В статье автор исследует региональные особенности развития железнодорожного транспорта в Германии.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, инфраструктура, перевозки.
Транспортная система есть совокупность транспортной инфраструктуры, предприятий, средств и систем управления. Основными видами транспорта являются: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, морской транспорт, авиатранспорт и трубопроводный транспорт. Основная роль транспорта — максимально эффективное сокращение времени доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления [1].
Всего выделяется пять этапов развития железнодорожного транспорта в стране. Результатом данных этапов стало создание устойчивой эффективной железнодорожной системы, имеющую наибольшую протяженность и обеспечивающую наибольший грузооборот среди железных дорог ЕС. В стране выделяют два вида железных дорог. Федеральные находятся в управлении государства, не федеральные — управляются органами власти непосредственно земель [2]. Промышленная сфера является основой и имеет большое значение в развитии экономики Германии. На территории федеральных земель страны находится большое количество промышленных предприятий. Осуществление перевозки продуктов производства данных предприятий имеет важное значение для поддержания экономики страны. Поэтому во всех регионах налажена сеть железных дорог, направленных на удовлетворение данных потребностей. Таким образом, транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система способствует развитию внешнеторговых отношений, участвует в удовлетворении производственных нужд, обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения [3]. C помощью коэффициента Энгельса были проведены расчеты железнодорожной обеспеченности федеральных земель, результаты которых можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1
Железнодорожная обеспеченность территорий, 2021 [рассчитано автором на основе 4, 5]
Федеральные земли Германии |
Площадь территории, тыс. км |
Численность населения, тыс. чел |
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, км |
Коэффициент Энгеля |
Хорошо обеспеченные территории (15,17–19,76) |
||||
Берлин |
0,891 |
3 677 |
1 131 |
19,76 |
Среднеобеспеченные территории (15,17–9,02) |
||||
Бремен |
0,326 |
676 |
212 |
14,28 |
Саксония-Анхальт |
20,46 |
2 169 |
2 587 |
12,28 |
Гамбург |
0,755 |
1 854 |
400 |
10,69 |
Саксония |
18,45 |
4 043 |
2 886 |
10,57 |
Бранденбург |
29,65 |
2 538 |
2 870 |
10,46 |
Тюрингия |
16,20 |
2 109 |
1 793 |
9,70 |
Мекленбург-Передняя Померания |
23,30 |
1 611 |
1 747 |
9,02 |
Малообеспеченные территории (7,60–6,01) |
||||
Гессен |
21,12 |
6 295 |
2 769 |
7,60 |
Северный Рейн-Вестфалия |
34,11 |
17 925 |
5 870 |
7,51 |
Баден-Вюртемберг |
35,75 |
11 125 |
4 651 |
7,38 |
Бавария |
70,54 |
13 177 |
6 964 |
7,22 |
Рейнланд-Пфальц |
19,86 |
4 106 |
2 044 |
7,16 |
Саар |
2,57 |
982 |
359 |
7,14 |
Нижняя Саксония |
47,71 |
8 027 |
4 368 |
7,06 |
Шлезвиг-Гольштейн |
15,80 |
2 922 |
1 291 |
6,01 |
Для наглядности результата проиллюстрируем результат на рисунке 1.
Рис. 1. Карта железнодорожной обеспеченности территории [составлено автором на основе таблицы 1]
Для расчета железнодорожной обеспеченности использовался коэффициент Энгельса. Расчет коэффициент Энгельса производится по формуле:
(1)
Кэ — коэффициент Энгеля,
Д — длина железных дорог (км)
Т — общая территория, занимаемая регионом (тыс. кв.км)
Н — численность населения региона (тыс. чел)
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что наиболее обеспеченным железнодорожным транспортом регионом Германии является Берлин, что объясняется несколькими факторами. Во-первых, данная земля является столичным центром государства, концентрирующем на своей территории значительные человеческие и экономические ресурсы. Во-вторых, земля имеет небольшую площадь территории в сравнении со многими другими землями страны, небольшие площади территории намного легче обеспечиваются транспортным средством, в отличие от протяженных и крупных земель, в которых велика вероятность наличия неоднородного рельефа, что значительно усложняет обеспечение железнодорожным транспортом в данных территориях. И в-третьих, неоднородная плотность населения страны также сильно влияет на обеспеченность территории транспортом, при почти равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у того региона, численность населения которого больше. Наибольшую группу составляют малообеспеченные железнодорожным транспортом территории, однако малообеспеченными их можно считать лишь в сравнении их с другими федеральными землями.
