Проблемы работы с документами на уроках истории как средства повышения качества знаний учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 07.04.2014

Статья просмотрена: 3119 раз

Библиографическое описание:

Кадралиева, М. А. Проблемы работы с документами на уроках истории как средства повышения качества знаний учащихся / М. А. Кадралиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 511-513. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10109/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье описано значение использования документов на уроках истории. Организация работы по формированию исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связана с изучением письменных источников. Документы оживляют рассказ учителя, формируют представление о том или ином событии, отражают дух далекой эпохи, делают более убедительными выводы.

Ключевые слова:документы, источники.

Изучение различных исторических источников, документов — одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической работы с источниками. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно, делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.

Общеизвестно, что исторические источники — это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого.

Самостоятельная работа учащихся с источниками знаний является более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения [1,c.12].

Организация работы по формированию исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связана с изучением письменных источников. Документы оживляют рассказ учителя, формируют представление о том или ином событии, отражают дух далекой эпохи, делают более убедительными выводы. Работа с источниками — это самостоятельный поиск нового знания, сопровождающийся активизацией мыслительных процессов и воображения (при соответствующей организации учебной деятельности). Каждый параграф учебника и поурочная разработка в пособии дополнены текстами письменных источников, которые можно использовать на разных этапах урока. Учитель обращается к комментированию документа, привлекая к этому и шестиклассников. Вместе с тем целесообразно предлагать учащимся самостоятельную работу с документами, предварительно сообщив им перечень вопросов или заданий. Набор документов учитель, исходя из возможностей класса, отдельных учащихся, может определить самостоятельно. Изложение нового материала можно полностью спланировать на документальном материале, использовании карт и иллюстраций, не обращаясь к тексту учебника. Можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучить параграф (исходя из имеющегося документального материала у учителя) не по учебнику, а с помощью других источников информации: карт и документов. Ребята смогут оказаться в роли ученого-историка, кропотливо восстанавливающего прошлое по отдельным фрагментам. Работа с фрагментами из монографий, мемуарной, научной, научно-популярной и художественной литературы требует разнообразия приемов: сопоставительный анализ, определение общих и особенных черт событий, явлений, поступков, суждений.

При изучении истории большую роль играет работа с историческими источниками. Источники значительно расширяют круг социальной информации, служат основной для развития познавательной активности учащихся. Но практика показала, что на уроках чаще всего используются письменные источники, реже визуальные и вещественные.

Работа с вещественными источниками отражает деятельный подход и позволяет реализовать потребность в физическом движении (потрогать руками), усиливает познавательный интерес, помогает оптимизировать работу с историческими понятиями.

Как показывает опыт, на уроках истории используются фрагменты глиняной керамики, монеты, денежные облигации, ордена, медали и так далее. Хотя эти предметы не схожи между собой, схема работы одинакова почти во всех случаях. Сначала изучается физические характеристики предмета: форма, размеры, вес, цвет материал, из которого он изготовлен. Все это позволяет судить о технологии и времени изготовления предмета. Затем учащиеся формируют вопросы и предложения относительно назначения предмета и его практической ценности. Ведь очень важно понять, в чем состояла полезность вещи для современников и в чем ее ценность для нас.

Например, старая монета была полезна нашим предкам, потому что она имела определенную покупательную способность. Для нас она важна тем, что позволяет судить о жизни людей в прошлом [3,c.25].

Таким образом, работа с вещественными источниками позволяет учащимся судить о занятиях, об особенностях быта, о традициях наших предков помогает понять как они мысли, что считали для себя самым важным. На уроках истории для создания зрительного образа часто используются визуальные источники (картины, рисунки, плакаты, фотографии). В учебной деятельности визуальные источники выступают носителями новых исторических знаний. Кроме того, они выполняют функции иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения.

Работа с визуальными источниками имеет свои особенности.

При изучении данных источников можно выделить такие этапы, как идентификация, понимание, интерпретация, оценка.

На первом этапе идентификации учащиеся определяют:

1.                  Что это за источник?

2.                  Кто его автор?

3.                  Когда, где и в связи, с чем был создан источник?

4.                  Какую цель ставил перед собой автор источника при его составлении?

Второй этап — понимание источника, подразумевает установление взаимосвязи между происходившими историческими событиями и степенью отражения их источником.

Учащимся важно понять:

1.                  Какие важные исторические факты получили отражение в источнике?

2.                  Был ли автор свидетелем происходивших событий?

3.                  Каково отношение автора к изображенным событиям?

4.                  Третий этап интерпретации источника, предполагает осознание целевых установок автора.

Здесь необходимо выяснить:

1. Какую цель ставил автор, создавая изображение?

2. Какие приемы использовал автор, чтобы достичь своей цели? Насколько ему это удалось?

