За последние пару лет транспортный рынок довольно сильно поменялся, эти изменения связаны с закрытием некоторых границ из-за эпидемии коронавируса, а также с ограничением перевозок из-за введения санкций. Для того чтобы уровень перевозок и прибыль не уменьшались, открываются новые рынки сбыта и находятся новые способы перевозки грузов. В данной статье рассмотрены основные тенденции изменения транспортного рынка на основе анализа экспертной информации.
Из-за санкций некоторые европейские страны отказались от угля. Рынок переориентировался на Марокко, Индию и Турцию. Эти страны раньше не были стратегическими, но сейчас ситуация изменилась. Экспорт в основном идет по воде и по железным дорогам (в Индию идет доставка по морю и железным дорогам, в Турцию и Марокко в основном по железным дорогам). Также наблюдается рост логистических затрат: увеличивается дальность перевозок, соответственно увеличивается и стоимость этих перевозок.
Происходит активизация турецкого направления как транзитной страны благодаря режиму ре-экспорта, т. е. поставок через третьи страны. Т. к. внешние перевозчики больше не заходят в порты РФ, но заходят в порты Турции, а она удачно расположена географически, — то и схема с перегрузом товаров из контейнеров глобальных линий в контейнеры локальных линий с оформлением ре-экспорта стала очень популярной. Большая часть санкционных товаров доставляется через Турцию. Также появился некоторый сервис по доставке сборных грузов морем из Турции в Новороссийск, чего ранее не было. Существуют железнодорожные маршруты из Турции в Россию. Есть возможность отправки из России в контейнерах через Турецкие порты. Правда, в основном это будет перевозка с перетаркой груза из контейнера одной морской линии в контейнер другой морской линии.
Также стоит отметить, что увеличились поставки по железным дорогам из Китая через Казахстан. Чаще всего грузы следуют по следующему маршруту: из Гуанчжоу, через Северо-Запад Китая (г. Урумчи), транзитом через Казахстан и в Россию.
Еще одним способом доставки грузов из Китая в Россию стали перевозки по новому автомобильному мосту в Благовещенске. 10 июня 2022 г. в Благовещенске открыли грузовое движение по первому автомобильному мосту через реку Амур, который связывает столицу Приамурья с городом Хэйхэ в Китае. Появилась новая схема доставки грузов: груз привозится в порт КНР, далее фидерными судами контейнер доставляется в китайский порт Далянь, оттуда либо по железным дорогам, либо на авто — в г. Хэйхе, где происходит процесс оформления экспорта. После этого контейнер идет на авто по мосту и прибывает на российский терминал, где оформляется ВТТ или происходит таможенная очистка. Далее контейнер вывозится автомобильным транспортом на железнодорожную станцию в Благовещенске и отправляется в Москву. По транзитным срокам время составит около 30–35 дней.
Также рассматривается возможность доставки грузов через Грузию с помощью параллельного импорта. Однако из-за недостаточной инфраструктуры пограничного перехода Верхний Ларс (образуются многокилометровые пробки) этот вариант пока является не самым выгодным.
Какие есть перспективы и ожидания? В августе Центробанк выпустил доклад об основных направлениях госполитики на 2023–2025 гг. Было сказано о сокращении торговых связей с западными партнерами и переориентации на Восток.
Россия будет наращивать и углублять экономическое партнерство с Китаем, Индией, Бразилией, Турцией, Египтом, ОАЭ, Ираном и другими странами Азии, Африки и Латинской Америки.
Что касается логистики, то пока идет стадия формирования нового рынка, будут появляться новые перевозчики и маршруты, однако время покажет, кто из них приживется.
Помимо новых рынков сбыта находят свое применение и новые виды подвижного состава. К примеру, начали использовать контейнеры OPEN-TOP.OPEN-TOP контейнеры — это контейнеры с открытым верхом. Чаще всего вместо металлического стационарного листа роль крыши выполняет тентовое покрытие, которое может быть представлено брезентом или другим мягким, устойчивым к воздействию жидкостей материалом.
