Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 1151 раз

Библиографическое описание:

Попова, М. Л. Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок / М. Л. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88414/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру.Встатье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную логистику в международной практике, а также перспективные направления дальнейшего развития.

Ключевые слова: интермодальные перевозки, контейнеры, транспортная логистика, железнодорожный транспорт.

Высокие темпы роста международной торговли оказывают значительное влияние на транспортную отрасль, приводя к ее постоянной трансформации и модернизации как в международном, так и во внутригосударственном сообщении. Основной тенденцией на данный момент является быстрый рост контейнеропотока, так как контейнеризация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами перевозки грузов. В свою очередь спрос на интермодальные перевозки, подразумевающие использование контейнеров, тоже увеличился, поскольку такой вид перевозки приносит финансовую выгоду за счет экономии ресурсов с учетом масштаба планируемой деятельности [1].

Современные технологические решения интермодальных перевозок постоянно трансформируются и совершенствуются. Европейская конференция министров транспорта сводит сущность интермодализма к двум признакам: использование бесперегрузочных модулей и транспортировка груза различными видами транспорта. Также в организации таких перевозок могут использоваться такие технологические решения, как наличие единого оператора, использование международных транспортных коридоров, применение единого сквозного тарифа, наличие единого перевозочного документа, доставка «от двери до двери» и пр.

Принципиальная выгода от интермодальных перевозок определяется за счет снижения расходов на обработку подвижного состава при погрузке и выгрузке, перевалке и хранении. Помимо этого, для работы с контейнерами применяются высокопроизводительные погрузочно-разгрузочные средства, что сокращает время нахождения грузов на перевалочных пунктах, минимизирует складские операции, это в свою очередь положительно сказывается на сроках доставки грузов, а также вместе со всем перечисленным повышается уровень сохранности груза. Также эффективность интермодальных перевозок определяется тем, что грузоотправитель и грузополучатель освобождается от решения вопросов, связанных с выбором вариантов транспортировки грузов, что, безусловно, привлекает клиентов [2].

Однако существуют и проблемы в организации интермодальных перевозок. Одной из них является правовое регулирование, которое до сих пор сопровождается дискуссиями как по части определения самой интермодальной перевозки, так и относительно международных договоров и соглашений, используемых в отношении участников перевозочного процесса. Все еще актуальным вопросом остается оценка рисков, при этом классификация рисков по природе ущерба не отличается от обычной перевозки одним видом транспорта: природно-экологические, технические, политические, коммерческие, финансовые, социальные [3].

Более того, вместе с эпидемией, вызванной вирусом COVID-19, появился и контейнерный кризис. При сохраняющемся спросе на импорт/экспорт товаров ощущался острый дефицит контейнеров, поскольку обработка поступающих в США грузов прекратилась из-за введенных карантинных мер. Сложившаяся ситуация привела к резкому увеличению стоимости транспортировки товаров. Для решения возникшей проблемы было решено сократить образовавшуюся потребность в контейнерах путем производства большего количества контейнеров, что не помогло восстановить контейнеропоток, а лишь привело к подорожанию арендной ставки и увеличению стоимости самих контейнеров [4].

Несмотря на все еще сохраняющуюся проблему, российский рынок контейнерных перевозок сумел сохраниться. Так, в направлении Китай — Европа — Китай за первую половину 2021 года по евразийскому железнодорожному транзитному маршруту было перевезено 336 598 ДФЭ (в том числе, Европа — Китай 135 418 ДФЭ, Китай — Европа 201 180 ДФЭ), что превышает показатель за первые шесть месяцев 2020 года на 50 %. Также определенный вклад в укрепление конкурентных позиций железнодорожного транспорта внесла ситуация на рынке морского фрахта. Кризис морской логистики перетянул клиентов в сторону железнодорожного транспорта из-за рекордного увеличения ставок на перевозку грузов (на 266 % за период с апреля 2020 года по апрель 2021 года) [5].

Дальнейшее совершенствование интермодальных перевозок грузов предполагает использование международных транспортных коридоров, что требует координации работы различных видов транспорта и их технологического взаимодействия в условиях увеличения контейнеропотока для получения синергического эффекта, позволяющего функционировать на основе формирования сквозных логистических транспортно-технологических систем. Помимо этого необходимо развитие транспортной инфраструктуры, которая могла бы обеспечить растущие грузопотоки. Все большая интеграция транспортных систем в международном сообщении позволит улучшить не только уже заложенные в интермодальные перевозки преимущества, но и поспособствует также сокращению таможенных операций, которые не раз отмечались экспертами как «узкое место» в процессе перевозки [6].

Наиболее перспективной задачей совершенствования интермодальных перевозок является увеличение показателя надежности, которая может обеспечиваться за счет электронных средств идентификации и интеллектуального пломбирования с сопровождением системой быстрого реагирования на взлом и проникновение [5]. Глобальными направлениями развития транспортной отрасли выступает не только увеличение скорости, ноиэкологичность, безопасность, гибкость, энергоэффективность, способность к интеграции.

Таким образом, интермодальные перевозки, несмотря на сложность организации технологического процесса, являются одним из наиболее экономически эффективных и надежных способов доставки. Дальнейшее инфраструктурное и технологическое развитие привлечет инвестиции и создаст точки роста по маршрутам следования грузопотоков, что благотворно скажется на социально-экономическом благополучии государств-участников перевозочного процесса.

