Квест как один из инструментов музейной педагогики
Автор: Ткачёва Александра Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 25.01.2021
Статья просмотрена: 2635 раз
Библиографическое описание:
Ткачёва, А. В. Квест как один из инструментов музейной педагогики / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16349/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассматривается проблема внедрения квест-технологии в музейно-педагогическую деятельность. Автор статьи попытался обобщить и дать свои характеристики квест-играм.
Ключевые слова: квест, квест-игра, квест-экскурсия, музейный квест, музей, музейный педагог, школьники, классификация квестов.
В последнее время в российских музеях стала прослеживаться тенденция популярности к проведению в них квест-игр для школьников и не только. Изначально квест-игра представляла из себя компьютерную головоломку с трудно решаемой задачей, но впоследствии данная система достаточно успешно смогла интегрироваться из виртуального пространства в реальную жизнь музея. Плюсом квест-игр в современном мире, на наш взгляд, является возможность живого общения, особенно у школьников, которые все чаще уходят из реального мира в виртуальный.
Музейная квест-игра — это возможность снова погрузить ребенка в мир коммуникации между всеми членами команды, возможность избавления его от комплексов и зажатого поведения, а также привлечение внимания к истории, получение новых знаний и нового взгляда на нее. Еще одним важным пунктом является развитие у ребенка навыка отстаивания своей позиции в игре и грамотного выражения собственного мнения в команде. Преимущество такой игры заключается в том, что ввиду разнообразия музейных экспозиций сюжет игры может постоянно меняться, тем самым предлагая ему не однообразие, а интересные и разнообразные игровые формы.
Попробуем понять, что именно представляют музейные квест-игры. Дадим им определение, а также расскажем о видах и задачах.
Квест является командной игрой, в которой каждый из игроков должен задействовать свою эрудицию. В начале игры команда получает пакет с заданием и скрытой в ней загадкой, которую необходимо решить, выполнив ряд задач.
Квест-экскурсия в музее представляет гибрид экскурсии и игры, благодаря которой школьники могут детально изучить экспозицию и накопить свои знания не только по истории, но и по другим школьным предметам [1].
Основные признаки квест-экскурсии по музею:
– отведенное время не более 24 часов;
– обязательное ознакомление и осмотр музейной экспозиции с ее объектами;
– четко и корректно сформированная история (легенда) для разного уровня школьников;
– в маршруте должна быть прописана конечная цель к которой должны прийти ребята;
– игра-экскурсия должна проводиться только с квалифицированным работником музея (экскурсоводом);
– маршрут и все задания к игре должны быть грамотно сформулированы [2].
Таким образом, построенная работа в виде квест-игры в музее позволяет путем добывания самостоятельных знаний, развить у детей навыки, связанные с поиском информации. При разработке подобных квест-игр в музее необходимо учитывать возраст детей, также необходимо корректно формулировать цели и задачи данной игры. Главное, что мы должны понимать, так это то, для чего мы подготовили данную игру и что по итогу ее прохождения получат дети? Какие знания им удастся накопить? Одна из трудоемких задач, которая состоит перед экскурсоводом (организатором мероприятия) — это разработка темы квест-игры, проведению тематики мероприятия должно быть уделено достаточно времени. Какой она может быть? Это, как правило, во многом зависит от музея, она может быть военно-исторической, природоведческой и т. д. После того, как организатор смог правильно сформулировать тему, необходимо придумать к ней легенду, которая смогла бы увлечь каждого ребенка в процес игры и коммуникации внутри группы. Атмосфера должна быть загадочной, экскурсовод ни в коем случае не должен вмешиваться в ход мыслей команды, а лишь слегка направлять в нужное русло в случае затруднений. Легенда игры должна вызвать у детей азарт, а не стать для них скучной или слишком сложной. После всего вышесказанного стоит перейти к разработке полного сценария и заданий разной степени сложности. Стоит отметить, что не решение хотя бы одной из поставленных задач не даст возможность команде продвинуться дальше, выбор очередности выполнения заданий лежит сугубо на команде. Такого рода задания в квест-играх обычно делятся на три вида:
– ориентировочные (в которых могут быть скрыты подсказки, направляемые нас например на тайнику или чему-то в этом роде);
– информационные (дети должны либо что-то найти, либо опираясь на легенду квест игры, что-то вспомнить);
– творческие (необходимость что-то изобразить или нарисовать и т. д.);
– интеллектуальные (детям предстоит решить какой-то ребус или головоломку и т. д.).