Грузовые перевозки являются важной частью развития экономики, с развитием глобализации транспортные маршруты расширяются, а объемы перевозок увеличиваются. Железнодорожная транспортировка — идеальный вариант перемещения грузов в неограниченном количестве на огромные дистанции. Вагоны и платформы без каких-либо сложностей можно приспосабливать для транспортировки различных по габаритным размерам, весу и иным характеристикам [6]. Транспортный грузооборот Германии представлен в таблице 2.
Таблица 2
Транспортный грузооборот по видам транспорта и товарным подразделениям, 2021 г. [7]
Товарное подразделение |
Железнодорожный транспорт |
Внутренний водный транспорт |
Автомобильный транспорт |
в млн т/км |
|||
Продукция сельского и лесного хозяйства; рыба и продукты рыболовства |
4,005 |
5,561 |
19,904 |
Уголь и бурый уголь; сырая нефть и природный газ |
5,477 |
4,888 |
799 |
Металлические руды и другие продукты добычи полезных ископаемых |
13,559 |
9,739 |
31,527 |
Пищевые продукты, напитки и табак |
1,086 |
2,137 |
51,9 |
Текстиль и текстильные изделия; кожа и изделия из кожи |
3 |
22 |
1,093 |
Изделия из дерева; бумага и бумажные изделия |
5,521 |
736 |
16,574 |
Кокс и продукты переработки нефти |
9,672 |
8,44 |
8 |
Химические продукты и так далее |
8,049 |
5,984 |
20,075 |
Прочие неметаллические минеральные продукты (стекло, цемент, штукатурка и т. д.) |
2,556 |
818 |
26,268 |
Основные металлы; готовые металлические изделия |
11,166 |
2,779 |
18,245 |
Машины и оборудование; бытовая техника и др. |
216 |
332 |
7,218 |
Транспортное оборудование |
4,165 |
351 |
10,365 |
Мебель |
9 |
37 |
3,239 |
Вторичное сырье |
2,273 |
2,904 |
19,308 |
Почта |
- |
- |
13,735 |
Оборудование и материалы, используемые при перевозке грузов |
4,027 |
353 |
7,585 |
Вывоз нерыночных товаров |
1 |
0 |
6,998 |
Сгруппированные товары |
2,024 |
66 |
43,097 |
Неидентифицируемые товары |
49,128 |
3,049 |
1,349 |
Другие товары, не включенные в другие категории. |
129 |
2 |
- |
Итого |
123,067 |
48,197 |
307,277 |
Анализируя таблицу 3, можно увидеть, что железные дороги выполняют 1/4 региональных грузовых перевозок. Автомобильный транспорт выполняет основную долю грузоперевозок, что объясняется прежде всего мобильностью и скоростью данного вида транспорта. Однако железные дороги имеют преимущество в эффективном перемещении тяжелых грузов на большие расстояния. В то время как грузовые автомобили обеспечивают своевременную доставку более дорогостоящих грузов, перевозимых на средние и короткие расстояния, Тяжелые грузы, такие как уголь, пиломатериалы, руда и другие тяжелые грузы, перевозятся по железной дороге. В Германии наибольшую группу перевозимых железнодорожным транспортом товаров составляют неидентифицируемые товары, основное назначение которых определить довольно сложно. Далее идет продукция промышленного производства и использования: уголь, сырая нефть, природный газ, кокс, продукция нефтепереработки, металлические и другие руды, основные металлы и металлические изделия. Таким образом, основная специализация железнодорожного транспорта Германии — перевоз продукции горнодобывающих и промышленных сфер.
В таблице 3 были рассмотрены объемы грузооборота по землям страны.
