Теоретические основы организации современного урока истории в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 23.06.2021

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Мунич, М. М. Теоретические основы организации современного урока истории в школе / М. М. Мунич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 395-399. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82764/ (дата обращения: 19.01.2022).



Ключевые слова: современный урок, учебный процесс, методы обучения, критическое мышление.

Keywords: modern lesson, educational process, teaching methods, critical thinking.

С каждым годом все чаще учителя постепенно отходят от проведения урока в традиционном стиле в пользу современного. Так почему же важно в нынешних условиях проводить его именно в современном направлении, отходя от канонов, которые нарабатывались, изучались и преподносились широкой аудитории? В связи с бурным переустройством мира в целом и развитии педагогики в частности, на «арене преподавания» истории лидирующие позиции занимает современные урок и различные варианты его проведения. В связи с тем, что мы живем в эпоху научно-технической революции и тем, что развитие информационного общества идет семимильными шагами, поставило под вопрос ту форму проведения урока и тот результат, который достигался после обучения человека в русле «начитываемой» модели обучения учеников традиционного, авторитарного образования. В связи с требованиями современности, которые подразумевают господство практической направленности обучения, набирает популярность урок современного типа. Дополнительным стимулом модернизации образования стали международные исследования качества образования PISA. Среди различных компетентностей, главными становятся группа, которая называется — «4К», включающая в себя: критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация; которые по праву, считаются главными, для самореализации молодого человека в новом стихийном и бурном мире [1].

Среди плюсов бурного развития информационного сообщества есть и минусы. Главным недостатком является то, что каждый учащийся, найдя первую попавшуюся информацию, воспринимает ее, к сожалению, как достоверную и самую надежную. И в связи с этим, главным результатом проведения современного урока является развитие у ученика критического мышления, формирование умения верифицировать источники, которыми они пользуется на уроке. Современного ученика важно научить отличать научный текст от ненаучного, написанный человеком, который хоть как-то знаком с данной проблемой, о которой он пишет. Современный урок направлен на принцип научности, критики и рефлексии в обучении [2].

Перейдем к тому, как выглядит современный урок, который отвечает требованиям ФГОС. Современный урок:

— проводится с использованием техники (компьютер, интерактивная доска, проектор, и прочие средства ИКТ);

— организуется в комфортной для ученика форме;

— реализует индивидуальное обучение;

— включает в себя различные виды деятельности учащихся (поиск и обработка информации, анализ, создание персонального продукта, обобщение, исследование);

— взращивает ученика мыслящего;

— на котором ученик познает и претворяет свои мысли в действия;

— который вовлекает ученика в учебный процесс совместно с другими участниками учебного процесса;

— содержащий в себе предметный, метапредметный и личностый результаты (hard and soft skills, а также развитие личностных качеств человека) [3].

Урок — это самая главная часть педагогического процесса и поэтому он должен планироваться заранее, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Выстраивать урок нужно с тем расчетом, что главный субъект в нем — учащийся. Цель этого проектирования в том, чтобы спланировать ход урока так, чтобы его содержание, цели, задачи и форма организации учебного процесса, были понятны всем учащимся. Конечно, при планировании урока, педагоги исходят из основных требований к результатам освоения образовательной программы [4, с.7,16]. Под результатами стоит понимать не только предметные знания, но и умение применить эти полученные знания на практике. Основная цель преподавания истории в школе это — развитие индивида с багажом знаний о прошлых событиях и персонажах, принимавших в них участие, их анализ и интерпретация этих самых знаний для ориентирования в бурно развивающемся мире.

Чтобы учащийся был заинтересован в изучении истории, урок должен быть интересным, художественным, интерактивным, познавательным, не линейным, пробуждающий мотивацию к изучению предмета. Ученик должен испытывать на нем различные эмоции и уметь рефлексировать.

Для этого существуют методические принципы современного урока:

— субъективизация (ученик является равноправным участником образовательного процесса вместе с учителем);

— метапредменость (формирование и развитие универсальных способностей учащихся (soft skills));

— деятельность — ученик выступает в качестве исследователя, находящего и анализирующего события прошлых эпох, при корректировке педагога (комментирование чтение документа, исследование документа, подготовка сообщений, докладов на основе разных документов и источников и т. д.) [5];

— коммуникативность — взаимодействие в различных группах в классе и вне его (одно из направлений, которое набирает популярность набирает — историческая реконструкция, в процессе которой у школьников формируется их мировоззрение, этнокультурное самосознание и чувство сопричастности к событиям истории);

— рефлексивность — присутствие анализа в своей деятельности, выявление и воссоздание схем, корректировка и усложнение мыслительных процессов, а также возможность обратной связи с учителем [6].