Переходя к отбору заданий, нужно учесть возможности решений данной задачи группой, ведь пройти квест-игру в музее могут не только школьники, но также молодые и взрослые, стоит также учесть, являются ли они новичками или опытными участниками. В конце всех вышеупомянутых этапов составляется карта путешествия, а также назначаются ответственные по ее маршруту, которые могут либо направить команду к правильному решению задачи либо еще больше запутать ее.
Таким образом, мы можем сказать, что прохождение подобного рода игр в музее позволяет детям получить достаточно информации по музейной экспозиции. Советский педагог А. Н. Леонтьев писал, что для того, чтобы усвоить и обработать достаточный пласт информации, учащихся нужно подвести к правильной цели, которая должна стать для них содержательным предметом [3]. В статье А. С. Меркурьевой подмечен один из важных факторов –о взаимодействии выполнения заданий учащимися с экспонатами музея. А. С. Меркурьева также выделяет этапы проведения музейных квестов для детей, разделяя их на три:
– введение (первым этапом становится ознакомление с сюжетом и заданиями к нему, а так же распределение ролей между всеми участниками группы);
– поиск (изучение участниками квеста музейной экспозиции);
– финал (выполнение всех поставленных задач перед участниками, подведение итогов).
По мнению А. С. Меркурьевой, музейному педагогу не стоит активно вмешиваться в работу выполнения заданий ребят, если только у них не возникнут серьезные затруднения [4]. Однако, мы не совсем согласны с такой позицией, например, дети младшего школьного возраста, которые еще плохо читают, не могут самостоятельно справится с представленными заданиями в квест-игре, активная работа музейного педагога с такого рода группой просто необходима. Так же не стоит забывать и о разнообразии сюжетов квест-игр, в которых музейный педагог рассматривается не просто как человек, который всего лишь сопровождает группу, но и как экскурсовод, который параллельно каждому выполненному заданию в квест-игре может проводить мини-экскурсии по экспонатам музея.
К сожалению, очень часто квест-игры в музеях путают с разного рада путеводителями или брошюрами для детей с вопросами об экспозиции, квест-игры имеют свою структуру, о которой мы не раз говорили выше и конечную цель, чего не скажешь о путеводителях и брошюрах. Они являются лишь основанием, заложившим начало развитию квест-игры в музее. К осмыслению данной проблемы обращались специалисты из разных областей знаний. В музейно-педагогической сфере стоит выделить В. М. Короткову.
Марина Владимирована разработала этапы проведения квест-путеводителей по музею, которые уже сейчас можно увидеть во многих столичных музеях, например ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Этапы проведения квест-игр по М. В. Коротковой:
– Линейный (детям предлагается последовательно решить ряд заданий, которые не связанны друг с другом).
– Штурмовой (в данной квест-игре заложено всего лишь одно задание, ребята могут выбрать сами траекторию своего движения за подсказками по музею).
– Тематический (представляет сложный маршрут по музею, раскрывает определенную тему экспозиций в музее).
– Игровой (основная мысль заложена в диалоге между школьниками и музейной экспозицией, ребята полноценно могут погрузиться в историческое время).
– Межмузейный (предполагает посещение более, чем одного музея) [5].
На сегодняшний день большая часть столичных музеев активно практикует и пропагандирует на своих официальных сайтах развлечение для детей и взрослых, как участие в квест-игре по экспозиции. Например в Третьяковской галерее ребятам предлагают найти среди множества других одну из особенных картин; легенды данной квест-игры различаются, каждая из них ориентирована на возраст группы. Всего ребятам нужно выполнить 15 заданий, музейный педагог сопровождает участников на каждом этапе. Еще одна интересная квест-игра проводится на базе «Исторического музея», здесь есть возможность поучаствовать каждому, ребенку и взрослому, участников погружают в мир исторического лабиринта, из которого они должны выбраться, пока тот не поменял свое расположение [6].
