Учебный квест как форма развития интеллектуальной деятельности школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Учебный квест как форма развития интеллектуальной деятельности школьников / О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/363/15656/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье квест рассматривается как одна из модернизированных образовательных технологий, включающая в себя несколько технологий организации образовательной деятельности. Использование квеста позволяет активизировать не только познавательные способности учащихся, но и развить творческие качества. Данный метод позволяет закрепить пройденный материал в нетрадиционной форме.

Ключевые слова: образовательная технология, квест, образовательный квест, учебная деятельность.

Современная образовательная система диктует свои правила в работе с детьми, и, в свою очередь заставляет педагога искать новые формы и методы работы с учащимися. Наибольшую популярность заслужили такие поисковые методы как создание проектов, исследователькая деятельность, мультимедийные разработки, интерактивные пособия, которые способны охватить и увлечь всех участников образовательной деятельности, а также умело соеденить теорию с практикой. Наиболее популярным методом является учебный квест (от англ. – поиск), синтезирующий в себе различные формы организации учебной деятельности.

Учебный квест берет свое начало от развивающих компьютерных игр. Ученики самостоятельно ищут наиболее интересный и эффективный подход к той или иной учебной дсциплине, при этом перед ними стоит четко поставленная задача, определенный сюжет. Квест, как правило проходит в игровой форме. Личный рост каждого участника образовательного квеста очевиден, так как каждый ученик выбирает наиболее удобный и продуктивный для себя способо получения знаний.

Особенность данного метода состоит в том, что ребятам необходимо как можно быстрее адаптироваться к новым требованиям, уметь незамедлительно принимать решения. Т. Т. Щелина и А. Чудакова обращают внимание на то, что учебный квест — этот синтетический метод, включающий в себя психологический тренинг, элементы мозгового штурма. Также метод дает мощный мотивационный толчок: ученик учится быть внимательным, добиваться поставленной цели, получать от всего процесса удовлетворенность, самостоятельно добывать аутентичные знания. Таким образом ребенок на каждом этапе прохождения квеста обретатет новые практико- теоретические навыки: умение исследовать, обсуждать, выстраивать собственные концепции развития, проектировать и находить взаимосвязь полученных знаний с окружающей действительностью.

Невозможно переоценить коммуникативное воздействие квеста на его участников: для того, чтобы найти ответ на поставленную задачу нужно прежде всего уметь договариваться с другими участниками, следствием является единение участников группы. Ребята учатся слушать друг друга, спорить и приходить к единому знаменателю, ведь мнение каждого важно в прохождении квеста, В конце квеста участники должны выработать единую точку зрения.

Образовательный квест имеет четкую структуру, которую необходимо соблюдать.

  1. Введение: Здесь необходимо распределить роли между всеми участниками квеста. Также происходит знакомство с сутью квеста, краткий обзор. Группы намечают предварительный образовательный маршрут. Маршрут должен быть красочно представлен. Наиболее распространенные варианты оформления маршрута.

– составление маршрутного листа, который представляет собой расположение станций в определенном порядке. К оформлению маршрутного листа необходимо подойти творчески, например, «Поле чудес» – отгадать загадки, и первые буквы слов будут составлять ключевое слово, также это могут быть ребусы ит.д.

– «волшебный клубок» с помощью клубка ниток, к которому прикреплены задания, участники двигаются к решению главной задачи квеста.

– «волшебный экран» – в данном случае участники пользуются планшетом с наглядными изображениями мест, в которые им необходимо двигаться по ходу прохождения квеста.

