Авторы: Бызов Владимир Михайлович, Онищенко Александр Анатольевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Бызов В. М., Онищенко А. А. Историческая реконструкция и самодеятельное материальное оснащение школьного историко-туристического клуба // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 27-30.



Annotation. The article is of methodological nature devoted to the organization and logistics of school clubs tourism, local history and historical reenactment.

Keywords:patriotic education, local history work, tourism, children's tourism club, travel gear and accessories, historical reconstruction, panaga, pester.

Туризм как сфера активного досуга людей – продукт долгого исторического развития человечества. Его становление и развитие тесно связаны с историей общества: чем более высок уровень развития общества, тем более развиты виды и формы практикуемого им туризма. В настоящее время в мире существует целая индустрия туризма с громадным разнообразием форм реализации культурных потребностей человека: эстетических, оздоровительных, познавательных и многих других.

Туризмом в различных его воплощениях очень интересуется молодежь, в том числе и школьники, поэтому они с удовольствием участвуют в работе школьных туристических клубов. Количество таких клубов и объединений с каждым годом неуклонно растёт, но существует ряд серьёзных проблем, существенно ограничивающих или осложняющих развитие туристического движения в образовательных учреждениях.

Во-первых, большинство видов туризма, по нашим опросам [1, С. 8-15] особо привлекательных для школьников среднего и старшего звена, относятся к видам деятельности повышенной опасности – это экстремальный спортивный, военный и историко-краеведческий туризм, мото- и велотуризм, альпинизм и спелеология, водный туризм, дайвинг и ряд других реже отмечаемых видов. В связи с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей развитие таких экстремальных видов спорта (туризма) в школе жёстко регламентировано и крайне ограничено юридически.

Во-вторых, очевидно, что в отличие от детских самодеятельных любительских объединений вне школы деятельность школьного турклуба обязательно должна быть подчинена общим целям воспитательной работы школы и максимально соответствовать задачам и содержанию её воспитательной концепции (модели обучающегося и / или выпускника [2, 3]). То есть, векторы развития туристического движения в школе должны диктоваться не только модой и актуальными интересами потенциальных юных туристов, но и общей педагогической целесообразностью их деятельности в перспективе. А содержание деятельности школьного туристического клуба должно быть максимально комплексным и мультизадачным.

В-третьих, содержание любого школьного турклуба сегодня очень затратно – и для бюджета школы, и для бюджета семей юных туристов: как правило, для успешной деятельности турклуба требуются сложный дорогостоящий инвентарь [4], специальные сооружения и помещения, фонды и депозиты для организации походов и экспедиций и т. п.

В-четвёртых, большинство приемлемых для школы видов туризма требуют довольно высокой педагогической, спортивной и хозяйственной квалификации лиц, организующих клубную деятельность юных туристов [5]. Привлекать высококлассных специалистов на временную и низко оплачиваемую работу почти нереально. К тому же ввиду специфики своей деятельности детское туристическое объединение не может быть ограничено обычными школьными рамками: требуются активные контакты вне школы, обязательное участие школьного клуба или кружка юных туристов в работе муниципальных и региональных объединений и т. п. [6, 7].

Но эти объективные проблемы развития школьного туристического движения и регулярно возникающие в связи с ними сложные и острые ситуации вполне купируются очевидными воспитательными (социальными) и оздоровительными эффектами от школьного туризма.

Вообще, в российской школе постоянно должно быть фактически «два туризма». Один – как фоновый вид воспитательной работы в классах – минимальный по объему затрат «классный туризм»; другой – как вид основной деятельности для увлеченных любителей путешествий и юных краеведов – «клубный туризм» в рамках кружков и объединений по интересам. Эти виды «школьного» туризма существенно разнятся по ряду важных параметров: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм [5], но гармонично дополняют друг друга. «Классный туризм» является очевидным питательным субстратом «клубного», успехи туристического клуба стимулируют интерес к занятиям туризмом среди детей, не охваченных работой школьного кружка или клуба, а также их родителей.

Важной фоновой деятельностью по развитию туризма в школе может стать включение заданий туристической тематики в содержание учебной деятельности (например, анализ и проектирование туристических и краеведческих маршрутов, экскурсионных и экспедиционных программ на уроках географии и биологии), а также самодеятельное изготовление туристического инвентаря на уроках технологии.

Особый интерес в этом плане представляет такой сравнительно новый и популярный вид туризма как историческая реконструкция. Реконструкторы изучают образцы материальной культуры прошлого, восстанавливают типичные для какой-либо эпохи предметы быта, орудия труда и т. п., и используют реконструированные предметы (одежду, утварь, инструменты) в исторических реконструкциях деятельности. Подобные эксперименты позволяют лучше понять причины и следствия некоторых исторических событий, а также интерактивно проиллюстрировать важный историко-краеведческий материал.