Таблица 3
Объем грузооборота по федеральным землям, 2021 г. [8, 9]
Федеральные земли Германии |
Железнодорожный транспорт |
Внутренний водный транспорт |
Автомобильный транспорт |
Тыс. тонн |
|||
Северный Рейн — Вестфалия |
118 416 |
112 155 |
1 167 714 |
Нижняя Саксония |
90 924 |
22 259 |
540 071 |
Бавария |
58 417 |
6 272 |
921 289 |
Гамбург |
53 714 |
7 614 |
117 131 |
Саксония-Анхальт |
49 381 |
6 319 |
244 971 |
Бранденбург |
30 918 |
2 439 |
241 823 |
Баден-Вюртемберг |
27 971 |
27 701 |
672 067 |
Саксония |
27 503 |
36 |
338 845 |
Гессен |
23 222 |
10 929 |
335 686 |
Саарланд |
22 569 |
2 946 |
74 990 |
Бремен |
18 826 |
4 580 |
58 307 |
Рейнланд-Пфальц |
16 541 |
21 850 |
320 211 |
Мекленбург — Передняя Померания |
11 651 |
21 |
120 820 |
Тюрингия |
7 779 |
- |
226 744 |
Шлезвиг-Гольштейн |
7 756 |
3 905 |
181 221 |
Берлин |
4 789 |
1 835 |
71 282 |
Общее |
565 588 |
230 861 |
4 465 458 |
Анализируя полученные данные, можно увидеть, что основной товарооборот в землях производится за счет автомобильного транспорта. Если сравнивать все три вида транспорта, то можно увидеть, что наименьший товарооборот приходится на внутренний водный транспорт, за исключением федеральной земли Рейнланд-Пфальц. Не только наибольший железнодорожный оборот, но также автомобильный и водный осуществляется в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Данный регион является главным центром торговли в Германии, поэтому он значительно выделяется среди остальных федеральных земель объемом грузовых перевозок всех видов транспорта. Там же расположена станция Кёльн-Айфельтор — крупнейшая в Германии станция перегрузки контейнеров для комбинированных железнодорожных и автомобильных грузовых перевозок, которая обеспечивает большую часть товарооборота в регионе. Также на данной территории находится Рурская долина, которая исторически является промышленным центром государства. Основными отраслями промышленности земли являются: химическая промышленность, производство и переработка металлов, производство металлических изделий, резиновая и пластмассовая промышленность, машиностроение, энергоснабжение. Поэтому на данной территории находится большое количество предприятий, которые производят товары, нуждающиеся в перевозке.
Таблица 4
Показатели пассажирских перевозок на регулярных маршрутах по видам транспорта, 2021 г. [составлено автором на основе 10]
Федеральные земли |
Пассажирооборот автомобильного транспорта |
Железнодорожный пассажирооборот |
Трамвайный пассажирооборот |
Общее |
В млн. чел /км |
||||
Северный Рейн-Вестфалия |
7 475,70 |
2 713,30 |
2 383,00 |
12 572,00 |
Нижняя Саксония |
2 009,10 |
1 631,50 |
500,5 |
4 141,10 |
Бавария |
3 695,50 |
1 140,10 |
1 833,70 |
6 669,30 |
Гамбург |
1 537,00 |
1 177,80 |
875,5 |
3 590,30 |
Саксония-Анхальт |
888,3 |
325,00 |
405,2 |
1 618,50 |
Баден-Вюртемберг |
3 382,10 |
1 729,10 |
974,1 |
6 085,30 |
Бранденбург |
1 294,80 |
0,80 |
138,2 |
1 433,80 |
Саксония |
1 289,50 |
85,40 |
727,6 |
2 102,50 |
Гессен |
1 486,50 |
18 098,10 |
744 |
20 328,60 |
Саарланд |
325,1 |
- |
57,2 |
382,2 |
Бремен |
198,4 |
- |
194,8 |
393,2 |
Рейнланд-Пфальц |
1 722,60 |
411,20 |
48,6 |
2 182,40 |
Мекленбург-Передняя Померания |
559,6 |
475,60 |
113,2 |
1 148,40 |
Тюрингия |
520,4 |
336,20 |
- |
856,6 |
Шлезвиг-Гольштейн |
619,4 |
43,90 |
167,9 |
831,2 |
Берлин |
1 017,90 |
3 062,40 |
2 039,00 |
6 119,30 |
Общее |
28 021,90 |
31 230,30 |
11 202,50 |
70 454,70 |
Анализируя данные пассажирооборота, можно увидеть, что в отличие от грузооборота, общий пассажирооборот железнодорожного транспорта в регионах страны преобладает над автомобильным. В таблице показано, что в федеральных землях Гессен и Берлин существует высокая доля железнодорожного пассажирооборота, в то время как в Бранденбурге, Саксонии, Саарланде, Бремене пассажирооборот данного вида транспорта очень низкий или вообще отсутствует. Из этого можно сделать вывод о том, что не во всех федеральных землях железные дороги являются ведущим транспортным средством. Высокий пассажирооборот железнодорожного транспорта был обеспечен за счет федеральной земли Гессен, в которой данные железнодорожного транспорта в 12 раз выше автомобильных, в то время как почти во всех регионах предпочтение все равно отдается в большей степени автомобильному транспорту. Таким образом, преобладание железнодорожного транспорта в структуре пассажирооборота можно считать относительным и неточным.