Следует отметить, что современный урок имеет отличные от предыдущих этапов развития методической науки названия и структуру. Выделяются урок изучения нового материала; урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок контроля (коррекции) знаний, умений и навыков.

В связи с тем, что во втором поколении ФГОС появляются требования к личностным результатам, то и структура урока дополняется новыми элементами и этапами, связанные с достижением личностного результата:

— мотивирование учеников к учебной деятельности, происходит через включение учеников в поисковую и исследовательскую деятельность;

— учитель должен создавать условия и атмосферу для возникновения внутренней потребности в изучении материала урока у учеников;

— цель урока формируется учениками по мере их знания и курируется учителем;

— появляется новый этап урока, на котором ученики создают проблему и планируют свои действия по ее решению;

— учащиеся самостоятельно выполняют задания и осуществляют самопроверку, основанную на доверии учителя и ученика;

— домашнюю работу, ученики выбирают самостоятельно из тех вариантов, которые предложит учитель, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей;

— учитель включает учеников в парную, групповую или индивидуальную работу на уроке;

— учащиеся при помощи учителя, учатся самостоятельно находить нужную информацию из различных источников, верифицировать и перерабатывать содержание различных источников в конспекты, схемы, таблицы, тезисы, планы и др.;

— для закрепления материала учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составляет кластеры, интеллект-карты, комментирует иллюстрации (это позволяет усилить активную мыслительную деятельность у учащихся);

— учитель предлагает задания, которые содержат в себе не только предметные, но и метапредметные, а также личностные результаты.

Для достижения активизации мышления и заинтересованности педагог применяет активные и интерактивные методы обучения [7].

Активный метод обучения заключается в том, что ученик направляет свою энергию на развитие самостоятельного мышления, развитие идей и способности решать и создавать сложные и интересные задачи. Учащиеся здесь выступают в качестве активных участников, наравне с учителем. Примерами активных методов обучения могут быть кейс-технологии, проблемные лекции, различные виды игр, баскет-метод. Признаками успешного применения активного метода по отношению к учащимся можно проследить в их, повышенной мотивации к обучению, минимуме отвлечения от учебного процесса, проявлении самостоятельности и активизации мышления.

Интерактивный метод обучения заключается в том, что ученик взаимодействует не только с учителем, но и со своими товарищами по классу в виде активной беседы, диалога и прочих приемов, которые выдвигают учащегося на передний план процесса обучения, конечно под руководством и корректировкой педагога. Интерактивный метод обучения призван научить формировать ребенка собственное мнение по отношению к любым вопросам, взаимодействовать в коллективе и осуществлять самостоятельный поиск и анализу информации. Примерами интерактивного метода являются мозговой штурм, кластеры, дискуссия, дебаты, игры (играют ключевую роль, на наш взгляд, особенно для средней школы, ведь они максимально активизируют интерес к предмету и мотивируют к его изучению и что наиболее приятно для педагога историка, что он выступает самым главным связующим в педагогической среде для развития межпредметных умений среди школьников).

Интерактивные методы обучения призваны решить главную задачу, а именно — научить ребенка учиться. Все, что делается педагогами для учеников на современном уроке, все это призвано развить и сформировать универсальные учебные действия (далее — УУД) . Развитию УУД способствует применение различных педагогических технологий, таких как критическое мышление, проектная деятельность, дискуссионные и другие возможные технологии. Для успешного формирования УУД у школьников, необходимо их мотивировать и сформировать первичный опыт выполнения любого действия, сформировать понимание и умение как можно использовать УУД в практике и умение организовать самоконтроль [8, с.26–27].

Прежде чем начать разработку урока, стоит сказать, что современный урок должен обладать конкретной целью, которую можно было бы измерить.

Кроме того, структура современного урока, как правило, требует разработки с помощью технологической карты, которая позволяет максимально эффективно организовать, ход учебного процесса, определить УУД и реализовать результаты.