Прекрасными объектами исторической туристической реконструкции в Зауралье и Сибири могут быть быт коренного населения этих мест и походы русских землепроходцев XIV-XVIII вв. Такая туристическая деятельность имеет выраженный оздоровительный и воспитательный эффект уже на уровне целеполагания, а содержательно предоставляет богатейший материал для изучения географии и истории родного края. Кроме того, включение в туристическую деятельность школьников элементов исторической реконструкции, безусловно, способно заинтересовать и увлечь учащихся своей необычностью и экстремальностью, обеспечивая тем самым большую массовость туристических мероприятий.

Проектирование и изготовление типичных предметов быта сибиряков и средневекового снаряжения русских землепроходцев по этим краям вполне доступно учащимся на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы и в рамках межпредметной проектной деятельности.

В рамках выпускной квалификационной работы [1] мы представили некоторые примерные проекты средневекового туристического инвентаря и оборудования, пригодного для реконструкционного проектирования и изготовления на уроках технологии в 5-8 классах общеобразовательной школы и в школьном туристическом клубе. Объектами нашего интереса стали популярные традиционные походные приспособления сибирских охотников и землепроходцев – поняги, крошни и пестери.

Поняга – это древнее походное приспособление, заменявшее охотнику или путешественнику рюкзак, и имеющее жесткую деревянную раму. Основой поняги, как правило, является широкая плоская доска длиной до 60 см и шириной 20-30 см с двумя лямками, надевавшимися на плечи. Несколько тонких крепёжных ремешков крепятся к отверстиям в доске специальными деревянными «кляпушками» и служат для привязывания неудобного в переноске груза – мешка с вещами, топора, капканов, добытых животных и т. п. Один из верхних углов поняги обычно имел специальный выступ, не дающий ремню ружья (или саадака) соскальзывать с плеча охотника. Поняга в походе удобна тем, что укреплённые на ней предметы не давят на спину путешественника и не пачкают его одежду. С другой стороны, простота и универсальность её конструкции позволяют легко перепроектировать понягу для переноски конкретных «особых» грузов конкретным путешественником, а также быстро изготовить или переналадить её.

Крошня – ещё один исторический предшественник современного рамного рюкзака, распространённый некогда в северной России. Обычно представляла собой сборную решётчатую деревянную заплечную раму с лямками, к которой привязывался неудобный и тяжёлый груз.

Пестерь – лёгкий открытый или закрытый заплечный короб средневекового северорусского путешественника (грибника, охотника), сплетаемый обычно из бересты или лыка. Работа над пестерем может познакомить учащихся с новыми для них древесными материалами и традиционными технологиями их обработки, использовавшимися русскими мастерами.

Нами был отобран необходимый для организации подобного реконструкционного проекта историко-краеведческий материал [1, С. 34-37]; приведены рекомендации по выбору размеров и конструкций самодельных приспособлений (на основе действующих требований к детским туристическим рюкзакам и прочему инвентарю), произведён анализ достоинств и недостатков современных материалов для изготовления крошней, поняг и пестерей, описана технология их изготовления из традиционных и современных материалов.

Литература:

  1. Онищенко, А.А. Самодеятельное материальное оснащение школьного туристического клуба: вып. квалиф. раб. по спец. 050502 «Технология и предпринимательство» / А.А. Онищенко; науч. рук. В.М. Бызов. – Ишим: ИПИ им. П.П. Ершова, 2015. – 58 с.
  2. Гусев, В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования : моногр. / В.В. Гусев. – Орел, 1997. – 28 с.
  3. Модель подготовки учителя технологии и её роль в формировании естественнонаучных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О.В. Сидоров, Л.В. Козуб, В.М. Бызов, Н.Н. Козинец // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 4. – С. 50-54.
  4. Карпова, Г.А. Экономика современного туризма / Г.А. Карпова, М.Г. Воронцова. – М.: Герда, 2008. – 362 с.
  5. Ильина, Н.И. Организация туристской работы / Н.И. Ильина – Казань: Шк., 2000. – 56 с.
  6. Дрогов, И.А.О месте самодеятельного (спортивно-массового туризма в системе воспитания и оздоровления человека) // Научные проблемы туризма и отдыха: бюл. науч.-технич. информ. – М., 1990. – № 8. – С. 58-64.
  7. Истомин, П.И.Организация массового самодеятельного туризма: учеб. пособие / П.И. Истомин, В.И. Симаков. – М.:ЦРИБ «Турист», 1986. – 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьного туристического, юных туристов, школьного туристического клуба, туристического движения, материальное оснащение школьного, видов туризма, туристического инвентаря, деятельности школьного туристического, школьного турклуба, школьного туристического движения, школьного туризма, уроках технологии, классах общеобразовательной школы, оснащение школьного туристического, школы видов туризма, целая индустрия туризма, большинство видов туризма, популярный вид туризма, виды «школьного» туризма, глубине изучения туризма.

Ключевые слова

туризм, патриотическое воспитание, историко-краеведческая работа, детский туристический клуб, туристический инвентарь, историческая реконструкция, поняга, пестерь

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос