Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 09.01.2023

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Жукова, Л. Ф. Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций / Л. Ф. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 451-452. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98682/ (дата обращения: 03.05.2024).



В настоящее время обучению истории в школе уделяется немало внимания, не потому что исторические дисциплины приходится сдавать выпускникам. Знание истории дает возможность быть грамотным человеком, с развитым мышлением, умеющим логично рассуждать, анализировать ход событий, представлять собой личность, с которой интересно общаться.

4 ноября 2022 года Президент России В. В. Путин на встрече с историками и представителями традиционных религий России сказал, что необходимо иначе подходить к преподаванию истории: излагать коротко и интересно…. В нашей стране катастрофически не хватает популяризации истории, и граждане соскучились по настоящим знаниям».

С таким верным решением невозможно не согласиться, так как цель предмета истории заключается в накоплении знаний о тех или иных исторических событиях, сформулированных на базе целостного анализа имеющихся фактов и исторических документов. Привить интерес к изучению истории и сформировать коммуникационные компетенции возможно благодаря активному использованию в учебном процессе метода исторической реконструкции.

Историческая реконструкция представляет собой, с одной стороны, восстановление внешнего вида и конструкцию объекта, основанных на сохранившихся фрагментах, несущих историческую информацию о событиях, процессах. С другой стороны, историческая реконструкция представляет собой вид деятельности, направленный на воссоздание исторических событий, процессов. Говоря кратко, проведение реконструкции исторических событий создает атмосферу глубокого погружения в исторические реалии конкретной эпохи, в интересующую историческую обстановку, помогает ощутить эмоциональную обстановку исторического времени.

По мнению российского ученого Ю. Лотмана, реконструкция исторических событий позволяет из хаотичности, представленной простому наблюдателю, организовать исторически структурированную картину. Этот процесс можно представить таким образом. Объект интерпретации, возникает, по сути, на заключительной фазе фактографического этапа, а теоретические обобщения опираются на имеющиеся исторические источники, порождают созидательный момент реконструкции явления, факта, события. Кроме того, историческое прошлое можно интерпретировать. Это необходимо для понимания мотивов действий исторических персонажей. Проникая в ту или иную эпоху, время, мир, реконструкция позволяет провести эмоционально-личностную идентификацию конкретного человека.

Не вызывает сомнений в том, что историческая реконструкция как метод обучения достаточно перспективен для изучения исторических дисциплин, так как способствует формированию у учащихся коммуникативных компетенций, которые активно задействованы в расширении умений ставить научные цели, решать проблемы и глубоко изучать наиболее интересующий вопрос.

Отечественный ученый Ю.Рождественский писал «История общества показывает, что процветание обществ зависит не от экономики и техники и даже не от культуры общества, а от культуры слова общества». С таким мнением мы солидарны, опираясь на многолетний педагогический опыт. Современные школьники не всегда могут четко излагать свою мысль, выражать эмоциональное состояние конкретного исторического героя, поэтому не могут прочувствовать и принять эпоху, которая изучается на уроке. Это связано со скудостью речи, недостаточной уверенностью в себе и не умением аргументировано отстоять свое мнение. В педагогической литературе отмечается дефицит живого общения, что является острой проблемой развития высокого уровня коммуникативных умений среди субъектов общения. Между тем необходимо понимать, что под коммуникативной компетенцией понимается владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между собеседниками, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности.

Реконструкция исторических событий на уроках истории позволяет ученикам развивать свои коммуникативные способности. В рассмотрении поставленной исторической проблемы на уроке активнее развиваются природные задатки человека в общении, активизируется коммуникативная производительность. Анализ исторических событий, соотношение с другими фактами, способствует накоплению не только исторических знаний, но и коммуникативных. Отметим, что коммуникативные знания представляют собой знания об общении как действии, ее законах, видах, фазах. Коммуникативные знания ускоряют процесс развития личностных коммуникативных умений, при этом выявляя наиболее эффективные методы общения. Как показывает практика, у успевающих учеников относительно высокий уровень коммуникативных умений. Обладая коммуникативными умениями человек не испытывает проблем в общении с другими людьми в различных видах деятельности.