На сегодняшний день в методологии существуют разные взгляды на то, какие типы уроков существуют и их классификация, но мы остановимся на той, что предложена Н. Н. Лазуковой и В. В. Барабановым. Они выделяют типы уроков, направленные на дидактические цели и способы организации познавательной деятельности, а также модули, на основе которых построен современный урок. [9, с.148–158].

Н. Н. Лазукова и ее коллеги классифицируют уроки по дидактическим целям:

— вводный урок (создает мотивацию и ориентирует в основах изучения нового материала, предполагает формулирование учениками проблем, целей и задач совместно с учителем);

— урок изучения нового материала (применяется для изучения и освоения нового исторического материала и развивает познавательную деятельность, а также на этом уроке нет проверки домашнего задания, но присутствует некая работа для закрепления изученного материала);

— комбинированный (сочетает в себе все модули урока в определенной последовательности и позволяет лучше осваивать новый материал в связи со сменой деятельности);

— закрепления (сочетает в себе повторение изученного материала, обеспечивает прочное закрепление этих знаний и разработку освоенных умений);

— повторительно-обобщающий (применяется для закрепления и систематизации полученных знаний, его обобщения и классификации, развивает понимание целостности исторического развития и его преемственности, а также позволяет учителю диагностировать общие результаты, умения и ценностные ориентиры учеников);

— контрольный (способствует закреплению изученного материала, позволяет оценить уровень усвоенного материала и уточнить данные по диагностированию результатов и корректировать их в случае необходимости).

По способам организации познавательной деятельности:

— урок-драматизация (на котором ученики усваивают изучаемый материал на основе воссоздания или реконструкции исторического события или личностей; стимулирует интерес к изучаемому материалу, конкретизирует исторические знания, развивают историческое и критическое мышление, способствует развитию этических и нравственных основ);

— урок-игра (предполагает создание ситуации для изучения материала путем побуждения школьников к учебным действиям, где они выступают в качестве исследователя и лидера в процессе обучения; направлен для развития самостоятельности учащихся, способствует расширению и закреплению пройденного материала, а также решению воспитательных целей и задач в совокупности развития коммуникативной составляющей личности);

— экскурсия (предполагает изучение нового материала посредством изучения и восприятия памятных мест, исторических событий и прочих памятников культуры; развивает способность к самостоятельному изучению материала и умению его интерпретировать в жизни);

— лекция (классический урок в старших классах, в котором ученики конспектируют основные моменты себе в тетрадь из рассказа учителя; различаются вводная, текущая и заключительная лекции; должна развивать умение учеников записывать своими формулировками слова учителя);

— лабораторный урок (предполагает изучение темы путем самостоятельной работы учащихся с историческими текстами, статистическими и наглядными материалами; развивает навыки анализа, критики и оценки исторических источников, а также поиск информации, ее изучение и верификацию, систематизацию, обобщение и фиксацию);

— семинар (предполагает изучение содержания определенной темы путем предварительного изучения проблемы с использованием дополнительных источников информации и ее интерпретацией; способствует развитию самостоятельной деятельности в поиске источников информации, ее отборе, систематизации, конспектирования и интерпретирования);

— конференция (предполагает изучения темы путем прослушивания ученических докладов и их дальнейшего коллективного обсуждения; развивает у учащихся интерес к научным исследованиям);

— дискуссия (предполагает изучение материала путем обсуждения и поиска проблем учениками в диалоге, беседе, полемике и прочих приемов общения; развивает позицию собственного мнения как индивида, который находится в социуме).

Различают модуль мотивационный; организационный; освоения нового содержания; закрепления, контроля и коррекции результатов обучения:

— мотивационный модуль предполагает повышение мотивации учащихся к изучаемой теме при помощи различных педагогических приемов, направленных на стимулирование интереса исторического содержания курса, так и на освоение способов самостоятельных учебных действий (если занятие уже вызывает интерес к изучению у школьников, то мотивационный модуль может отсутствовать);

— организационный модуль играет роль создания рабочей обстановки на уроке и ее поддержание (направлен на определение целей и задач учащимися; поддержание внимания учеников к процессу обучения; организацию самостоятельной работы учеников; развитие коммуникативных способностей работы у учеников (коллектив, группа); развитие умения составления своего учебного труда);

