Учебный квест как форма развития интеллектуальной деятельности школьников
Авторы: Кошевая Олеся Геннадьевна, Куриленко Вера Ивановна, Скокова Людмила Васильевна, Елисеева Марина Николаевна, Сыровацкий Анатолий Алексеевич
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2020)
Дата публикации: 12.02.2020
Статья просмотрена: 499 раз
Библиографическое описание:
Учебный квест как форма развития интеллектуальной деятельности школьников / О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/363/15656/ (дата обращения: 19.11.2024).
В данной статье квест рассматривается как одна из модернизированных образовательных технологий, включающая в себя несколько технологий организации образовательной деятельности. Использование квеста позволяет активизировать не только познавательные способности учащихся, но и развить творческие качества. Данный метод позволяет закрепить пройденный материал в нетрадиционной форме.
Ключевые слова: образовательная технология, квест, образовательный квест, учебная деятельность.
Современная образовательная система диктует свои правила в работе с детьми, и, в свою очередь заставляет педагога искать новые формы и методы работы с учащимися. Наибольшую популярность заслужили такие поисковые методы как создание проектов, исследователькая деятельность, мультимедийные разработки, интерактивные пособия, которые способны охватить и увлечь всех участников образовательной деятельности, а также умело соеденить теорию с практикой. Наиболее популярным методом является учебный квест (от англ. – поиск), синтезирующий в себе различные формы организации учебной деятельности.
Учебный квест берет свое начало от развивающих компьютерных игр. Ученики самостоятельно ищут наиболее интересный и эффективный подход к той или иной учебной дсциплине, при этом перед ними стоит четко поставленная задача, определенный сюжет. Квест, как правило проходит в игровой форме. Личный рост каждого участника образовательного квеста очевиден, так как каждый ученик выбирает наиболее удобный и продуктивный для себя способо получения знаний.
Особенность данного метода состоит в том, что ребятам необходимо как можно быстрее адаптироваться к новым требованиям, уметь незамедлительно принимать решения. Т. Т. Щелина и А. Чудакова обращают внимание на то, что учебный квест — этот синтетический метод, включающий в себя психологический тренинг, элементы мозгового штурма. Также метод дает мощный мотивационный толчок: ученик учится быть внимательным, добиваться поставленной цели, получать от всего процесса удовлетворенность, самостоятельно добывать аутентичные знания. Таким образом ребенок на каждом этапе прохождения квеста обретатет новые практико- теоретические навыки: умение исследовать, обсуждать, выстраивать собственные концепции развития, проектировать и находить взаимосвязь полученных знаний с окружающей действительностью.
Невозможно переоценить коммуникативное воздействие квеста на его участников: для того, чтобы найти ответ на поставленную задачу нужно прежде всего уметь договариваться с другими участниками, следствием является единение участников группы. Ребята учатся слушать друг друга, спорить и приходить к единому знаменателю, ведь мнение каждого важно в прохождении квеста, В конце квеста участники должны выработать единую точку зрения.
Образовательный квест имеет четкую структуру, которую необходимо соблюдать.
- Введение: Здесь необходимо распределить роли между всеми участниками квеста. Также происходит знакомство с сутью квеста, краткий обзор. Группы намечают предварительный образовательный маршрут. Маршрут должен быть красочно представлен. Наиболее распространенные варианты оформления маршрута.
– составление маршрутного листа, который представляет собой расположение станций в определенном порядке. К оформлению маршрутного листа необходимо подойти творчески, например, «Поле чудес» – отгадать загадки, и первые буквы слов будут составлять ключевое слово, также это могут быть ребусы ит.д.
– «волшебный клубок» с помощью клубка ниток, к которому прикреплены задания, участники двигаются к решению главной задачи квеста.
– «волшебный экран» – в данном случае участники пользуются планшетом с наглядными изображениями мест, в которые им необходимо двигаться по ходу прохождения квеста.
- Задания не должны представлять опасности для участников, должны быть предельно понятными, интересными и не сложными для исполнения, соответствовать возрастным особенностям участников. Задания могут быть разнообразными: вопросы на заданную тему, ассоциативные задания в виде загадок, проблемные вопросы и задания, высказывание и отстаивание своего мнения по какому-либо вопросу, обработка полученных результатов [2, с.28].