На уроках истории энергичное и целенаправленное общение способствует не только повышению качества учебного процесса, но и расширению кругозора ученика. Он более способен к поиску нестандартных способов решения исторических и коммуникативных задач. Кроме того, увеличение словарного запаса, объема высказываний, различных точек зрения ученых относительно конкретного исторического события или исторического персонажа, оказывает непосредственное влияние на выработку гибкости и мобильности способов действий, в том числе при переходе к творческой деятельности.

Если ранее в исторической школьной образовательной среде акцент был сделан исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, то требования времени к современному школьнику претерпели определенные изменения. Например, изучая эпоху дописьменной истории человечества, реконструкция как метод позволит школьникам погрузиться в то время, о котором имеются минимальные предметы материальной культуры. Возникают логические затруднения, рождается проблема, которая может быть рассмотрена на уроке истории путем проведения научного эксперимента. В этом случае можно стимулировать процесс развития коммуникативных компетенций, которые включают в себя основные исторические понятия, хронологические рамки, описание событий и их повествование. Историческая реконструкция развивает умение рассуждать и предполагать, анализировать и систематизировать материал, устанавливать межпредметные связи, находить и обосновывать выводы и доказательства.

Несколько слов стоит сказать об использовании на уроках истории текстовой, звуковой графической информации для реконструкции исторического события на уроке. Применение информационно-коммуникационных технологий способствует развитию познавательной активности, индивидуализирует процесс обучения и, в нашем случае, позволяет прибегнуть к компьютерному моделированию исторического события. Данный подход делает обучение увлекательным и познавательным, направлен на развитие коммуникативных компетенций, развивает способности вступать в общение с целью быть п о нятым.

Таким образом, проведение реконструкции исторических событий на уроках истории позволяет школьнику не зависимо от уровня имеющихся исторических знаний понять человека из прошлого, проанализировав его ситуацию и изучив факты, выработать собственное мнение к иной культуре и иному образу мышления, сформировать интерес к истории при этом повысив свой уровень коммуникативной культуры.

Литература:

  1. Передовой опыт — достояние всех. Сборник методических разработок по истории и обществознанию. Вып. 9. — Уфа: ИРО РБ, 2017.
  2. Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е. История в проектах: педагогическое сопровождение. М.: Русское слово, 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): историческая реконструкция, урок истории, историческое событие, событие, высокий уровень, знание, общение, проведение реконструкции, процесс развития, реконструкция.


Похожие статьи

Использование исторической реконструкции как наглядного...

Предметом данного исследования является изучение исторических процессов, их проблематика и специфика.

Историческую реконструкцию недаром называют живой историей.

Например: История России 6 класс. Тема урока: «Культура Руси IX- начала XII века».

В дальнейшем стала прослеживаться ассоциативная связь событий и исторических...

Историческое событие как один из основных механизмов...

В статье автор пытается дать дефиницию понятию «историческое событие».

Даже более — историю можно интерпретировать как событие о чем-то или рассказ [3, с. 47].

В то же время методология истории разрабатывает теорию исторического познания, так.

Историческая реконструкция несет в себе обширную научную информацию, полученную в процессе долгой...

Теоретические основы организации современного урока истории...

 Ключевые слова: современный урок, учебный процесс, методы обучения, критическое

Основная цель преподавания истории в школе это — развитие индивида с багажом знаний о

Чтобы учащийся был заинтересован в изучении истории, урок должен быть интересным

которое набирает популярность набирает — историческая реконструкция, в процессе...

Историческая реконструкция и самодеятельное материальное...

Бызов, В. М. Историческая реконструкция и самодеятельное материальное оснащение школьного историко-туристического клуба / В. М. Бызов, А. А. Онищенко.

Туризм как сфера активного досуга людей – продукт долгого исторического развития человечества.

Исторический источник как маркер исторической реконструкции

Приступая к раскрытию частных вопросов, касающихся исторической реконструкции (ИР), для начала нужно раскрыть ряд терминов, объясняющих, что такое историческая реконструкция в общем, кто может к ней относиться и какую деятельность она ведёт (какие цели преследует).