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что внедрение квест-технологии в музейно-педагогическую деятельность является не только развлекательной формой для школьников, но и развивающей, способствующей умственному развитию и расширению собственного кругозора. Квест-игра — это не скучная экскурсия, в которой экскурсовод монотонно зачитывает информацию для детям. Квест-игра в музее — это трудоемкая работа музейного педагога, перед которым стоит нелегкая задача не просто разработать игру, но сделать ее интересной для школьников, вовлекая в процесс и давая им новые знания по истории.
Литература:
- Свистунов А. В., Афанасьева Н. В. Квест-экскурсия как инновационное направление развития регионального туризма // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58981 (дата обращения: 20.12.2020).
- Столяров Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея: учебное пособие для музейных педагогов и студентов гуманитарно-художественных вузов. СПб.: ГРМ, 2013. 316 с.
- 3.Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознания об обучении. Советская педагогика. № 1–2, 1946г., С. 65–72 [Электронный ресурс].URL: https://ebooks.grsu.by/ (дата обращения: 23. 12. 2020)
- Меркурьева А. С. Квест как форма культурно-просветительской деятельности музея. Молодежный Вестник Петербургский Государственный Университет культуры. 2017 год. 2 (8), 99–102.
- Короткова М. В. Музейный квест по истории как педагогический феномен в контексте интерактивного обучения школьников// Школа будущего -№ 2–2017 — С. 81–85
- Квесты в музеях Москвы [Электронный ресурс] URL:https://quest-lab.ru/quests/museums/ (дата обращения: 24.12.2020)
Ключевые слова
школьники, квест, музей, классификация квестов, квест-игра, квест-экскурсия, музейный квест, музейный педагогПохожие статьи
Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий
В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.
Квест-игра как новая образовательная технология
В данной статье рассматривается квест-игра как новая образовательная технологи в ДОО, представлены основные требования к созданию квест-игр.
Элементы квест-технологии в психодиагностике детей дошкольного возраста
В статье раскрываются понятия «квест» и «квест-технология», описывается опыт применения элементов квест-технологии в диагностике познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)
В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.
Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности
В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.
Проектная методика на уроке английского языка
В статье рассматривается метод проектов при обучении английскому языку. Приведена типология проектов, этапы их проведения. Предлагается пример проекта «Охрана окружающей среды».
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Формы включения регионального компонента в работу педагога-организатора
В статье рассматривается интеграция игровых технологий и регионального компонента в работе педагога-организатора. Автор описывает различные игровые методы, такие как командные игры, интерактивная игра-стенд, мероприятие с применением игровых форм.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
В статье представлено понятие игры, виды и их краткое описание.
Эко-игры на уроках английского языка
В статье автор обращается к эко-играм как к средствам формирования экологического воспитания обучающихся на уроках английского языка.
Похожие статьи
Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий
В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.
Квест-игра как новая образовательная технология
В данной статье рассматривается квест-игра как новая образовательная технологи в ДОО, представлены основные требования к созданию квест-игр.
Элементы квест-технологии в психодиагностике детей дошкольного возраста
В статье раскрываются понятия «квест» и «квест-технология», описывается опыт применения элементов квест-технологии в диагностике познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)
В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.
Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности
В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.
Проектная методика на уроке английского языка
В статье рассматривается метод проектов при обучении английскому языку. Приведена типология проектов, этапы их проведения. Предлагается пример проекта «Охрана окружающей среды».
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Формы включения регионального компонента в работу педагога-организатора
В статье рассматривается интеграция игровых технологий и регионального компонента в работе педагога-организатора. Автор описывает различные игровые методы, такие как командные игры, интерактивная игра-стенд, мероприятие с применением игровых форм.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
В статье представлено понятие игры, виды и их краткое описание.
Эко-игры на уроках английского языка
В статье автор обращается к эко-играм как к средствам формирования экологического воспитания обучающихся на уроках английского языка.