В статье автор обсуждает текущую ситуацию, преимущества и перспективы развития поездов Китай — Россия.
Ключевые слова: китайско-европейский железнодорожный экспресс, железнодорожные грузоперевозки, международные перевозки
С совершенствованием трансграничных транспортных средств эксплуатация китайско-европейского железнодорожного экспресса позволила Китаю занять позицию крупнейшего торгового партнера с Россией. Настоящая статья, используя текущий контекст взаимоотношений Китая и России через железнодорожный экспресс, проводит анализ современного положения этого процесса и выявляет преимущества данного экспресса в международных перевозках между Китаем и Россией, а также исследует факторы, обуславливающие его преимущества. Для стимулирования развития мировой торговли статья также проводит анализ текущего состояния развития китайско-европейского железнодорожного экспресса и его преимуществ в международных перевозках в Китае, предоставляя ценные сведения для связанных исследований.
1. Развитие китайско-европейского железнодорожного экспресса
В настоящее время китайско-европейский железнодорожный экспресс, как безопасный транспортный коридор для международных грузовых перевозок между Китаем и Россией, сфокусирован на логистике портов, международных авиакомпаниях и железнодорожной транспортировке, предоставляя эффективный и безопасный новый канал для транспортировки грузов и товаров между Китаем и Россией. Экологичная и зеленая эксплуатация китайско-европейского железнодорожного экспресса стала одним из практических методов транспортировки товаров из разных уголков мира в Китай и Россию. Повторное открытие экспресса не только увеличило интенсивность международных грузовых перевозок между Китаем и Россией, способствуя развитию экономики обеих стран, но также усилило сотрудничество между Китаем и Россией в области местного транспорта и координации таможенных процедур, что дополнительно содействует экономическому обмену между двумя странами.
Согласно статистике Российской международной торговой палаты, за период с января по август 2023 года Россия импортировала товары из Китая на сумму 720 миллиардов долларов США, что на 63 % больше, чем за аналогичный период 2022 года. Основной долей являются оборудование, составляющее 61 %. Однако экспорт товаров из России в Китай вырос на 13 % до 830 миллиардов долларов США, в основном включая сырье (нефть и нефтепродукты, природный газ, уголь, металлы, древесина — их доля составляет 87 %). Китай не только является вторым крупнейшим экспортным партнером для России, но и является крупнейшим импортным партнером, а доля его оборота в общем объеме торговли России продолжает расти, что свидетельствует о укреплении торговых отношений между двумя странами.
1.1 Состояние маршрутов поездов Китай — Европа
С момента первой поездки по маршруту Китай — Европа из города Чунцин в Дуйсбург 19 марта 2011 года, этот маршрут быстро развивается, и с тех пор другие китайские города также поочередно открывают международные перевозки в Европу. К 2021 году общее количество международных поездок в Европу увеличилось, увеличившись каждый год на 15 тысяч поездов, что на 22 % больше по сравнению с предыдущим годом. Перевезено 1,46 миллиона контейнеров, что на 29 % больше, чем в предыдущем году, что положительно влияет на установление новой перспективы для будущего развития и обеспечивает стабильную ликвидность управления международной цепочкой поставок на всем производственном пути [3].
Стратегия «Один пояс, один путь» привносит в Китай товары, такие как древесная масса, сельскохозяйственные культуры, хлопковая продукция и др. [4], что приводит к повышению обратной степени эффективности поездов Китай — Европа на 17 процентных пунктов [5]. На текущем этапе маршруты поезда охватывают три направления: восточное, центральное и западное [6].
Из них западное и восточное направления оказывают наиболее заметное воздействие на международную торговлю между Китаем и Россией, имея значительную долю в количестве поездок и объеме перевозимых грузов, а также большое количество отправленных поездов [7].
