Роль железнодорожного транспорта в экономике регионов Германии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 21.07.2023

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Лалло, П. В. Роль железнодорожного транспорта в экономике регионов Германии / П. В. Лалло. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 87-92. — URL: https://moluch.ru/archive/476/105019/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует региональные особенности развития железнодорожного транспорта в Германии.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, инфраструктура, перевозки.

Транспортная система есть совокупность транспортной инфраструктуры, предприятий, средств и систем управления. Основными видами транспорта являются: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, морской транспорт, авиатранспорт и трубопроводный транспорт. Основная роль транспорта — максимально эффективное сокращение времени доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления [1].

Всего выделяется пять этапов развития железнодорожного транспорта в стране. Результатом данных этапов стало создание устойчивой эффективной железнодорожной системы, имеющую наибольшую протяженность и обеспечивающую наибольший грузооборот среди железных дорог ЕС. В стране выделяют два вида железных дорог. Федеральные находятся в управлении государства, не федеральные — управляются органами власти непосредственно земель [2]. Промышленная сфера является основой и имеет большое значение в развитии экономики Германии. На территории федеральных земель страны находится большое количество промышленных предприятий. Осуществление перевозки продуктов производства данных предприятий имеет важное значение для поддержания экономики страны. Поэтому во всех регионах налажена сеть железных дорог, направленных на удовлетворение данных потребностей. Таким образом, транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система способствует развитию внешнеторговых отношений, участвует в удовлетворении производственных нужд, обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения [3]. C помощью коэффициента Энгельса были проведены расчеты железнодорожной обеспеченности федеральных земель, результаты которых можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Железнодорожная обеспеченность территорий, 2021 [рассчитано автором на основе 4, 5]

Федеральные земли Германии

Площадь территории, тыс. км

Численность населения, тыс. чел

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, км

Коэффициент Энгеля

Хорошо обеспеченные территории (15,17–19,76)

Берлин

0,891

3 677

1 131

19,76

Среднеобеспеченные территории (15,17–9,02)

Бремен

0,326

676

212

14,28

Саксония-Анхальт

20,46

2 169

2 587

12,28

Гамбург

0,755

1 854

400

10,69

Саксония

18,45

4 043

2 886

10,57

Бранденбург

29,65

2 538

2 870

10,46

Тюрингия

16,20

2 109

1 793

9,70

Мекленбург-Передняя Померания

23,30

1 611

1 747

9,02

Малообеспеченные территории (7,60–6,01)

Гессен

21,12

6 295

2 769

7,60

Северный Рейн-Вестфалия

34,11

17 925

5 870

7,51

Баден-Вюртемберг

35,75

11 125

4 651

7,38

Бавария

70,54

13 177

6 964

7,22

Рейнланд-Пфальц

19,86

4 106

2 044

7,16

Саар

2,57

982

359

7,14

Нижняя Саксония

47,71

8 027

4 368

7,06

Шлезвиг-Гольштейн

15,80

2 922

1 291

6,01

Для наглядности результата проиллюстрируем результат на рисунке 1.

Карта железнодорожной обеспеченности территории [составлено автором на основе таблицы 1]

Рис. 1. Карта железнодорожной обеспеченности территории [составлено автором на основе таблицы 1]

Для расчета железнодорожной обеспеченности использовался коэффициент Энгельса. Расчет коэффициент Энгельса производится по формуле:

(1)

Кэ — коэффициент Энгеля,

Д — длина железных дорог (км)

Т — общая территория, занимаемая регионом (тыс. кв.км)

Н — численность населения региона (тыс. чел)

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что наиболее обеспеченным железнодорожным транспортом регионом Германии является Берлин, что объясняется несколькими факторами. Во-первых, данная земля является столичным центром государства, концентрирующем на своей территории значительные человеческие и экономические ресурсы. Во-вторых, земля имеет небольшую площадь территории в сравнении со многими другими землями страны, небольшие площади территории намного легче обеспечиваются транспортным средством, в отличие от протяженных и крупных земель, в которых велика вероятность наличия неоднородного рельефа, что значительно усложняет обеспечение железнодорожным транспортом в данных территориях. И в-третьих, неоднородная плотность населения страны также сильно влияет на обеспеченность территории транспортом, при почти равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у того региона, численность населения которого больше. Наибольшую группу составляют малообеспеченные железнодорожным транспортом территории, однако малообеспеченными их можно считать лишь в сравнении их с другими федеральными землями.

