Показатели рентабельности финансово-хозяйственной деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матвеенко К. А., Клищ Н. С., Верницкий Р. О., Тарасов И. Д., Мальчихин И. Ю., Севастьянов Н. Р. Показатели рентабельности финансово-хозяйственной деятельности организации // Молодой ученый. — 2020. — №4. — С. 146-148. — URL https://moluch.ru/archive/294/66806/ (дата обращения: 18.02.2020).



В процессе создания предприятия, собственника интересует вопрос доходности деятельности, т. е. положительный баланс прибыли и затрат. Чем выше уровень прибыли, тем более эффективно развитие организации, и, следовательно, есть резервы для развития деятельности предприятия.

В связи с тем, что современная внешняя среда организации очень динамична, то на важнейшие показатели прибыли и рентабельности, влияет (прямо или косвенно) огромное количество различных факторов. При этом влияние некоторых факторов очевидно, а влияние других не так очевидно и адекватно оценить их воздействие может, только специалист в сфере экономического анализа.

Следует отметить, что показатели рентабельности являются важнейшими элементами, которые отражают влияние факторов на формирование прибыли предприятий. В связи с этим они необходимы для сравнительного анализа и анализа финансового состояния предприятия.

Предприятие можно считать рентабельным в случае превышения доходов над затратами. В условиях рыночной экономики для того, чтобы продукция организации была востребована и конкурентоспособна, необходимо эффективно настроить производственную деятельность и анализировать экономические показатели.

Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности организации, являются показатели рентабельности (или доходности).

Существует несколько определений рентабельности. М. Н. Крейнина характеризует рентабельность, как показатель финансовой эффективности производственной деятельности организации, который в целом отражает эффективность использования ресурсов организации [3].

Г. В. Савицкая определяет рентабельность, как «показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы» [4].

Таким образом, рентабельность можно определить, как отношение между доходом и затратами, вложенными в создание этого дохода. Связывая прибыль с использованным капиталом, рентабельность дает возможность сопоставить уровень доходности с другим вариантом использования капитала или доходностью, полученной предприятием при аналогичных рыночных условиях [5].

Рентабельность служит показателем, обобщенно характеризующим финансовую эффективность функционирования организации. С помощью показателей рентабельности есть возможность дать оценку эффективности управления предприятием, поскольку получение высокого уровня прибыльности и необходимого уровня доходности во многом зависит от эффективности управленческих решений. В связи с этим рентабельность также может рассматриваться еще и как необходимый критерий эффективности управления.

Показатели рентабельности позволяют оценить финансовое состояние организации в долгосрочном периоде. Для инвесторов показатель рентабельности служит важнейшим индикатором, по сравнению с показателями финансовой устойчивости и ликвидности, которые рассчитываются отношением между отдельными статьями баланса.

Кроме того, показатели рентабельности применяются для прогнозирования прибыльности. Прогнозное значение прибыли основывается на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемой динамики. Помимо всего прочего, важнейшее значение рентабельность приобретает в области планирования, инвестирования, калькуляции, контроле и оценке деятельности организации и ее результатов.

Следовательно, можно сделать вывод, что показатели рентабельности отражают эффективность деятельности и финансовые результаты деятельности организации. С их помощью возможно измерять доходность организации с многосторонних позиций и приводятся в систему соответственно интересам участников.

Увеличение показателей рентабельности находится в зависимости от определенных экономических процессов и явлений.

Доходность капитала определяется как отношение прибыли (балансовой, валовой, чистой) к среднегодовой стоимости инвестированного капитала или его элементов: основного, оборотного, производственного собственного (акционерного), заемного капитала и т. д.

Показатели рентабельности можно отнести к общеэкономическим. Они позволяют оценить итоговый финансовый результат. М. И. Баканов рассматривает рентабельность «как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит, как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов» [1].

Рентабельность также отражает результат производственной деятельности, и на ее формирование оказывают влияние факторы, связанные с ростом эффективности использования оборотных активов, сокращением себестоимости и ростом рентабельности продукции [2].

Общая рентабельность организации следует рассмотреть как функцию набора количественных показателей — факторов: фондоотдачи и структуры основных средств, периода оборачиваемости оборотных активов, рентабельности проданной продукции.

Кроме того, показатели рентабельности используются как инструмент принятия управленческих решений в области инвестиций и ценообразования.

Можно объединить в три группы все показатели рентабельности:

– рентабельность основной деятельности,

– рентабельность продаж,

– рентабельность капитала.

Все показатели рентабельности рассчитываются в процентах.

1) Показатель рентабельности основной деятельности показывает количество прибыли, приходящееся на рубль реализованной и произведенной продукции.

Показатель рентабельности основной деятельности рассчитывается по формуле:

, (1)

где Пр — прибыль от продаж;

С — себестоимость реализованной продукции.

2) Показатели рентабельности продаж показывают размер прибыли, приходящийся на рубль проданной продукции. Повышение данного показателя определяется либо ростом цены продажи при сохранении уровня издержек, либо сокращением последних при сохранении цены продажи.

Рентабельность продаж по прибыли от продаж определяется по формуле:

, (2)

3) Показатели рентабельности активов (капитала)

Показатель рентабельности капитала дает возможность оценить эффективность инвестиции и определить направления инвестиционных направлений организации. Помимо прочего, данный показатель можно применять для соотношения результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, работающих в одной экономической отрасли.