1.2 Основные виды грузов на китайско-европейских поездах
Китайско-европейские поезда в сфере экспортной торговли охватывают широкий спектр товаров, включая промышленное оборудование, такое как механические компоненты, компоненты дисплеев, высокоточные компоненты приборов и компоненты военного оборудования. Кроме того, значительное место занимают товары повседневного спроса, включая продукты питания, такие как пшеница, мука, рис, шоколад и другие. Дополнительно в перечень входят товары для дома, косметика, товары для отдыха и другие продукты [8].
Согласно последнему отчету о перевозках, китайско-европейские поезда интегрируют преимущества продукции различных регионов Китая и России, используя внешнеторговые сделки для компенсации недостатков в промышленности различных регионов. В рамках импорта и экспорта охвачены промышленные товары, товары для повседневного потребления, а также товары оборонного назначения. При импорте из Восточной Азии в основном ввозятся минеральные ресурсы и продукция морского происхождения. Из России импортируются машиностроительные товары, сельскохозяйственные продукты, товары для дома, алкоголь, меха и др. Из Монголии поступают минеральные сырье, сельскохозяйственные товары, мясные продукты. Из Южной Кореи и Японии импортируются товары, товары для дома, товары повседневного спроса и продукты [9].
1.3 Операционная модель центральноевропейских поездов
На данный момент существует два основных вида транспортных схем. Во-первых, это государственные маршруты, основанные на сотрудничестве между Россией и Китаем, с использованием существующих железнодорожных магистралей в качестве основы, а также новых планируемых железнодорожных магистралей. Государственные органы предоставляют различные субсидии для управления и обслуживания. Второй вид — это схема управления и разработки, возглавляемая частными предприятиями. Важно, что частные компании несут ответственность за финансовые потери и прибыли, и государственные органы не участвуют в деталях применения, обеспечивая лишь удобные услуги.
Обычная операционная деятельность центральноевропейских поездов включает в себя участие Китайской международной логистической компании, морских контейнерных перевозчиков, железнодорожных управлений различных стран и службы железнодорожных линий в различных странах. Это дополнительно ускоряет транспортировку грузов и обеспечивает эффективные маршруты для грузоперевозок между странами мира. Компании не только из Китая, но и из других стран, постепенно присоединяются к всему процессу управления центральноевропейскими поездами, повышая эффективность транспортировки и значительно стимулируя развитие местной экономики, что делает центральноевропейские поезда истинно выгодными для стран вдоль маршрута.
2 Преимущества грузовых поездов Китай — Европа в международных перевозках между Китаем и Россией
2.1 Преимущества планировки локации
Китай географически расположен в восточной части Евразийского континента. Это уникальное географическое положение позволяет Китаю глубоко проникать в центральную и западную части азиатского континента и граничить со многими азиатскими странами. Благодаря транспортировке большого количества товаров северный Китай снова стал центром будущего развития, а грузовые поезда Китай — Европа играют ключевую роль на современном Шелковом пути, предоставляя ключевые услуги для торговли. В настоящее время в международных перевозках Китай — Европа применяется метод субподряда иностранных проектов, что способствует развитию грузоперевозок в странах вдоль маршрута. Страны вдоль маршрута могут адаптировать международные перевозки в соответствии с условиями местного рынка и гибко управлять местными условиями перевозки грузов на основе данных и информации о грузоперевозках. Поэтому улучшение железнодорожной логистики имеет решающее значение. Китаю необходимо как можно скорее наладить грузовую логистику Китай — Европа, улучшить бизнес-процессы железнодорожных перевозок, предоставить клиентам более качественные услуги, сформулировать соответствующие стандарты перевозок и активно продвигать строительство «Пояса и пути». Для ускорения развертывания основных узлов соединения на этом пути решающее значение имеет коммерческое строительство: необходимо создавать транспортные узлы за рубежом и формулировать разумные планы строительства с учетом особенностей России, Белоруссии и других стран.