По данным 2019–2021 г, железнодорожная инфраструктура в Германии находится в состоянии кризиса в следствии пандемии, однако государство выделяет значительные ресурсы на восстановление железнодорожной сети. Кроме того, в различных мероприятиях по расширению линий и модернизации транспорта активно принимают участие федеральные земли, инвестируя в данную отрасль. В стране началась активная реализация проекта модернизации железнодорожной сети, которая предполагает перевод большей части грузооборота на железнодорожную сеть, а также увеличение пассажиропотока. Данный проект может иметь положительное влияние на будущее железнодорожного транспорта в Германии, так как он увеличивает экономическую и социальную значимость данного вида транспорта в регионах, а также способствует снижению экологической нагрузки за счет перехода на менее загрязняющий вид транспорта.
Таким образом значимость железнодорожного транспорта в регионах Германии с появлением автомобильного транспорта снизилась, однако данная отрасль все еще поддерживается правительствами земель и государством. Основной ролью железнодорожного транспорта в экономике регионов страны является удовлетворение нужд в перевозках промышленной отрасли, которая является основной для многих регионов Германии, обеспечение доставки продуктов, трудно перевозимых товаров производства, которые автомобильный транспорт перевезти не имеет возможности. Большинство железнодорожных перевозок осуществляется совместно с каким-либо другим видом транспорта, например, с транспортом внутренних вод или автомобильным для обеспечения наибольшей эффективности перевоза грузов.
Литература:
1. Залозная, Д. В. Экономика отрасли (транспорта) тексты лекций / Д. В. Залозная. — Текст: электронный // Российская государственная библиотека: [сайт]. — URL Залозная, Д. В. — Экономика отрасли (транспорта) тексты лекций [Электронный ресурс] — Search RSL (дата обращения: 20.11.2022).
2. Инкина, С. А. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ / С. А. Инкина, Р. В. Бадараева. — Текст: непосредственный // Вестник магистратуры. — 2019. — № 10–1 (97). — С. 12–14.
3. Чернышева Н. В. Транспортная система региона: состав и роль в пространственном развитии / Н. В. Чернышева — Текст: непосредственный // Экономический журнал. — 2020. — № 1 (57). — С. 38–49.
4. Destatis / Bundesländer mit Hauptstädten nach Fläche, Bevölkerung und Bevölkerungsdichte am 31.12.2021. [сайт]. — URL https://www.destatis.de/DE/Themen/Laender-Regionen/Regionales/Gemeindeverzeichnis/Administrativ/02-bundeslaender.html (дата обращения: 20.11.2022).
5. Destatis / Streckenlänge des Schienennetzes: Bundesländer, Stichtag,
6. Betriebsordnung. [сайт]. — URL https://www-genesis.destatis.de/genesis/online?operation=abruftabelleBearbeiten&levelindex=2&levelid=1669142568867&auswahloperation=abruftabelleAuspraegungAuswaehlen&auswahlverzeichnis=ordnungsstruktur&auswahlziel=werteabruf&code=46161–0002&auswahltext=&werteabruf=Werteabruf#abreadcrumb (дата обращения: 20.11.2022).
7. Зандер Е. В. Развитие транспортной инфраструктуры как необходимое условие социально-экономического развития региона / Е. В. Зандер, Е. А. Корякова. — Текст: непосредственный // Сибирский аэрокосмический журнал. -2011. — № 1 (34). — С. 173–178
8. Destatis / Transport performance in 2021, by mode of transport and product division (NST-2007). [сайт]. — URL https://www.destatis.de/EN/Themes/Economic-Sectors-Enterprises/Transport/Goods-Transport/Tables/mode-of-transport-product-division-b.html (дата обращения: 20.11.2022).
9. Destatis / Bundesländer mit Hauptstädten nach Fläche, Bevölkerung und Bevölkerungsdichte am 31.12.2021. [сайт]. — URL https://www.destatis.de/DE/Themen/Laender-Regionen/Regionales/Gemeindeverzeichnis/Administrativ/02-bundeslaender.html (дата обращения: 20.11.2022).
10. Statistische ämter / Die Bundesländer: Strukturen und Entwicklungen Ausgabe 2008. [сайт]. — URL https://www.statistischebibliothek.de/mir/receive/DEHeft_mods_00025797 (дата обращения: 20.11.2022).
11. Destatis / Verkehr aktuell 10.2022. [сайт]. — URL verkehr-aktuell-pdf-2080110.pdf (дата обращения: 20.11.2022).