Проблемы обеспечения финансовой устойчивости субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, обусловленные влиянием государственного регулирования тарифов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 22.01.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Васьковская, Е. О. Проблемы обеспечения финансовой устойчивости субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, обусловленные влиянием государственного регулирования тарифов / Е. О. Васьковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 157-160. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99255/ (дата обращения: 02.05.2024).



В силу действующего законодательства субъекты естественных монополий вынуждены осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в условиях государственного регулирования тарифов. Проблемы, связанные с обеспечением нормального уровня финансовой устойчивости регулируемых предприятий в условиях ограниченности финансовых ресурсов, являются следствием государственной политики в области сдерживания роста тарифов. Такие организации лишены возможности свободного ценообразования и вынуждены планировать расходы на осуществление финансово-хозяйственной деятельности только в рамках утвержденных тарифов.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, субъекты естественных монополий, предприятие, государственное регулирование тарифов, выручка, операционные расходы.

Problems of ensuring the financial stability of natural monopoly entities operating in the sphere of water supply and sanitation, due to the influence of state regulation of tariffs

In the current legislation, the subjects of natural monopolies are forced to carry out financial and economic activities in conditions of state regulation of tariffs. Problems related to ensuring a normal level of financial stability of regulated enterprises in conditions of limited financial resources are a consequence of the state policy in the sphere of restraining the growth of tariffs. Such organizations are deprived of the possibility of free pricing and are forced to plan the costs of their financial and economic activities only within the framework of the approved tariffs.

Keywords: financial stability, subjects of natural monopolies, enterprise, state regulation of tariffs, revenue, operating costs.

Естественной монополией в Российской Федерации признается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [2].

Предприятия, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры, являются субъектами естественных монополий.

Согласно Указу Президента «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» в отношении продукции и услуг естественных монополий осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) [4].

Актуальность темы исследования заключается в следующем. В Российской Федерации действует более 3 тысяч предприятий, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, при этом 80 % из них являются убыточными [7]. В результате осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры на территории Российской Федерации совокупный убыток за 2021 год составил 20,3 млрд. руб. [8]. Такая ситуация обусловлена функционированием данных предприятий в условиях дополнительных законодательных ограничений. Государственная политика в области сдерживания роста тарифов является одним из факторов, вызывающих проблемы обеспечения финансовой устойчивости.

Целью исследования является выявление основных проблем обеспечения финансовой устойчивости, обусловленных применением методов тарифного регулирования отрасли.

В действующем законодательстве закреплены следующие методы тарифного регулирования:

— метод экономически обоснованных расходов, при котором расчет тарифов производится на основании расходов, экономическая обоснованность которых подтверждена на основании данных бухгалтерской отчетности, штатного расписания, прогнозируемых затрат согласно утвержденным производственным и инвестиционным программам. Данный метод применяется в случае первичного установления тарифов;

— метод индексации, сущность которого заключается в расчете тарифов с учетом изменения цен на товары, работы и услуги, необходимые для ведения регулируемой деятельности. При применении данного метода установление тарифов производится на основе долгосрочных параметров регулирования, утверждаемых на срок не менее чем на 5 лет, в случае первичного применения метода индексации — на срок не менее 3 лет;

— метод доходности инвестированного капитала. Данный метод предусматривает расчет тарифов в размере, необходимом для полного возврата инвестированного капитала и получения дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками. Данный метод может применяться только в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, численность населения которых составляет более 500 тысяч человек;

— метод сравнения аналогов. Тарифы устанавливаются для организации на основании сопоставления экономически обоснованных расходов гарантирующей организации на осуществление того же регулируемого вида деятельности в аналогичных условиях. Может применяться только в отношении организаций, протяженность эксплуатируемых сетей которых не превышает 10 км. [1].

Основной проблемой в современных условиях является методика ежегодного пересмотра операционных расходов, устанавливаемых регулируемой организации на долгосрочный период, в рамках методов индексации и доходности инвестированного капитала. Самыми значимыми статьями расходов в данной группе являются: оплата труда, приобретение материалов, капитальные и текущие ремонты коммунальных систем.

Формула корректировки операционных расходов, приведенная в методических указаниях, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, выглядит следующим образом:

где — операционные расходы, определенные на i-й год исходя из плановых и уточненных параметров расчета тарифов;

— базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования;

— индекс эффективности операционных расходов, установленный на j-й год и выраженный в процентах;

— скорректированный прогнозный индекс изменения потребительских цен в j-м году;

— скорректированный прогнозный индекс изменения количества активов в j-м году [6].

На основании приведенной формулы можно отметить, что операционные расходы, установленные на базовый период в размере, необходимом организации для осуществления своих функций, ежегодно увеличиваются лишь на прогнозный уровень изменения потребительских цен и уровень изменения количества активов, а также снижаются на уровень эффективности операционных расходов. Согласно методическим указаниям, минимальное значение уровня эффективности операционных расходов принимает значение 1, что приводит к уменьшению данной статьи затрат в устанавливаемом тарифе не менее, чем на 1,0 % ежегодно.

