В статье автор исследует существующую модель организации грузоперевозок в Россию в условиях введенных санкций.
Ключевые слова: автомобильные грузоперевозки, экономические санкции, параллельный импорт, международные грузоперевозки.
Транспортная отрасль Российской Федерации (далее — РФ) за последние годы столкнулась с рядом сложностей. Сначала сложности в логистике начались во время пандемии коронавируса COVID-19, начиная с 2020 года, когда нарушились цепочки поставок и резко возросли тарифы на перевозки. Затем ситуация в отрасли осложнилась с начала проведения спецоперации в Украине [1]. Хотя европейский союз (далее — ЕС) начал вводить некоторые санкции начиная с 2014 года, а уже в 2022 году транспортная связь между Россией и остальным миром претерпела кардинальные изменения. После начала спецоперации последовали волны санкций Соединенных Штатов Америки (далее — США) и ЕС, коснувшиеся всех отраслей российской экономики [2].
В международном праве нет единой трактовки понятия санкций. В основном термин «санкция» используется для описания принудительных мер, осуществляемых между разными странами. Вводимые санкции разнообразны по видам, назначению и объему, их можно условно разделить на четыре больших группы:
- Неэкономические санкции;
- Экономические санкции;
- По размеру и лимиту санкций;
- По количеству стран, вводящих санкции.
Санкции, отражающиеся на грузоперевозках, можно определить в группу экономических санкций. Экономические санкции — это юридические ограничения, вводимые со стороны одной страны или группы стран по отношению к другой стране или группе стран, для ограничения экономических, финансовых и торговых операций с целью вынудить правительства стран — объектов санкций изменить свою политику.
По состоянию на январь 2024 года ЕС ввел двенадцать пакетов санкций по отношению к России. Это спровоцировало резкий спад поставки необходимых товаров для внутреннего рынка РФ. Что в дальнейшем обусловило легализацию «параллельного импорта». Параллельным импортом (parallel import) называется процесс ввоза оригинальных товаров без разрешения правообладателя в обход официальных каналов дистрибуции через третьи страны. При этом ввоз организован через альтернативные (параллельные) каналы, которые импортер выстраивает самостоятельно, а не через работу с официальным дистрибутором. Что позволяет покупателю, в данном случае российскому, получать продукцию не у правообладателя или его представителя (дистрибутора), а у того, кто до этого товар законно приобрел за пределами РФ [3].
Себестоимость автоперевозок резко возросла (примерно на 40 %), это начало отражается не только на транспортных тарифах, но и, как следствие, на ценах конечной доставляемой продукции.
30 марта 2022 вступило в силу Постановление № 506, устанавливающее, что в отношении групп товаров не применяются отдельные нормы ГК РФ в части защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности [4]. На его основании Минпромторг издал Приказ № 1532 от 19.04.2022 с утвержденным перечнем товаров для параллельного импорта [5]. С 04.11.2023 вместо него действует новый Приказ Минпромторга России № 2701 от 21.07.2023 [6].
Логистика с такой поставкой товаров пошла по традиционным маршрутам. Одним из которых являлся автомобильный маршрут через Республику Беларусь (далее — РБ). Однако с апреля 2022 года ЕС начал вводить санкции и против РБ. Начались сложности с организацией грузоперевозок по этому пути, поэтому логистика стала перестраиваться с «Запада на Восток». Подходящими странами для осуществления параллельного импорта в Россию стали Казахстан, Армения, Турция, Узбекистан, ОАЭ и Гонконг.
Ограничения привели к развитию альтернативных транспортно-логистических коридоров (Далее — ТЛК), таких, как:
- «Север-Юг», маршрут: РФ — Иран — Индия (Санкт-Петербург — Москва — Астрахань — Энзели — Мумбаи);
- «Европа — Западный Китай», маршрут РФ — Казахстан — Китай (Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Ляньюньган);
- «Таврида-2» — маршрут в обход Крымского моста по присоединенным к РФ территориям в ходе спецоперации (Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей).