- Ресурсы – информативные источники разной проблематики, необходимые для прохождения квестовых заданий. Ресурсы обязательно используются на стадии подготовки к квесту и в ходе его прохождения. Интернет ресурсы эффективны во время прохождения квеста, например организатор вправе сделать рассылку определенных познавательных ссылок участникам на мобильные устройства.
- Оценка – участники должны быть ознакомлены с системой оценивания каждого задания. Организатор самостоятельно выбирает систему оценивания. Если в квесте принимает участие несколько команд, то возможна балловая система оценивания, которая вносит эффект соревновательности. Задания могут постепенно усложняться и за их выполение участники получают ключи, которые приводят к решению поставленной задачи квеста.
- Заключение – именно здесь можно найти окончательную разгадку квеста и ответы на все вопросы. На этом этапе происходит определение победителей, делается анализ пройденных заданий, полученных знаний самостоятельно и коллективно.
Педагог в разработке и во время прохождения квеста выступает в роли направляющего, который способен без подсказок и готовых формул показать участникам верный путь к нахождению правильных решений. Квест – это масштабное, чаще всего запланированное мероприятие. Задача любого образовательного квеста очень многогранна: это воспитание ответственности за свои мыслительные и физические действия, уважительное отношение по отношению ко всем участникам квеста, толерантность, формирование таких качеств как самореализация и самосовершенствование [1,с.15].
Исследования ученых доказывают эффективность для учащихся не только в решении или прохождении квеста, но и в процессе его создания — по сути учащиеся исследуют проблему и результатом становится готовый проект. Квест способен вовлечь участников в поисковый познавательный процесс, активизируя не только умственный способности, развитие мышления, памяти, воображения, но и развитию творческих способностей. Использование квестов позволит каждому педагогу разнообразить образовательную деятельность, сделав ее по-настоящему запоминающейся, увлекательной и интересной.
Литература:
- Жебровская О. О. Международный вебинар «Живые» квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209–22012013‑qqq-q.html (дата обращения 30.10.2019).
- Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся / Ю. В. Романцова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088/ (дата обращения 31.10.2019).
- Щелина С. О. Квест как технология изучения детской литературы / С. О. Щелина, А. О. Чудакова // Мировая словесность для детей и о детях: материалы Международной научно-методической конференции (23 июня — 27 июня 2014 гг. Москва) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://av.moi-portal.ru (дата обращения 30.10.2019).
Похожие статьи
Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству
В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.
Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе
В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...
Игровые технологии в начальной школе
В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...
Разновидность игровых методов в образовательной среде
В данной статье рассматриваются виды игровых методов, используемые в образовательном процессе. В настоящее время возникает все большая необходимость поднятия мотивации у учащихся в процессе обучения. Игровые методы помогают не только вовлечь учащихся...
Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру
В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.
Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников
В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммун...
Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка
В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.
Технология Lead-in как структурный элемент организации начального этапа урока иностранного языка
В данной статье рассматривается понятие технологии «lead-in» как важной составляющей начального этапа урока иностранного языка. Упражнения, применяемые в рамках данной технологии, позволяют постепенно подводить учеников к теме урока, инициировать поз...
Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии
Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, вза...
Похожие статьи
Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству
В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.
Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе
В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...
Игровые технологии в начальной школе
В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...
Разновидность игровых методов в образовательной среде
В данной статье рассматриваются виды игровых методов, используемые в образовательном процессе. В настоящее время возникает все большая необходимость поднятия мотивации у учащихся в процессе обучения. Игровые методы помогают не только вовлечь учащихся...
Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру
В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.
Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников
В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммун...
Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка
В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.
Технология Lead-in как структурный элемент организации начального этапа урока иностранного языка
В данной статье рассматривается понятие технологии «lead-in» как важной составляющей начального этапа урока иностранного языка. Упражнения, применяемые в рамках данной технологии, позволяют постепенно подводить учеников к теме урока, инициировать поз...
Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии
Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, вза...