Формирование исторического мышления на уроках истории

Объектом исследования является процесс формирования исторического мышления, предметом

Мышление — это высший познавательный процесс, который порождает новое знание, оно

Историческое мышление формируется через события, факты и явления. Исторические факты, отражающие единичные события, которые происходили в истории...

Патриотическое воспитание молодежи в системе...

Сейчас же это смотр строя и песни, проверка знаний по военной истории и символике России, правилам дорожного

2) проведение военно-исторических реконструкций. Реконструкция — это воссоздание исторических событий, амуниции и действий

3) проведение бесплатных экскурсий в музеях для школьников, что поможет приучить молодёжь к истории нашей страны

Формирование ключевых компетенций на уроках истории...

– усилено внимание при изучении духовной жизни общества и человека в истории и т. д.

Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные

и в конечном счете, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации

технология развития критического мышления, урок истории, фаза «вызова».

Проблемы работы с документами на уроках истории как средства...

В статье описано значение использования документов на уроках истории.

непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события.

Самостоятельная работа учащихся с источниками знаний является более успешной, если в ее основе

При изучении истории большую роль играет работа с историческими источниками.

Похожие статьи

Использование исторической реконструкции как наглядного...

Предметом данного исследования является изучение исторических процессов, их проблематика и специфика.

Историческую реконструкцию недаром называют живой историей.

Например: История России 6 класс. Тема урока: «Культура Руси IX- начала XII века».

В дальнейшем стала прослеживаться ассоциативная связь событий и исторических...

Историческое событие как один из основных механизмов...

В статье автор пытается дать дефиницию понятию «историческое событие».

Даже более — историю можно интерпретировать как событие о чем-то или рассказ [3, с. 47].

В то же время методология истории разрабатывает теорию исторического познания, так.

Историческая реконструкция несет в себе обширную научную информацию, полученную в процессе долгой...

Теоретические основы организации современного урока истории...

 Ключевые слова: современный урок, учебный процесс, методы обучения, критическое

Основная цель преподавания истории в школе это — развитие индивида с багажом знаний о

Чтобы учащийся был заинтересован в изучении истории, урок должен быть интересным

которое набирает популярность набирает — историческая реконструкция, в процессе...

Историческая реконструкция и самодеятельное материальное...

Бызов, В. М. Историческая реконструкция и самодеятельное материальное оснащение школьного историко-туристического клуба / В. М. Бызов, А. А. Онищенко.

Туризм как сфера активного досуга людей – продукт долгого исторического развития человечества.

Исторический источник как маркер исторической реконструкции

Приступая к раскрытию частных вопросов, касающихся исторической реконструкции (ИР), для начала нужно раскрыть ряд терминов, объясняющих, что такое историческая реконструкция в общем, кто может к ней относиться и какую деятельность она ведёт (какие цели преследует).

Формирование исторического мышления на уроках истории

Объектом исследования является процесс формирования исторического мышления, предметом

Мышление — это высший познавательный процесс, который порождает новое знание, оно

Историческое мышление формируется через события, факты и явления. Исторические факты, отражающие единичные события, которые происходили в истории...

Патриотическое воспитание молодежи в системе...

Сейчас же это смотр строя и песни, проверка знаний по военной истории и символике России, правилам дорожного

2) проведение военно-исторических реконструкций. Реконструкция — это воссоздание исторических событий, амуниции и действий

3) проведение бесплатных экскурсий в музеях для школьников, что поможет приучить молодёжь к истории нашей страны

Формирование ключевых компетенций на уроках истории...

– усилено внимание при изучении духовной жизни общества и человека в истории и т. д.

Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные

и в конечном счете, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации

технология развития критического мышления, урок истории, фаза «вызова».

Проблемы работы с документами на уроках истории как средства...

В статье описано значение использования документов на уроках истории.

непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события.

Самостоятельная работа учащихся с источниками знаний является более успешной, если в ее основе

При изучении истории большую роль играет работа с историческими источниками.

Задать вопрос