Однако полностью транзит через РБ не закрыт. Приведем краткую хронология введения санкций и контрсанкций по автоперевозкам и рассмотрим, как это отразилось на транзите через РБ.
- 23.02.22 ЕС вводит запрет на экспорт товаров из стран ЕС в РФ.
- 30.03.22 Россия вводит в действие приказ Минпромторга № 1532 от 19.04.2022 с утвержденным перечнем товаров для параллельного импорта.
- 08.04.22 ЕС вводит частичный запрет на автомобильные автоперевозки. Запрещено осуществлять по ЕС: двусторонние перевозки, транзитные перевозки, перевозки с территории или на территорию третьего государства. Исключением является тот факт, если поставки осуществляются по долгосрочным контрактам, заключенным до 2014 года, могут быть продолжены, если категории товаров не попадают в товары двойного назначения.
- 30.09.2022 РФ ввела зеркальные меры на частичный запрет автоперевозок (Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 № 1728). Запрет для грузовиков, зарегистрированных в ЕС, передвигаться по РФ. Теперь производится механизм перецепки/перегрузки: на таможенно-терминальных комплексах в приграничных территориях товары с иностранных автомобилей перегружаются на местные (российские или белорусские), либо перецепляются полуприцепы с грузами. Далее российский перевозчик везет груз до получателя.
Рассмотрим два варианта ввоза груза по системе импорт на территорию России через РБ:
- Ввоз груза европейским автоперевозчиком разрешенного груза. Европейские перевозчики продолжают возить грузы в РФ из группы товаров-исключений. Если груз включен в перечень исключений, то груз проходит стандартное оформление на границе, проходит таможенную очистку и далее везет партию груза на склад получателя. При выезде с территории РФ в баках транспортного средства должно находиться не более 200 литров дизельного топлива согласно [7].
- Ввоз груза европейским автоперевозчиком разрешенного груза. Согласно [7] установлено, что если импортируемый товар не включен в перечень исключений, то он подвергается перецепке или перегрузке в определенной зоне для погрузочно-разгрузочных операций. Перецепка осуществляется с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого находится автомобильный пункт пропуска.
Таким образом, за период с начала специальной военной операции логистика России адаптировалась к действующему санкционному режиму, несмотря на ухудшение ситуации при организации международных перевозок в Россию автотранспортом. Введено огромное количество санкций, затрагивающих автоперевозки, но перевозки продолжают осуществляться. Санкции оказывают влияние на показатели грузоперевозок. В 2022 году заметно значительное снижение грузооборота, но уже к середине года эти показатели стали расти из-за налаживания путей по «параллельному импорту» и к концу года показатель грузооборота составил 5,6 млрд ткм, это выше на 7,7 % относительно 2021 года. В 2023 году по прогнозам этот показатель будет еще выше. Показатель по импорту в 2022 году резко снизился, но в 2023 году стал расти. Это опять же связано с переориентацией на другие маршруты, преимущественно через страны Азии.
На сегодняшний день модель транспортного обеспечения импорта в целом функционирует достаточно стабильно и развиваются новые ТЛК, такие, как «Север-Юг», «Европа — Западный Китай», «Таврида-2».
Литература:
1. Спецоперация России на Украине — https://iz.ru/story/situatciia-na-iugo-vostoke-ukrainy
2. Санкции как элемент экономической войны. Правовые аспекты применения. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38512717
3. Что такое параллельный импорт и как он работает в России — https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6285e79c9a7947bcff6e7dfc?from=copy
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413173/
5. Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532 https://www.alta.ru/tamdoc/22a01532/
6. Приказ Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 — https://www.alta.ru/tamdoc/23a02701/
7. Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 № 1728 — https://www.alta.ru/tamdoc/22ps1728/
8. Постановление Правительства РФ от 28.12.2022 № 2466 — https://www.alta.ru/tamdoc/22ps2466/
9. Постановление Правительства РФ от 30.06.2023 № 1078 — https://www.alta.ru/tamdoc/23ps1078/