у учащихся при изучении химии в 8-м классе

В данной статье рассматривается возможность применения такой современной технологии в обучении предмету химия, как образовательный web-квест, который способствует формированию мотивации у школьников в 8-м классе.

Применение проектной деятельности при изучении английского языка

В статье автор пытается изучить пути повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности).

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий

В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.

Использование интернет-ресурсов на уроке математики

В данной статье рассмотрено использование ИКТ — средств для подготовки к ВПР по математике, отражены особенности использования интернет — технологий в процессе обучения.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка)

В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игрово...

Эффективные практики обучения: методический инструментарий преподавателя (на материалах обучения немецкому языку)

В статье представлен анализ вопроса внедрения современных активных методов обучения в образовательный процесс. Описан практический опыт использования эффективных педагогических технологий при обучении иностранным языкам (на материалах преподавания не...

Задать вопрос