На четвертом этапе оценки источника учащимся надо определить:

1.                  В чем ценность и ограниченность источника? (То есть, на какие исторические вопросы помогает ответить источник, на какие нет).

2.                  Какова степень достоверности источника?

Таким образом, использование на уроках истории вещественных и визуальных источников активизирует познавательную деятельность учащихся, учит их мыслить, рассуждать, извлекать информацию, обогащает представления учащихся о событиях прошлого.

Желаемый уровень для выпускника основной школы (9-й класс) предусматривает творческий характер работы с документами:

-        Уметь отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.

-        Уметь сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками.

-        Уметь сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.

-        Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.

-        Уметь извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать ее.

-        Уметь свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.

Добиться сформированности перечисленных навыков можно лишь с помощью кропотливой и систематической работы, начиная с элементарного анализа, постепенно расширяя и усложняя его. Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Целесообразно выделить три уровня в работе: воспроизводящий, преобразующий и творчески-поисковый [2,c.57].

Так, на воспроизводящем уровне я предлагаю учащимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известному ученикам типу и т. д.

На преобразующем уровне задания включают в себя рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.

На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, написание рецензии, эссе и прочее.

В современной методике преподавания предмета существует немало приёмов анализа письменных источников. В своей работе я стараюсь придерживаться схемы анализа исторических документов, которая может варьироваться в зависимости от поставленных задач, возраста учащихся.

Схема достаточно объемна по своему содержанию, поэтому использовать её фрагменты можно в разных классах при работе с различными документами. Кроме этого, мной была разработана памятка для анализа письменного документа. В ней в доступной форме говорится, как нужно работать с источником. Очень удобно располагать её в кабинете истории — ученики всегда могут ей воспользоваться.

Итак, современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Как и большинство учителей-историков, я за годы работы сумела создать свой собственный «архив», который представляет собой документально-методический комплекс, содержащий различный набор исторических документов, объединенных тематически. Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Значительную часть документов можно отыскать в сети Интернет, хрестоматиях, архивах.

Литература:

1.                  Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М.: Просвещение, 2007 г.

2.                  Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: Владос, 2006 г.

3.                  Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории. ПИШ № 8, 2005 г.

4.                  Стапанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2007 г.

5.                  Степанищев А. Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. М.: Дрофа, 1999 г.

Основные термины (генерируются автоматически): источник, документ, работа, урок истории, учащийся, далекая эпоха, исследовательская деятельность учащихся, исторический документ, теоретический материал, учебная деятельность.


Похожие статьи

Понимание исторического источника учащимися как...

Ключевые слова:методика обучения истории, исторический источник, понимание, смысл. Организация работы учащихся с историческими источниками является одним из краеугольных камней в современном школьном историческом образовании.

Исследовательская деятельность учащихся | Статья в журнале...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний, поиску закономерностей.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка, урок истории, познавательная деятельность, ведущая деятельность.

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников...

исследовательская деятельность, гносеологическая грамотность, исследовательская культура старшеклассников, научное общество учащихся, документ, исследовательская культура, Сталинградская битва...

Критерии – важная составляющая технологии формирующего...

Уметь работать с историческими документами.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.

Технология эффективной организации...

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность учащихся, исследовательская работа учащихся по истории, универсальные учебные действия учащихся.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.

Проектная деятельность на уроках истории | Статья в сборнике...

Организация обучения на уроках истории по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в «субъектов» деятельности.

Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения [Текст]...

Формирование исторического мышления на уроках истории

Исторические явления, отражающие черты, характерны для определенного исторического периода, эпохи.

Основные термины (генерируются автоматически): историческое мышление, факт, представление, знание, учитель, учащийся, урок истории, событие, образ, факт...

Похожие статьи

Понимание исторического источника учащимися как...

Ключевые слова:методика обучения истории, исторический источник, понимание, смысл. Организация работы учащихся с историческими источниками является одним из краеугольных камней в современном школьном историческом образовании.

Исследовательская деятельность учащихся | Статья в журнале...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний, поиску закономерностей.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка, урок истории, познавательная деятельность, ведущая деятельность.

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников...

исследовательская деятельность, гносеологическая грамотность, исследовательская культура старшеклассников, научное общество учащихся, документ, исследовательская культура, Сталинградская битва...

Критерии – важная составляющая технологии формирующего...

Уметь работать с историческими документами.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.

Технология эффективной организации...

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность учащихся, исследовательская работа учащихся по истории, универсальные учебные действия учащихся.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.

Проектная деятельность на уроках истории | Статья в сборнике...

Организация обучения на уроках истории по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в «субъектов» деятельности.

Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения [Текст]...

Формирование исторического мышления на уроках истории

Исторические явления, отражающие черты, характерны для определенного исторического периода, эпохи.

Основные термины (генерируются автоматически): историческое мышление, факт, представление, знание, учитель, учащийся, урок истории, событие, образ, факт...

Задать вопрос