Грузовые перевозки являются важной частью развития экономики, с развитием глобализации транспортные маршруты расширяются, а объемы перевозок увеличиваются. Железнодорожная транспортировка — идеальный вариант перемещения грузов в неограниченном количестве на огромные дистанции. Вагоны и платформы без каких-либо сложностей можно приспосабливать для транспортировки различных по габаритным размерам, весу и иным характеристикам [6]. Транспортный грузооборот Германии представлен в таблице 2.

Таблица 2

Транспортный грузооборот по видам транспорта и товарным подразделениям, 2021 г. [7]

Товарное подразделение

Железнодорожный транспорт

Внутренний водный транспорт

Автомобильный транспорт

в млн т/км

Продукция сельского и лесного хозяйства; рыба и продукты рыболовства

4,005

5,561

19,904

Уголь и бурый уголь; сырая нефть и природный газ

5,477

4,888

799

Металлические руды и другие продукты добычи полезных ископаемых

13,559

9,739

31,527

Пищевые продукты, напитки и табак

1,086

2,137

51,9

Текстиль и текстильные изделия; кожа и изделия из кожи

3

22

1,093

Изделия из дерева; бумага и бумажные изделия

5,521

736

16,574

Кокс и продукты переработки нефти

9,672

8,44

8

Химические продукты и так далее

8,049

5,984

20,075

Прочие неметаллические минеральные продукты (стекло, цемент, штукатурка и т. д.)

2,556

818

26,268

Основные металлы; готовые металлические изделия

11,166

2,779

18,245

Машины и оборудование; бытовая техника и др.

216

332

7,218

Транспортное оборудование

4,165

351

10,365

Мебель

9

37

3,239

Вторичное сырье

2,273

2,904

19,308

Почта

-

-

13,735

Оборудование и материалы, используемые при перевозке грузов

4,027

353

7,585

Вывоз нерыночных товаров

1

0

6,998

Сгруппированные товары

2,024

66

43,097

Неидентифицируемые товары

49,128

3,049

1,349

Другие товары, не включенные в другие категории.

129

2

-

Итого

123,067

48,197

307,277

Анализируя таблицу 3, можно увидеть, что железные дороги выполняют 1/4 региональных грузовых перевозок. Автомобильный транспорт выполняет основную долю грузоперевозок, что объясняется прежде всего мобильностью и скоростью данного вида транспорта. Однако железные дороги имеют преимущество в эффективном перемещении тяжелых грузов на большие расстояния. В то время как грузовые автомобили обеспечивают своевременную доставку более дорогостоящих грузов, перевозимых на средние и короткие расстояния, Тяжелые грузы, такие как уголь, пиломатериалы, руда и другие тяжелые грузы, перевозятся по железной дороге. В Германии наибольшую группу перевозимых железнодорожным транспортом товаров составляют неидентифицируемые товары, основное назначение которых определить довольно сложно. Далее идет продукция промышленного производства и использования: уголь, сырая нефть, природный газ, кокс, продукция нефтепереработки, металлические и другие руды, основные металлы и металлические изделия. Таким образом, основная специализация железнодорожного транспорта Германии — перевоз продукции горнодобывающих и промышленных сфер.

В таблице 3 были рассмотрены объемы грузооборота по землям страны.

