В статье рассматривается динамика развития контейнерных грузоперевозок РФ и КНР. Представлены основные направления перевозок, статистика экспортно-импортной торговли.
Охарактеризованы перспективы развития, акцентирована необходимость исследования на китайско-российском торговом рынке для дальнейшего успешного взаимодействия между странами.
Ключевые слова : транспорт, экономический коридор, транспортные связи с КНР, транспортно-логистическая инфраструктура, импорт, экспорт, ТЛЦ, ЕАЭС.
Развитие контейнерных грузоперевозок является первоочередным стратегическим направлением укрепления китайско-российских экономических отношений. Строительство мультимодальных терминалов и логистических центров (ТЛЦ), является одним из основных путей эффективного роста грузоперевозок, а также за счет катализации и увеличения размеров транзитных контейнерных железнодорожных перевозок.
К 2019 году взаимный товарооборот между КНР и ЕАЭС достиг 130,3 млрд долл., это самый высокий показатель за последние десять лет. Основными показателями роста товарооборота выступили:
Таблица 1
Показатели роста товарооборота между КРН и ЕАЭС в 2009–2019 гг., млрд долл.
Экспорт минеральных продуктов (рост на 59,7 % — 45,7 млрд долл. в 2019 году); |
Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (рост на 43,9 % — 3,8 млрд долл. в 2019 году); |
Экспорт металлопродукции (рост на 22,6 % — 4,7 млрд долл. в 2019 году); |
Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий (рост на 16,8 % — 6,8 млрд долл. в 2019 году). |
Сухопутные грузовые перевозки между ЕАЭС и КНР осуществляются в основном железнодорожным транспортом. Древесина это около 50 % железнодорожных грузопотоков из России. Железные дороги также используются для перевозки в КНР следующих грузов: минерального и химического сырья, минеральных удобрений, топлива (и целлюлозно-бумажной продукции.
Объем железнодорожных контейнерных перевозок в экспортном сообщении вырос в 2019 году на 17,3 % и составил 1131 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ) (рис. 1).
Рис. 1. Объем железнодорожных перевозок между Россией и Китаем в 2014–2022 гг., млрд долл.
Опираясь на статистические показатели внешней торговли России, железнодорожный импорт России из Китая составляет около 2 млн тонн в год. Большая часть железнодорожных контейнерных перевозок из Китая реализовывается морским транспортом. Не более 1/4 ввозимых контейнерных перевозок проходит через контрольно-пропускные пункты, граничащие с Китаем. Почти все перевозки, осуществляющиеся железнодорожным транспортом, ввозимые из Китая, пересекают сухопутную границу между Забайкальском и Достыком.
Рис. 2. Транзитные кодироды Забайкальск-Достык
Грузовые перевозки через другие железнодорожные пункты на данный момент минимальны. Доля контейнерных грузов в устройстве железнодорожного импорта из Китая в Россию может и дальше увеличиваться, особенно с точки зрения «прочих товаров», почти все из которых могут перевозиться в контейнерах.
По оценкам экспертов, предполагаемое количество контейнерных перевозок увеличится до 10,6–13,8. ОАО «РЖД» организует ряд мероприятий, которые, позволят удвоить количество транзитных контейнерных перевозок в 4 раза и минимизировать время в пути поездов.
Для увеличения реализации объема грузовых перевозок и организовать достаточную пропускную способность для последующего увеличения роста, необходимо развивать сетевую инфраструктуру.
Проведенный анализ показал, что существует значительный потенциал роста транзитных контейнерных грузоперевозок. Рост объема грузопотоков может быть обеспечен усилением торговли ЕАЭС с Китаем за счет перетока грузов с автотранспорта на железнодорожные контейнерные составы, а также вследствие контейнеризации ранее неконтейнерных грузов.
Применение логистических принципов при организации транспортного железнодорожного сообщения между Китаем и Россией позволит сократить время доставки продукции и минимизировать затраты на ее организацию.
Литература:
- Кибалов Е. Б., Быкадоров С. А. Транссиб и БАМ: системный взгляд на проблему повышения конкурентоспособности // ЭКО. — 2016. — № 1 (499). — С.
- Рост грузооборота со странами АТР через сухопутные погранпереходы // РЖД-Партнер. — 2016. — 12 янв. URL: http://www.rzd-partner.ru/news/ transportnaia-logistika/rost-gruzooborota-so-stranami-atr-cherez-sukhoputnyepogranperekhody-vyros-v-2018-godu-na-22
- Лаврентьев А. В. Развитие российско-китайских автомобильных сообщений: исторический опыт и современные тенденции // Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2017. — № 4 (27). — С. 22–27.
- Черная И. Формы приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке Экономист. 2017 № 4 С. 78–80.