Неэффективность применения данной формулы обусловлена тем, что при таком расчете не учитывается динамика роста оплаты труда, а также цен на материалы, необходимые для проведения ремонтных работ.

Так, согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда», уровень минимальной заработной платы составлял на 01.01.2021–12792 руб., а на 01.01.2022–13890 руб. [3]. Прирост минимального размера оплаты труда на 2022 год составил 8,6 %. Также следует отметить, что с 01.06.2022 данный размер был увеличен еще на 10 % [5].

Несмотря на такой рост оплаты труда, операционные расходы регулируемых организаций, в том числе расходы на оплату труда, увеличились в совокупности на 3,3 % (на 4,3 % — за счет роста индекса потребительских цен согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, на -1,0 % — в результате снижения операционных расходов вследствие применения индекса эффективности). Сопоставляя уровень роста расходов на оплату труда, утвержденный в тарифах, и фактический рост таких расходов, можно сделать вывод о недостаточности финансовых ресурсов регулируемых организаций на исполнение обязательств по оплате труда.

Также среди недостатков тарифного регулирования можно выделить методику расчета размера корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов. Принцип такой корректировки заключается в сравнении фактических расходов регулируемой организации (за исключением операционных, определяемых на основании базового уровня, скорректированного на уровень их эффективности, фактического индекса инфляции и количества активов), и суммы товарной выручки, полученной регулируемой организацией за отчетный период.

В случае превышения фактических расходов над суммой товарной выручки, то есть при выявлении убытков, понесенных организацией по данному виду деятельности, такая разница полежит возмещению на очередной период регулирования. Превышение товарной выручки над расходами за отчетный период приводит к корректировке необходимой валовой выручки на очередной год в сторону уменьшения. Формула корректировки необходимой валовой выручки не содержит условия индексации рассчитанной суммы [6].

Недостаток такого подхода заключается в том, что в случае возникновения недополученных доходов в отчетном периоде, сумма корректировки, включенная в выручку на очередной год, уже не будет равна тому реальному размеру, которому она соответствовала в прошлом году, что обусловлено инфляционными процессами.

Такая политика тарифного регулирования приводит предприятия в условия невозможности реализации своих основных функций за счет необходимой валовой выручки, учтенной в тарифе. Повышается вероятность возникновения убытков, роста кредиторской задолженности, необходимости привлечения краткосрочных обязательств, что негативно сказывается на финансовой устойчивости предприятия.

Литература:

  1. О водоснабжении и водоотведении [Текст]: [федер. закон № 416: принят Гос. Думой 23 ноября 2011 г.: одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 г.]. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 50. — С. 7358
  2. О естественных монополиях [Текст]: [федер. закон № 147: принят Гос. Думой 19 июля 1995 г.]. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 34. — С. 3426
  3. О минимальном размере оплаты труда [Текст]: [федер. закон № 82: принят Гос. Думой 02 июня 2000 г.: одобрен Советом Федерации 07 июня 2000 г.]. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 26. — С. 2729
  4. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995, № 221. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 10. — С. 859
  5. Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым — шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022, № 973. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2022. — № 23. — С. 3801
  6. Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения [Текст]: приказ Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г., № 1746-э. // Российская газета. — 2014. — № 51
  7. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru//
  8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru//
Основные термины (генерируются автоматически): необходимая валовая выручка, оплата труда, расход, Российская Федерация, финансовая устойчивость, инвестированный капитал, отчетный период, расчет тарифов, тарифное регулирование, товарная выручка, финансово-хозяйственная деятельность.


Похожие статьи

Показатели рентабельности финансово-хозяйственной...

В связи с этим они необходимы для сравнительного анализа и анализа финансового

Показатели рентабельности позволяют оценить финансовое состояние организации в

по сравнению с показателями финансовой устойчивости и ликвидности, которые

Доходность капитала определяется как отношение прибыли (балансовой, валовой, чистой) к...

Анализ эффективности деятельности организации на примере...

Результат хозяйствования фирмы в расчете показателей эффективности выражается

Норма валового дохода составляет на конец отчетного года 0,21 % и по сравнению с

Рост данного показателя произошел в первую очередь из-за снижения расходов на продажу. И темп роста выручки от реализации услуг в отчетном периоде опережает темпы роста прямых затрат.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на...

Был проведен также анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности ПАО «Северсталь».

б) Уменьшение себестоимости за счет фонда оплаты труда. Этот способ зависит от роста

б) Совершенствование организации производства и труда на основе НОТ.

4. Киреева, Н. В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н. В. Киреева.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности...

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности является незаменимым

То, что себестоимость растет быстрее, чем выручка, является негативным фактором.

В целом это говорит о том, что необходимо пересмотреть ценовую политику организации, потому что

Показатель валовой прибыли увеличился на 89 тыс. руб. или на 35,6 %. Валовая прибыль...

Анализ финансовой устойчивости предприятий розничной...

Таблица 1. Оборот розничной торговли вРоссийской Федерации за 2010–2018гг., вмлн. руб.