Таблица 3

Объем грузооборота по федеральным землям, 2021 г. [8, 9]

Федеральные земли Германии

Железнодорожный транспорт

Внутренний водный транспорт

Автомобильный транспорт

Тыс. тонн

Северный Рейн — Вестфалия

118 416

112 155

1 167 714

Нижняя Саксония

90 924

22 259

540 071

Бавария

58 417

6 272

921 289

Гамбург

53 714

7 614

117 131

Саксония-Анхальт

49 381

6 319

244 971

Бранденбург

30 918

2 439

241 823

Баден-Вюртемберг

27 971

27 701

672 067

Саксония

27 503

36

338 845

Гессен

23 222

10 929

335 686

Саарланд

22 569

2 946

74 990

Бремен

18 826

4 580

58 307

Рейнланд-Пфальц

16 541

21 850

320 211

Мекленбург — Передняя Померания

11 651

21

120 820

Тюрингия

7 779

-

226 744

Шлезвиг-Гольштейн

7 756

3 905

181 221

Берлин

4 789

1 835

71 282

Общее

565 588

230 861

4 465 458

Анализируя полученные данные, можно увидеть, что основной товарооборот в землях производится за счет автомобильного транспорта. Если сравнивать все три вида транспорта, то можно увидеть, что наименьший товарооборот приходится на внутренний водный транспорт, за исключением федеральной земли Рейнланд-Пфальц. Не только наибольший железнодорожный оборот, но также автомобильный и водный осуществляется в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Данный регион является главным центром торговли в Германии, поэтому он значительно выделяется среди остальных федеральных земель объемом грузовых перевозок всех видов транспорта. Там же расположена станция Кёльн-Айфельтор — крупнейшая в Германии станция перегрузки контейнеров для комбинированных железнодорожных и автомобильных грузовых перевозок, которая обеспечивает большую часть товарооборота в регионе. Также на данной территории находится Рурская долина, которая исторически является промышленным центром государства. Основными отраслями промышленности земли являются: химическая промышленность, производство и переработка металлов, производство металлических изделий, резиновая и пластмассовая промышленность, машиностроение, энергоснабжение. Поэтому на данной территории находится большое количество предприятий, которые производят товары, нуждающиеся в перевозке.

Таблица 4

Показатели пассажирских перевозок на регулярных маршрутах по видам транспорта, 2021 г. [составлено автором на основе 10]

Федеральные земли

Пассажирооборот автомобильного транспорта

Железнодорожный пассажирооборот

Трамвайный пассажирооборот

Общее

В млн. чел /км

Северный Рейн-Вестфалия

7 475,70

2 713,30

2 383,00

12 572,00

Нижняя Саксония

2 009,10

1 631,50

500,5

4 141,10

Бавария

3 695,50

1 140,10

1 833,70

6 669,30

Гамбург

1 537,00

1 177,80

875,5

3 590,30

Саксония-Анхальт

888,3

325,00

405,2

1 618,50

Баден-Вюртемберг

3 382,10

1 729,10

974,1

6 085,30

Бранденбург

1 294,80

0,80

138,2

1 433,80

Саксония

1 289,50

85,40

727,6

2 102,50

Гессен

1 486,50

18 098,10

744

20 328,60

Саарланд

325,1

-

57,2

382,2

Бремен

198,4

-

194,8

393,2

Рейнланд-Пфальц

1 722,60

411,20

48,6

2 182,40

Мекленбург-Передняя Померания

559,6

475,60

113,2

1 148,40

Тюрингия

520,4

336,20

-

856,6

Шлезвиг-Гольштейн

619,4

43,90

167,9

831,2

Берлин

1 017,90

3 062,40

2 039,00

6 119,30

Общее

28 021,90

31 230,30

11 202,50

70 454,70

Анализируя данные пассажирооборота, можно увидеть, что в отличие от грузооборота, общий пассажирооборот железнодорожного транспорта в регионах страны преобладает над автомобильным. В таблице показано, что в федеральных землях Гессен и Берлин существует высокая доля железнодорожного пассажирооборота, в то время как в Бранденбурге, Саксонии, Саарланде, Бремене пассажирооборот данного вида транспорта очень низкий или вообще отсутствует. Из этого можно сделать вывод о том, что не во всех федеральных землях железные дороги являются ведущим транспортным средством. Высокий пассажирооборот железнодорожного транспорта был обеспечен за счет федеральной земли Гессен, в которой данные железнодорожного транспорта в 12 раз выше автомобильных, в то время как почти во всех регионах предпочтение все равно отдается в большей степени автомобильному транспорту. Таким образом, преобладание железнодорожного транспорта в структуре пассажирооборота можно считать относительным и неточным.