Основные характеристики контейнеров OPEN-TOP: наличие у контейнера открытого верха, возможность погрузки как через двери, так и через верх, среднее время на погрузку 20 минут, грузоподъемность 35 тонн
Чаще всего предпочтение контейнерам данного типа отдают в следующих случаях: если транспортировать необходимо высокие, объемные негабаритные грузы, такие как спецтехника, модульные конструкции, техническое оборудование и т. д.; если погрузку и разгрузку модуля можно произвести при помощи подъемного крана или краба.
Не рекомендуется использовать OPEN-TOP контейнеры для перевозки грузов, чувствительных к воздействию влаги и других факторов внешней среды. Это обусловлено невозможностью произвести полноценную герметизацию блока.
Представители бизнеса считают, что за контейнерами OPEN-TOP будущее перевозок. Объемы перевозок уже увеличились в 2 раза. Из Китая поставляются в них экскаваторы, погрузчики, строительные материалы и химическая продукция. ГОСТы тормозят перевозки, потому что правила размещения и крепления грузов уже устарели и требуют изменений. Государство пытается облегчить жизнь для импорта грузов.
Еще одним новым видом доставки грузов, который только начинает развиваться в России, являются контрейлерные перевозки. Контрейлерные перевозки — это один из видов мультимодальной доставки. Представляют собой перевозку автомобиля с грузом (или прицепа с грузом) с помощью железнодорожных составов.
Обычно это происходит так: на станцию приезжает тягач с грузом, он заезжает на специальную железнодорожную платформу, либо туда загружают/завозят прицеп без самого автомобиля. После этого состав отправляется в путь по маршруту, а в пункте назначения автомобиль или прицеп сгружают, и он едет с грузом до следующего места выгрузки.
Основными преимуществами контрейлерных перевозок являются: возможность снизить издержки, железнодорожные перевозки помогают избежать лишних затрат для перевозчика, например топливо, «Платон» и другие платежи; менее выраженная зависимость железнодорожного транспорта от погодных и дорожных условий; уменьшение нагрузки на технику и дороги.
Уменьшение нагрузки на автопарк сейчас является важным аспектом, потому что из-за санкций многие автокомпании ушли с российского рынка, поэтому возникают проблемы с наличием запчастей для тягачей.
Эксперты утверждают, что направление перспективное, эффекта для грузовладельцев становится больше. Главная задача — дать скорость и ритмичность.
В ближайшем будущем будут открыты направления, через которые проходит большой поток грузов, например Москва — Санкт-Петербург, Челябинск, Екатеринбург, Краснодар и Ростов-на-Дону.
Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что несмотря на большое количество санкций и закрытие границ, российские компании находят и новые рынки сбыта продукции, и новые типы подвижного состава для перевозки своих грузов. Тем самым им удается держаться на плаву и не терять прибыль.
Литература:
- Басманов Д. А., Сравнение контрейлерных перевозок с перевозками в контейнерах и крытых вагонах, В сборнике: Наука. Технологии. Инновации. Сборник научных трудов XV Всероссийской научной конференции молодых ученых, посвященной Году науки и технологий в России. В 10-ти частях. Под редакцией Д. О. Соколовой. Новосибирск, 2021. С. 241–245.
- Севостьянова Е. В., Роль контрейлерных перевозок в повышении конкурентоспособности услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом, В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики. Материалы VIII международной научно-практической конференции: В 2 частях. 2020. С. 240–245.
- Боднар И. Н., Толмачев В. В., Теория и практика перевозок навалочных грузов в контейнерах типа open top, В сборнике: Образование — Наука — Производство. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 206–212.
- Гянджумян В. В., Перевозка сыпучих грузов в контейнерах открытого типа «open top», в сборнике: Дни студенческой науки. Сборник материалов 48-й научной конференции обучающихся СамГУПС. 2021. С. 43–44.