2.2 Преимущества технического оборудования
В настоящее время Китай занимает лидирующее положение в мире по технологии строительства железных дорог, и внутренняя железнодорожная сеть страны охватывает большую территорию. Долгосрочный опыт строительства гарантирует техническое выполнение трансграничных железных дорог, таких как маршрут Центральная Европа — Китай. В то же время Китай прошел путь от импорта, усвоения, адаптации и развития до инноваций, постепенно сформировав способность к самостоятельному инновационному интегрированию информационных систем. Саморазработанный и обладающий полными правами на интеллектуальную собственность поезд «Fuxing Hao» с опережающей скоростью 350 км/ч сделал Китай страной с самой высокой скоростью движения поездов на магистрали в мире. Благодаря этому техническому преимуществу, центральноевропейские поезда полностью реализуют свои преимущества в области безопасности, стабильности и экологической безопасности, а также способны адаптироваться к различным климатическим условиям. Эти преимущества, включая высокую надежность транспортировки, обеспечивают устойчивую работу поездов даже при экстремальных погодных условиях, что редко приводит к прекращению движения или повреждению грузов. Технологическое совершенствование китайских железных дорог ускоряет развитие центральноевропейских поездов и повышает эффективность транспортировки товаров между Китаем и Россией.
Для усиления инфраструктуры железнодорожного маршрута между Китаем и Центральной Европой, Китай проводит строительство ключевых дорог в местах, таких как Алашанькоу, г. Маньчжурия, г. Суйфэньхэ и оснащает соответствующими устройствами для таможенного контроля, что обеспечивает быстрый проход международного транзита грузов между Китаем и Центральной Европой. На данный момент в рамках исследования, проведенного Государственной железной дорогой Китая, разработана четкая общая концепция, установлены долгосрочные планы развития линии центральноевропейских поездов. Предусмотрена реконструкция текущей инфраструктуры железной дороги в соответствии с особенностями международных перевозок центральноевропейских поездов. В то же время стороны Китай и Россия должны совместно разрабатывать взаимовыгодную двустороннюю политику, расширять диапазон маршрута центральноевропейских поездов, увеличивать радиус действия, включать в него больше видов грузов и создавать большие выгоды.
2.3 Политические преимущества
Китай, как ключевой инициатор и строитель инициативы «Пояс и путь», уделяет особое внимание развитию центральноевропейского поезда, который становится неотъемлемой частью глобальной инициативы «Пояс и путь». центральноевропейский поезд оперирует по фиксированным железнодорожным маршрутам, обеспечивая эффективную торговлю товарами по всему миру. Система железнодорожных маршрутов обеспечивает транспортировку товаров в Россию, а также обратно, что способствует ключевым экономическим связям между Китаем и Россией, а также содействует развитию стран вдоль маршрута.
Участие в центральноевропейском поезде приносит политические и экономические выгоды всем участвующим предприятиям и компаниям, включая крупные логистические компании, международные операторы транспортной логистики, малые и средние предприятия, а также иностранные компании. Они могут пользоваться преимуществами политической поддержки и логистических возможностей, предоставляемых центральноевропейским поездом.
Для более эффективного продвижения центральноевропейского поезда в международных масштабах, китайские государственные органы, связанные компании и различные международные общественные организации активно взаимодействуют с правительственными структурами и компаниями стран, лежащих вдоль маршрута. Осуществляется обширная коммуникация, проводятся расчеты экономических выгод для местных компаний от участия в центральноевропейском поезде, что способствует привлечению все большего числа стран к этой инициативе.
Через инновации в системе обслуживания, активное продвижение товаров обратного направления, всестороннее увеличение грузопотока в международных перевозках и постоянное повышение частоты международных перевозок. Путем обновления технологий и снижения затрат на перевозку поездов создаются условия для полного внедрения информации о грузах из различных стран вдоль маршрута, повышения конкурентоспособности China Railway Express на маршрутах транспортировки между Россией и Китаем, а также расширения географического охвата. Это делает China Railway Express основным артериальным путем в торговле между Китаем и Россией, создавая разветвленную и развитую сеть грузовых перевозок и регулируя национальные перевозки, максимально используя ценовые возможности и укрепляя позиции Китая в мировых перевозках.