По данным 2019–2021 г, железнодорожная инфраструктура в Германии находится в состоянии кризиса в следствии пандемии, однако государство выделяет значительные ресурсы на восстановление железнодорожной сети. Кроме того, в различных мероприятиях по расширению линий и модернизации транспорта активно принимают участие федеральные земли, инвестируя в данную отрасль. В стране началась активная реализация проекта модернизации железнодорожной сети, которая предполагает перевод большей части грузооборота на железнодорожную сеть, а также увеличение пассажиропотока. Данный проект может иметь положительное влияние на будущее железнодорожного транспорта в Германии, так как он увеличивает экономическую и социальную значимость данного вида транспорта в регионах, а также способствует снижению экологической нагрузки за счет перехода на менее загрязняющий вид транспорта.

Таким образом значимость железнодорожного транспорта в регионах Германии с появлением автомобильного транспорта снизилась, однако данная отрасль все еще поддерживается правительствами земель и государством. Основной ролью железнодорожного транспорта в экономике регионов страны является удовлетворение нужд в перевозках промышленной отрасли, которая является основной для многих регионов Германии, обеспечение доставки продуктов, трудно перевозимых товаров производства, которые автомобильный транспорт перевезти не имеет возможности. Большинство железнодорожных перевозок осуществляется совместно с каким-либо другим видом транспорта, например, с транспортом внутренних вод или автомобильным для обеспечения наибольшей эффективности перевоза грузов.

Литература:

1. Залозная, Д. В. Экономика отрасли (транспорта) тексты лекций / Д. В. Залозная. — Текст: электронный // Российская государственная библиотека: [сайт]. — URL Залозная, Д. В. — Экономика отрасли (транспорта) тексты лекций [Электронный ресурс] — Search RSL (дата обращения: 20.11.2022).

2. Инкина, С. А. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ / С. А. Инкина, Р. В. Бадараева. — Текст: непосредственный // Вестник магистратуры. — 2019. — № 10–1 (97). — С. 12–14.

3. Чернышева Н. В. Транспортная система региона: состав и роль в пространственном развитии / Н. В. Чернышева — Текст: непосредственный // Экономический журнал. — 2020. — № 1 (57). — С. 38–49.

4. Destatis / Bundesländer mit Hauptstädten nach Fläche, Bevölkerung und Bevölkerungsdichte am 31.12.2021. [сайт]. — URL https://www.destatis.de/DE/Themen/Laender-Regionen/Regionales/Gemeindeverzeichnis/Administrativ/02-bundeslaender.html (дата обращения: 20.11.2022).

5. Destatis / Streckenlänge des Schienennetzes: Bundesländer, Stichtag,

6. Betriebsordnung. [сайт]. — URL https://www-genesis.destatis.de/genesis/online?operation=abruftabelleBearbeiten&levelindex=2&levelid=1669142568867&auswahloperation=abruftabelleAuspraegungAuswaehlen&auswahlverzeichnis=ordnungsstruktur&auswahlziel=werteabruf&code=46161–0002&auswahltext=&werteabruf=Werteabruf#abreadcrumb (дата обращения: 20.11.2022).

7. Зандер Е. В. Развитие транспортной инфраструктуры как необходимое условие социально-экономического развития региона / Е. В. Зандер, Е. А. Корякова. — Текст: непосредственный // Сибирский аэрокосмический журнал. -2011. — № 1 (34). — С. 173–178

8. Destatis / Transport performance in 2021, by mode of transport and product division (NST-2007). [сайт]. — URL https://www.destatis.de/EN/Themes/Economic-Sectors-Enterprises/Transport/Goods-Transport/Tables/mode-of-transport-product-division-b.html (дата обращения: 20.11.2022).

9. Destatis / Bundesländer mit Hauptstädten nach Fläche, Bevölkerung und Bevölkerungsdichte am 31.12.2021. [сайт]. — URL https://www.destatis.de/DE/Themen/Laender-Regionen/Regionales/Gemeindeverzeichnis/Administrativ/02-bundeslaender.html (дата обращения: 20.11.2022).