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли в Российской Федерации за 2010–2018 гг.

В приложениях 1–5 отображены относительные показатели финансовой устойчивости

Данный показатель определяется как отношение прибыли до налогооблажения к выручке.

Анализ коммерческой эффективности, общая оценка финансовой...

Таблица 1. Показатели финансово-экономической деятельности.

Таблица 3. Относительные показатели финансовой устойчивости.

- Коэффициент финансовой независимости за время отчетного периода вырос и стал равен 0,08, что свидетельствует об укреплении финансовой

прибыль от реализации/ выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Метод дисконтированных денежных потоков при оценке рыночной...

В условиях развития современной экономики Российской Федерации оценочная деятельность с каждым годом приобретает все большую значимость.

Таблица 1. Финансовые результаты ПАО «Ростелеком» в 2014–2018 гг.

Таблица 3. Прогноз объемов выручки от продаж (тыс. руб.)

Таблица 4. Прогноз прироста чистого оборотного капитала (тыс. руб.)

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

 Каждый субъект экономики в своей финансово-хозяйственной деятельности преследует ряд определенных целей.

Поэтому налоговые инспекторы просматривают данные о всех доходах и расходах организации, сопоставляя их с

Расчет основных показателей рентабельности представлен в таблице 1.

(Прибыль до налогообложения / Выручка) * 100.

Использование коэффициентного анализа в качестве основного...

ЗКПост — поступившие заемные средства; ЗККонПер — заемный капитал на конец периода.

ОССр — средний остаток оборотных средств за отчетный период.

В — выручка от продаж; ОСср — основные средства предприятия. [5, с.63].

– является ли исследуемое предприятие финансово устойчивым и платежеспособным как в краткосрочном, так и в долгосрочном...

Похожие статьи

Показатели рентабельности финансово-хозяйственной...

В связи с этим они необходимы для сравнительного анализа и анализа финансового

Показатели рентабельности позволяют оценить финансовое состояние организации в

по сравнению с показателями финансовой устойчивости и ликвидности, которые

Доходность капитала определяется как отношение прибыли (балансовой, валовой, чистой) к...

Анализ эффективности деятельности организации на примере...

Результат хозяйствования фирмы в расчете показателей эффективности выражается

Норма валового дохода составляет на конец отчетного года 0,21 % и по сравнению с

Рост данного показателя произошел в первую очередь из-за снижения расходов на продажу. И темп роста выручки от реализации услуг в отчетном периоде опережает темпы роста прямых затрат.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на...

Был проведен также анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности ПАО «Северсталь».

б) Уменьшение себестоимости за счет фонда оплаты труда. Этот способ зависит от роста

б) Совершенствование организации производства и труда на основе НОТ.

4. Киреева, Н. В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н. В. Киреева.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности...

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности является незаменимым

То, что себестоимость растет быстрее, чем выручка, является негативным фактором.

В целом это говорит о том, что необходимо пересмотреть ценовую политику организации, потому что

Показатель валовой прибыли увеличился на 89 тыс. руб. или на 35,6 %. Валовая прибыль...

Анализ финансовой устойчивости предприятий розничной...

Таблица 1. Оборот розничной торговли вРоссийской Федерации за 2010–2018гг., вмлн. руб.

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли в Российской Федерации за 2010–2018 гг.

В приложениях 1–5 отображены относительные показатели финансовой устойчивости

Данный показатель определяется как отношение прибыли до налогооблажения к выручке.

Анализ коммерческой эффективности, общая оценка финансовой...

Таблица 1. Показатели финансово-экономической деятельности.

Таблица 3. Относительные показатели финансовой устойчивости.

- Коэффициент финансовой независимости за время отчетного периода вырос и стал равен 0,08, что свидетельствует об укреплении финансовой

прибыль от реализации/ выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Метод дисконтированных денежных потоков при оценке рыночной...

В условиях развития современной экономики Российской Федерации оценочная деятельность с каждым годом приобретает все большую значимость.

Таблица 1. Финансовые результаты ПАО «Ростелеком» в 2014–2018 гг.

Таблица 3. Прогноз объемов выручки от продаж (тыс. руб.)

Таблица 4. Прогноз прироста чистого оборотного капитала (тыс. руб.)

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

 Каждый субъект экономики в своей финансово-хозяйственной деятельности преследует ряд определенных целей.

Поэтому налоговые инспекторы просматривают данные о всех доходах и расходах организации, сопоставляя их с

Расчет основных показателей рентабельности представлен в таблице 1.

(Прибыль до налогообложения / Выручка) * 100.

Использование коэффициентного анализа в качестве основного...

ЗКПост — поступившие заемные средства; ЗККонПер — заемный капитал на конец периода.

ОССр — средний остаток оборотных средств за отчетный период.

В — выручка от продаж; ОСср — основные средства предприятия. [5, с.63].

– является ли исследуемое предприятие финансово устойчивым и платежеспособным как в краткосрочном, так и в долгосрочном...

Задать вопрос