Среди показателей рентабельности активов (капитала) выделяют:

– показатель рентабельности имущества, который отражает прибыльность предприятия на один рубль, вложенный в активы:

, (3)

– показатель рентабельности текущих активов

, (4)

– показатель рентабельности собственного капитала отражает количество прибыли, полученное на один рубль, вложенный собственниками предприятия. Повышение данного показателя дает гарантию повышения дивидендов. Показатель рентабельности собственного капитала крайне интересен акционерам, так как дает возможность акционерам оценить предполагаемую доходность. Динамика данного показателя влияет на уровень доходности акций на фондовом рынке.

– показатели рентабельности инвестиций отражают эффективность использования инвестированных в предприятие средств:

, (5)

где Кп — перманентный капитал (подразумевает долгосрочные заемные средства и собственный капитал).

– показатель рентабельности совокупного капитала показывает совокупную доходность вложений собственников, кредиторов, вкладчиков.

Проводя анализ показателей рентабельности в динамике, необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

– временной период, т. е. период перехода организации на более эффективные технологии производства или выпуск нового вида продукции;

– оценка риска;

– проблема оценки, т. к. прибыль оценивается в динамике, а собственный капитал складывается в течение ряда лет.

Литература:

  1. Баканов М. И. Теория экономического анализа: Учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет — М.: Финансы и статистика, 2015.
  2. Гинзбург А. И. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие / А. И. Гинзбург — СПб.: Питер, 2016.
  3. Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки [Текст]: учебник / М. Н. Крейнина — М.: ИКЦ «ДИС», 2012.
  4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г. В. Савицкая — Минск: ИП «Экоперспектива», 2014.
  5. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. -2-е изд., перераб. и доп. — М-: ИНФРА-М, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): показатель рентабельности, собственный капитал, показатель, рентабельность, основная деятельность, рентабельность продаж, показатель рентабельности активов, отношение прибыли, производственная деятельность, уровень доходности.


Похожие статьи

Прибыль и рентабельность как основные характеристики...

На сегодняшний день главная цель деятельности любой коммерческой организации это получение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности. Прибыльпоказатель, который наиболее полно отражающий эффективность производства...

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

Каждый субъект экономики в своей финансово-хозяйственной деятельности преследует ряд определенных целей. Основной из них является получение положительного финансового результата, то есть прибыли...

Показатели рентабельности активов ( капитала ) формируются...

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, показатели рентабельности, финансовая эффективность предприятия. В условиях современной рыночной экономики предприятие, как хозяйствующих субъект, становится основным выразителем экономических отношений на...

Экономическая сущность рентабельности и дискуссионные...

Показатели рентабельности — это относительные величины

Показатели рентабельности активов (капитала) формируются как отношение прибыли к

Чтобы оценить доходность собственного капитала, используется показатель рентабельности собственного капитала.

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса [1, с. 272].

Основной целью анализа прибыли и рентабельности организации является разработка и принятие экономически обоснованных управленческих решений...

Анализ рентабельности предприятия | Статья в журнале...

Основная ценность показателей рентабельности — полнота характеристики конечных результатов деятельности хозяйствующих субъектов, нежели это может дать прибыль. Связано это с тем, что они представляют собой отношение полученных результатов к...

Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале...

Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень прибыльности предприятия, эффективность его деятельности в целом, рациональность инвестиций и т. д. По уровню рентабельности проводится оценка долгосрочного благополучия предприятия...

Показатели рентабельности активов (капитала) формируются...

Рентабельность затрат (коэффициент рентабельности основной деятельности) выступает в роли основополагающего показателя в данной системе. Названный коэффициент дает информацию о том, сколько рублей прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат на...

Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический...

Основной целью анализа прибыли и рентабельности организации является разработка и принятие экономически обоснованных управленческих решений, направленных на устойчивый рост ее финансовых результатов и поиск путей повышения эффективности деятельности.

Похожие статьи

Прибыль и рентабельность как основные характеристики...

На сегодняшний день главная цель деятельности любой коммерческой организации это получение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности. Прибыльпоказатель, который наиболее полно отражающий эффективность производства...

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

Каждый субъект экономики в своей финансово-хозяйственной деятельности преследует ряд определенных целей. Основной из них является получение положительного финансового результата, то есть прибыли...

Показатели рентабельности активов ( капитала ) формируются...

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, показатели рентабельности, финансовая эффективность предприятия. В условиях современной рыночной экономики предприятие, как хозяйствующих субъект, становится основным выразителем экономических отношений на...

Экономическая сущность рентабельности и дискуссионные...

Показатели рентабельности — это относительные величины

Показатели рентабельности активов (капитала) формируются как отношение прибыли к

Чтобы оценить доходность собственного капитала, используется показатель рентабельности собственного капитала.

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса [1, с. 272].

Основной целью анализа прибыли и рентабельности организации является разработка и принятие экономически обоснованных управленческих решений...

Анализ рентабельности предприятия | Статья в журнале...

Основная ценность показателей рентабельности — полнота характеристики конечных результатов деятельности хозяйствующих субъектов, нежели это может дать прибыль. Связано это с тем, что они представляют собой отношение полученных результатов к...

Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале...

Рентабельность — это относительный показатель, характеризующий уровень прибыльности предприятия, эффективность его деятельности в целом, рациональность инвестиций и т. д. По уровню рентабельности проводится оценка долгосрочного благополучия предприятия...

Показатели рентабельности активов (капитала) формируются...

Рентабельность затрат (коэффициент рентабельности основной деятельности) выступает в роли основополагающего показателя в данной системе. Названный коэффициент дает информацию о том, сколько рублей прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат на...

Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический...

Основной целью анализа прибыли и рентабельности организации является разработка и принятие экономически обоснованных управленческих решений, направленных на устойчивый рост ее финансовых результатов и поиск путей повышения эффективности деятельности.

Задать вопрос