10. Statistische ämter / Die Bundesländer: Strukturen und Entwicklungen Ausgabe 2008. [сайт]. — URL https://www.statistischebibliothek.de/mir/receive/DEHeft_mods_00025797 (дата обращения: 20.11.2022).

11. Destatis / Verkehr aktuell 10.2022. [сайт]. — URL verkehr-aktuell-pdf-2080110.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, вид транспорта, Берлин, Гессен, Бранденбург, Бремен, земля, Саксония, внутренний водный транспорт.


Похожие статьи

Экономические аспекты развития транспортной отрасли в России

В статье автор исследует основные направления транспортной системы, а также аспекты ее развития и особенности данной отрасли на транспорте.

Логистический анализ актуальных проблем железнодорожной отрасли России

В рамках статьи рассматриваются проблемы железнодорожной отрасли России, преимущества и ограничения железнодорожного транспорта, роль железнодорожного транспорта как системы инфраструктуры. Рассмотрены методы моделирования, позволяющие решать проблем...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Рынок железнодорожного транспорта

Статья посвящена мировому рынку железнодорожного транспорта. Рассматривается индустрия железнодорожных транспортных услуг, объемы и движущие силы железнодорожного транспорта. Также представлены тенденции и цифровизация рынка железнодорожного транспор...

Проблемы и способы конкурентной борьбы в сфере общественного транспорта Ташкента

В статье рассмотрена сущность транспорта в рыночной экономике и роль в развитии общественного транспорта города Ташкента.

Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла в России

В статье авторы рассматривают основные проекты и этапы развития центрального транспортного узла.

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы России

В статье рассмотрена сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы Российской Федерации. От железнодорожных перевозок напрямую зависит результативность работы организаций, это условие обуславливает конкурентоспособность...

Автомобильные перевозки как часть жизни общества

В данной статье рассматривается актуальность грузовых и пассажирских перевозок, их значение в жизни общества, а также тенденции их развития.

Логистика и транспорт в будущем: некоторые теоретические размышления

Автор рассматривает в перспективе, с учетом существования ретроспективного ракурса в развитии логистики. Отражены важность и необходимость логистики на транспорте и переориентация перевозок на железнодорожные и морские перевозки с автомобильных для ц...

Похожие статьи

Экономические аспекты развития транспортной отрасли в России

В статье автор исследует основные направления транспортной системы, а также аспекты ее развития и особенности данной отрасли на транспорте.

Логистический анализ актуальных проблем железнодорожной отрасли России

В рамках статьи рассматриваются проблемы железнодорожной отрасли России, преимущества и ограничения железнодорожного транспорта, роль железнодорожного транспорта как системы инфраструктуры. Рассмотрены методы моделирования, позволяющие решать проблем...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Рынок железнодорожного транспорта

Статья посвящена мировому рынку железнодорожного транспорта. Рассматривается индустрия железнодорожных транспортных услуг, объемы и движущие силы железнодорожного транспорта. Также представлены тенденции и цифровизация рынка железнодорожного транспор...

Проблемы и способы конкурентной борьбы в сфере общественного транспорта Ташкента

В статье рассмотрена сущность транспорта в рыночной экономике и роль в развитии общественного транспорта города Ташкента.

Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла в России

В статье авторы рассматривают основные проекты и этапы развития центрального транспортного узла.

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы России

В статье рассмотрена сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии транспортной системы Российской Федерации. От железнодорожных перевозок напрямую зависит результативность работы организаций, это условие обуславливает конкурентоспособность...

Автомобильные перевозки как часть жизни общества

В данной статье рассматривается актуальность грузовых и пассажирских перевозок, их значение в жизни общества, а также тенденции их развития.

Логистика и транспорт в будущем: некоторые теоретические размышления

Автор рассматривает в перспективе, с учетом существования ретроспективного ракурса в развитии логистики. Отражены важность и необходимость логистики на транспорте и переориентация перевозок на железнодорожные и морские перевозки с автомобильных для ц...

Задать вопрос