В настоящей статье рассматривается автомобильный сборный сервис доставки грузов из КНР как способ доставки малопартийных грузов. В статье приведены преимущества данного сервиса, его перспективы и особенности.
Ключевые слова: грузовые перевозки из КНР, сборный сервис, автомобильные перевозки, импорт, грузоперевозки, внешнеэкономическая деятельность.
В современных условиях Китайская Народная Республика является стратегически важным и необходимым партнером для Российской Федерации. За 2022 год перевозки из КНР значительно увеличились. КНР для России — один из крупнейших торговых партнеров, чему дополнительно способствует географическая близость стран. Объем грузоперевозок между ними постоянно растет. Номенклатура перевозимых грузов отличается своим разнообразием. Одни из самых популярных грузов на импорт из КНР: бытовая техника, мобильные устройства и аксессуары, сложное оборудование, товары для дома, фармацевтика, одежда и др. При таком большом спектре перевозимых грузов требуются надежные и проверенные способы транспортировки грузов.
Схемы доставки грузов также достаточно разнообразны. При перевозках из КНР используются все виды транспорта: воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный. Перечисленные виды транспорта возможно интегрировать между собой, образовывая различные схемы доставки грузов. Каждая возможная схема дает собственный эффект, который дает приоритет перед другими схемами. Например, это может быть скорость, стоимость, сохранность, маневренность и т. д. В данной статье будут рассмотрены автомобильные сборные перевозки из КНР в Россию.
Важно отметить, что не каждый груз можно отправить всеми видами транспорта. С этим связана потребность в небольших отправках грузоотправителе й в Россию. Данную потребность может удовлетворить автомобильный сборный сервис. Схема сборного сервиса проста — логистические компании, объединяя небольшие партии грузов в одном из близлежащих к границе России городов, консолидируют целую машину и далее отправляют на границу в пункт назначения. Рассмотрим схему более подробно.
Первый этап — город, в котором будет находиться склад консолидации. Грузоотправители в КНР располагаются на достаточно обширной территории. Следовательно, выгоднее свозить грузы в приграничные территории, откуда путь до границы с Россией будет занимать до полутора суток. Например, города расположенные вблизи пограничного перехода МАПП «Краскино» представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Города КНР на приграничных зонах с Россией
Второй этап — консолидация грузов и подготовка к отправлению. На выбранном складе можно провести ряд подготовительных процедур, ответственность за которые по базису поставки лежат на грузополучателе. К таким процедурам можно отнести: маркировка, экспортная очистка, дополнительная упаковка, подготовка документов и т. д. Этот этап очень важен, т. к. фабрики-отправители не всегда предоставляют в груз в готовым виде для прохождения таможни.
Третий этап — отправка на границу. На данном этапе из РФ приезжает тягач и прицеп. В прицеп сотрудники склада размещают грузы по нормам загрузки и требованиям грузоотправителей и грузополучателей для сохранной и безопасной перевозки. Пакет документов подготавливается и отправляется в таможню для дальнейшего импортного таможенного декларирования.
Четвёртый этап — тягач с прицепом прибывают на пограничный переход и попадают в зону таможенного контроля. После этого прицеп размещается на складе временного хранения для таможенных процедур. В этот период подаются декларации, после чего могут возникнуть дополнительные запросы от таможенного органа, взятие проб, досмотр и т. д.
Пятый этап — выпуск всех грузов в прицепе. После выпуска всех грузов, размещённых в данной машине, прицеп можно забирать со склада временного хранения. Далее каждый грузополучатель решает сам, как его груз будет добираться до пункта назначения. На втором плече перевозки используются автомобильный, воздушный и железнодорожный виды транспорта. Выбор вида транспорта зависит от города назначения, необходимой даты прибытия, стоимости доставки и других факторов, требуемых грузополучателю.
Вышеизложенная схема и обеспечивает сборный автомобильный сервис из КНР. Требуется ещё раз отметить, что данный сервис выгоден для мелких отправок, где грузовладельцы обладают возможностью принятия решений на каждом плече.
Рассмотрим достоинства данного сервиса:
1) Высокая маневренность.
Известный факт, что в КНР происходят локдауны городов, когда останавливается работа всего города, невозможность передвижения из-за погодных условий, загруженность пограничных переходов, и другие причины невозможности отправления грузов. По сравнению с другими видами транспорта автомобиль обладает самой высокой маневренностью. Это значит, что, получив информацию о какой-либо причине с вероятностью задержек, не отправления, автомобиль легко переориентировать на другой маршрут. Это самое важное преимущество автомобильного транспорта.
2) Высокая скорость доставки.
Автодоставка занимает значительно меньшее количество времени по сравнению с железнодорожным и водным видами транспорта. Рассматривая подробно, доставка до склада займет 3–7 дней, перевозка до таможни 1,5 суток, прохождение таможенных процедур 2–3 дня, доставка до центральной части России в зависимости от вида транспорта 1–15 дней. Итого перевозка выйдет в 2–3 недели.
3) Обеспечение сохранности груза.
Сохранность груза в данном сервисе обеспечивает небольшое количество перегрузок, малое количество груза и свободное отслеживание состояние груза на каждом этапе перевозке.
В заключении можно сделать вывод, что автомобильный сборный сервис хорошая альтернатива другим схемам доставки грузов. Данный сервис особенно актуален в «грузонапряженные» периоды, такие как предновогодние месяцы, когда объем перевозок возрастает в несколько раз. Это связано с тем, что из-за высоких объем морские порты, железнодорожные станции переполнены контейнерами, следовательно, увеличивается время ожидания грузов, повышается риск возникновения потерь, порчи груза. В то время на автомобильный транспорт из-за его независимости с терминалами может обеспечивать бесперебойную доставку грузов.
Литература:
- А. Э. Горев. Грузовые перевозки. Учебник. — М.: Academia, 2013. — 304 с.
- Аникин Б. А. Коммерческая логистика. / Б. А. Аникин. — Москва: Проспект, 2020. — 167 с.
- Логистика // журнал: сайт. — URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4566 (дата обращения: 29.12.2022)
- Сазонов С. Л. Российско-китайское сотрудничество по развитию международных автомобильных коридоров / С. Л. Сазонов // Экономика КНР в свете решений XIX съезда КПК. — 2019. — № 1. — С. 237–248.