— модуль освоения нового содержания направлен на формирование знаний, умений и нравственное воспитание учеников (в зависимости от ситуаций возникающий на уроке один из аспектов может преобладать над другими);

— модуль закрепления направлен на обеспечение хорошего усвоения основного пройденного материала; проверяет знания и умения, полученные учениками в ходе образовательного процесса, а также их нравственные и ценностные ориентиры их полноту и правильность усвоения;

— модуль контроля осуществляет диагностику и оценку результатов обучения (в диагностику не входят отметки учеников, а лишь корректировка хода образовательного процесса обучения в случае необходимости для лучшего усвоения в дальнейшем материала урока учениками) и приемы оценивания школьников при помощи различных методов опроса (устный опрос, контрольная и т. д.);

— коррекционный модель формирует умение оценочного суждения у учеников и проводит взаимоконтроль ученика и учителя.

Важным критерием урока, каким бы он ни был, является его результативность. Современный урок должен сочетать учебную и творческую деятельность настолько эффективно и гармонично, насколько это возможно, а также быть интерактивным. Несмотря на все это урок остается уроком и требует соблюдения основ дидактики: непрерывности и целостности, соответствовать содержанию и формам учебного процесса, должен быть научным, познавательным, культурно-развивающим и соблюдать принципы гуманности.

В последнее время распространено дистанционное обучение и это в свою очередь выставило на передний план ИКТ, как важный инструмент преподавания истории. Применение ИКТ влияет на течение образовательного процесса. Средства ИКТ усиливают мотивацию, наглядность, повышают интерес и расширяют познавательные потребности обучающихся, обеспечивают индивидуализацию обучения, повышают интерактивность обучения, дают возможность искать самому ученику различные источники информации, а также повышают оперативность контроля результатов обучения. Особенно популярны в последнее время — видеоматериалы и презентации. Среди их достоинств можно выделить оперативность и маневренность, наличие стоп-кадра для рассказа сюжета, возможность применения в урочное и внеурочное время, вызывает интерес и мотивацию к изучению и пониманию данной проблемы, а также создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории. Но также есть и определенные требования к видеоматериалам и презентациям, в частности, их познавательная значимость, фактологическая достоверность, обладание неким эмоциональным воздействием и эстетическим уровнем, связывать и сопоставлять художественные образы с реальной жизнью учеников, а также решать поставленные образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения [10, с.21].

Современный урок требует наличие ИКТ в любом уместном формате и количестве, но в связи с этим страдают интерактивные методы преподавания истории. Некоторым ученикам, возможно, комфортнее провести урок дома, нежели за школьной партой, но в таком случае нет той самой социальной связи, которая так нужна для развития школьника в современном мире.

Литература:

  1. Хлытина О. М. Исторические версии и оценки: варианты изучения в современной российской школе. Портал «pish.ru» (http://pish.ru/blog/archives/6641) Просмотрено: 09.05.2021;
  2. Международный педагогический портал «solncesvet.ru». [Электронный ресурс] URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/sovremennyy-urok-v-usloviyah-realizac/ (дата обращения 21.05.2021);
  3. Портал «Фоксворд» [Электронный ресурс]. URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/hard-soft-skills (дата обращения 21.05.2021);
  4. Проектирование современного урока в соответствии с ФГОС ООО: методическое пособие / авт. — сост. С. В. Фаттахова. — Казань: ИРО РТ, 2015. 90 с.;
  5. Короткова М. В. Методические подходы к использованию документов в теории и практике обучения истории. Портал «pish.ru» (http://pish.ru/blog/archives/6676) Просмотрено: 09.05.2021;
  6. Курапина Е. В. Историческая реконструкция как социально-культурный феномен // ПИШ. 2020. № 2. 80 с.;
  7. Шутова Г. Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Портал «pedsovet.su» (https://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya). Просмотрено 12.05.2021;
  8. Тахтамышева Г. Ч. Современный урок / Г. Ч. Тахтамышева; науч. ред. Д. М. Шакирова. — Казань, 2019. № 2. 79 с.;
  9. Методика обучения истории: учебник / под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. 428 с.
  10. Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов / М. Т. Студеникин. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 79 с.
Основные термины (генерируются автоматически): современный урок, ученик, учебный процесс, критическое мышление, урок, учитель, интерактивный метод обучения, умение, учащийся, образовательный процесс.


Задать вопрос