  1. Задания не должны представлять опасности для участников, должны быть предельно понятными, интересными и не сложными для исполнения, соответствовать возрастным особенностям участников. Задания могут быть разнообразными: вопросы на заданную тему, ассоциативные задания в виде загадок, проблемные вопросы и задания, высказывание и отстаивание своего мнения по какому-либо вопросу, обработка полученных результатов [2, с.28].
  2. Ресурсы – информативные источники разной проблематики, необходимые для прохождения квестовых заданий. Ресурсы обязательно используются на стадии подготовки к квесту и в ходе его прохождения. Интернет ресурсы эффективны во время прохождения квеста, например организатор вправе сделать рассылку определенных познавательных ссылок участникам на мобильные устройства.
  3. Оценка – участники должны быть ознакомлены с системой оценивания каждого задания. Организатор самостоятельно выбирает систему оценивания. Если в квесте принимает участие несколько команд, то возможна балловая система оценивания, которая вносит эффект соревновательности. Задания могут постепенно усложняться и за их выполение участники получают ключи, которые приводят к решению поставленной задачи квеста.
  4. Заключение – именно здесь можно найти окончательную разгадку квеста и ответы на все вопросы. На этом этапе происходит определение победителей, делается анализ пройденных заданий, полученных знаний самостоятельно и коллективно.

Педагог в разработке и во время прохождения квеста выступает в роли направляющего, который способен без подсказок и готовых формул показать участникам верный путь к нахождению правильных решений. Квест – это масштабное, чаще всего запланированное мероприятие. Задача любого образовательного квеста очень многогранна: это воспитание ответственности за свои мыслительные и физические действия, уважительное отношение по отношению ко всем участникам квеста, толерантность, формирование таких качеств как самореализация и самосовершенствование [1,с.15].

Исследования ученых доказывают эффективность для учащихся не только в решении или прохождении квеста, но и в процессе его создания — по сути учащиеся исследуют проблему и результатом становится готовый проект. Квест способен вовлечь участников в поисковый познавательный процесс, активизируя не только умственный способности, развитие мышления, памяти, воображения, но и развитию творческих способностей. Использование квестов позволит каждому педагогу разнообразить образовательную деятельность, сделав ее по-настоящему запоминающейся, увлекательной и интересной.

Литература:

  1. Жебровская О. О. Международный вебинар «Живые» квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209–22012013‑qqq-q.html (дата обращения 30.10.2019).
  2. Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся / Ю. В. Романцова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088/ (дата обращения 31.10.2019).
  3. Щелина С. О. Квест как технология изучения детской литературы / С. О. Щелина, А. О. Чудакова // Мировая словесность для детей и о детях: материалы Международной научно-методической конференции (23 июня — 27 июня 2014 гг. Москва) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://av.moi-portal.ru (дата обращения 30.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный квест, участник, задание, образовательная деятельность, учебный квест, время прохождения квеста, маршрутный лист, прохождение квеста, система оценивания, учебная деятельность.

Ключевые слова

образовательная технология, учебная деятельность, квест, образовательный квест

Похожие статьи

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе

В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Разновидность игровых методов в образовательной среде

В данной статье рассматриваются виды игровых методов, используемые в образовательном процессе. В настоящее время возникает все большая необходимость поднятия мотивации у учащихся в процессе обучения. Игровые методы помогают не только вовлечь учащихся...

Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру

В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.

Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников

В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммун...

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Технология Lead-in как структурный элемент организации начального этапа урока иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие технологии «lead-in» как важной составляющей начального этапа урока иностранного языка. Упражнения, применяемые в рамках данной технологии, позволяют постепенно подводить учеников к теме урока, инициировать поз...

Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии

Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, вза...

Похожие статьи

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе

В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Разновидность игровых методов в образовательной среде

В данной статье рассматриваются виды игровых методов, используемые в образовательном процессе. В настоящее время возникает все большая необходимость поднятия мотивации у учащихся в процессе обучения. Игровые методы помогают не только вовлечь учащихся...

Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру

В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.

Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников

В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммун...

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Технология Lead-in как структурный элемент организации начального этапа урока иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие технологии «lead-in» как важной составляющей начального этапа урока иностранного языка. Упражнения, применяемые в рамках данной технологии, позволяют постепенно подводить учеников к теме урока, инициировать поз...

Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии

Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, вза...