Литература:

  1. Контейнерные перевозки на направлении Азия-Европа-Азия. Маршруты и барьеры развития / А. Р. Куртикова // Логистика — евразийский мост: Материалы XVI Международной научно-практической конференции, Красноярск-Енисейск, 28 апреля — 01 2021 года. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. — С. 343–346. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45716432 (дата обращения: 27.01.2022).
  2. Интермодальные перевозки как экономическая составляющая транспортной логистики региона / А. Ю. Ивкова, Е. А. Малышев // Актуальные проблемы экономики: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Чита, 12 марта 2021 года. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46252772 (дата обращения: 25.01.2022).
  3. Контейнерные перевозки на Евразийском пространстве. Барьеры развития / Н. Лахметкина, А. Пилипчак // Логистика. — 2020. — № 3(160). — С. 20–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42636432 (дата обращения: 25.01.2022).
  4. Acute container shortages roil global supply chains // URL: https://splash247.com/acute-container-shortages-roil-global-supply-chains/ (дата обращения: 21.01.2022).
  5. Контейнерные железнодорожные перевозки на евразийском пространстве в первом полугодии 2021 года / Информационно-аналитический обзор // Eurasian Rail Alliance Index URL: https://index1520.com/analytics/konteynernye-zheleznodorozhnye-perevozki-na-evraziyskom-prostranstve-v-pervom-polugodii-2021-goda/?sphrase_id=2460 (дата обращения: 21.01.2022).
  6. Инструменты повышения конкурентоспособности контейнерных перевозок / А. М. Богдашкина, Н. Ю. Лахметкина // Инфраструктура и эксплуатация наземного транспорта: материалы международной студенческой научно-практической конференции: в 2 частях, Нижний Новгород, 10 апреля 2019 года / Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в г. Нижнем Новгороде. — Нижний Новгород: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр "21 век», 2019. — С. 44–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42559574 (дата обращения: 27.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, перевозка, Европа, железнодорожный транспорт, перевозка грузов, перевозочный процесс, различный вид транспорта, транспортная логистика, транспортная отрасль.


Похожие статьи

Контейнерные перевозки в условиях Российской Федерации

В статье говорится о перспективах и о преимуществах использования контейнерных перевозок при существующих условиях в Российской Федерации. Уделяется внимание вопросу внедрения новых идей в связи с необходимостью изменения ситуации в контейнерных груз...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Перспективы развития высокоскоростных пассажирских перевозок в международном сообщении

В статье рассмотрена сущность пассажирских перевозок, представлены основные характеристики видов транспорта, обоснована актуальность развития транспортной системы.

Проблемы контейнерной железнодорожной логистики в 2022 году и варианты их решения

Цель исследования: обозначить конкретные основные проблемы контейнерной железнодорожной логистики в России, которые были встречены в 2022 году, и предложить пути их решения.

Пути совершенствования управления железнодорожными перевозками

В статье рассмотрено современные проблемы управления железнодорожными перевозками. Сформулировано содержание таких направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организа...

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и сов...

Логистика и транспорт в будущем: некоторые теоретические размышления

Автор рассматривает в перспективе, с учетом существования ретроспективного ракурса в развитии логистики. Отражены важность и необходимость логистики на транспорте и переориентация перевозок на железнодорожные и морские перевозки с автомобильных для ц...

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России

Статья посвящена важнейшим особенностям российского рынка экспресс-доставки, его специфическим чертам и основным отличиям от международного рынка экспресс-услуг. Также в работе наглядно представлены актуальные проблемы рынка экспресс-перевозок в Росс...

Пути снижения себестоимости морских транспортных услуг

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортных услуг на морском транспорте. Проводится анализ стратегий оптимизации логистических процессов на морском транспорте.

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным транспортом на территории РФ, их плюсы и минусы. Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение конкурентоспособности на ...

Похожие статьи

Контейнерные перевозки в условиях Российской Федерации

В статье говорится о перспективах и о преимуществах использования контейнерных перевозок при существующих условиях в Российской Федерации. Уделяется внимание вопросу внедрения новых идей в связи с необходимостью изменения ситуации в контейнерных груз...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Перспективы развития высокоскоростных пассажирских перевозок в международном сообщении

В статье рассмотрена сущность пассажирских перевозок, представлены основные характеристики видов транспорта, обоснована актуальность развития транспортной системы.

Проблемы контейнерной железнодорожной логистики в 2022 году и варианты их решения

Цель исследования: обозначить конкретные основные проблемы контейнерной железнодорожной логистики в России, которые были встречены в 2022 году, и предложить пути их решения.

Пути совершенствования управления железнодорожными перевозками

В статье рассмотрено современные проблемы управления железнодорожными перевозками. Сформулировано содержание таких направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организа...

Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг

В России на сегодняшний день активно развивается рынок транспортно-логистических услуг. Сфера перевозок и хранения грузов имеет большие перспективы развития в огромной по масштабам России. С каждым годом транспортные сети продолжают расширяться и сов...

Логистика и транспорт в будущем: некоторые теоретические размышления

Автор рассматривает в перспективе, с учетом существования ретроспективного ракурса в развитии логистики. Отражены важность и необходимость логистики на транспорте и переориентация перевозок на железнодорожные и морские перевозки с автомобильных для ц...

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России

Статья посвящена важнейшим особенностям российского рынка экспресс-доставки, его специфическим чертам и основным отличиям от международного рынка экспресс-услуг. Также в работе наглядно представлены актуальные проблемы рынка экспресс-перевозок в Росс...

Пути снижения себестоимости морских транспортных услуг

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортных услуг на морском транспорте. Проводится анализ стратегий оптимизации логистических процессов на морском транспорте.

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным транспортом на территории РФ, их плюсы и минусы. Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение конкурентоспособности на ...

Задать вопрос