Во-вторых, подписанный Китаем и Россией договор о сотрудничестве в области энергетики полностью компенсирует недостатки обеих стран, максимально используя их преимущества и открывая новую страницу в сотрудничестве по энергетике. Строительство газопровода между Китаем и Россией полностью стартовало на территории Китая и обеспечит сильную поддержку для разумного использования энергетических ресурсов и экономического развития в России. В то же время это может смягчить ограничения на импорт энергии в некоторых странах Европы и создать основу для сотрудничества между Китаем и Россией в других областях энергетики, таких как нефть.
2.5 Международные преимущества
Китай и Россия поддерживают тесные и дружественные отношения, исторический взгляд на которые позволяет видеть взаимовыгодное сотрудничество этих двух стран, которое длится уже почти сто лет. На сегодняшний день китайско-российские международные отношения демонстрируют стремительный рост не только в военной и политической сферах, но и в экономике и финансах. Для продвижения положительного воздействия международного сообщества на экономику в регионе, обеспечивающего центральный путь для международного транспорта, Китай и Россия активно подписывают дружественные соглашения, совместно способствуя быстрому развитию их экономик и стремясь к установлению высшей точки в китайско-российских отношениях, создавая взаимную пользу и согласованные между двумя сторонами международные отношения.
3 Заключение
В рамках инициативы «Один пояс, один путь» Китай провел ряд многосторонних сотрудничеств и внешнеполитических усилий, создав обширную систему обмена и взаимодействия в области социально-экономического развития, а также установив новые платформы для развития экономических и торговых отношений, предоставив широкие перспективы для развития предприятий Китая и России. Этот план выражает высокий уровень доверия и взаимопонимания, способствуя продвижению экономического и социального развития. Исследование преимуществ международных перевозок между Китаем и Россией на основе анализа работы китайско-европейских грузовых поездов имеет прямое практическое значение для глубокого изучения причин, побуждающих экономическое развитие стран вдоль маршрута «Один пояс, один путь».
Литература:
- Фан Хуэй, Се Хуаньпин: Влияние грузовых поездов Китай — Европа на общую факторную производительность городов. Влияние [J] Обзор экономики и управления, 2022 (3): 38–52.
- Чэн Хуцзе, Юань Цян Экономический пояс городов, по которым курсируют грузовые поезда Китай — Европа.Исследование динамических эффектов [J] Теория китайского бизнеса, 2022 (5): 25–28.
- Ся Ся Цзяо Грузовые поезда Китай — Европа поддерживают развитие трансграничной электронной коммерции в рамках инициативы «Один пояс, один путь».Исследование механизма развития логистики [Дж.] Логистические технологии, 2022 (3): 60–62.
- Дун Юйсюань, Лу Хунбин, Цзинь Фэн и др. Структура категорий импортных и экспортных товаров. Анализ корреляции между структурой и организацией грузовых железнодорожных перевозок Китай — Европа [J].Железнодорожные перевозки, 2022 г.(2): 11–16.
- Сюэ Цзюнь, Тао Линь «Китайско-российское сотрудничество с точки зрения инициативы «Один пояс, один путь»: возможности». Встречи, вызовы и контрмеры [J] Fortune Era, 2022 (2): 60–62.
- Линь Бэйжан, Грузовые поезда Китай — Европа: открытие «золотого звена» международного экономического цикла. «Тао» [J]. China Ocean Shipping, 2022 (2): 50–51+7.
- Дин Жуцзюнь, Ли Бинь Грузовые поезда Китай — Европа в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Состояние развития, проблемы и предложения [J]. Экономические исследования Северо-Восточной Азии, 2021 г. (6):5–14.
- Кан Инфэн, Цзи Шоувэнь, У Цзинъюй и др. Инновации и развитие грузовых поездов Китай — Европа. Исследование идей развития [J] Хранение и транспортировка Китая, 2021 (12): 153–154.
- Ван Бинцзе, Лю Жи Грузовые поезда Китай — Европа в рамках инициативы «Один пояс и один путь». Стратегия развития [J]. Контейнеризация, 2021 (11): 7–10.