Влияние реторсий и репрессалий на рынок автоперевозок в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.01.2021

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Мешкова, А. П. Влияние реторсий и репрессалий на рынок автоперевозок в России / А. П. Мешкова, С. С. Харин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77736/ (дата обращения: 25.12.2024).



В настоящей статье раскрывается суть понятий «санкций», «реторсий» и «репрессалий». Анализируется влияние антироссийских санкций 2014–2020 годов на объем сельскохозяйственного импорта и рынок автоперевозок в Российской Федерации.

Ключевые слова: санкции, импортозамещение, реторсии, репрессалии, реструктуризация транспортных потоков.

This article reveals the essence of the concepts of «sanctions», «retorsions» and «reprisals». The impact of anti-Russian sanctions of 2014–2020 on the volume of agricultural imports and the car transportation market in the Russian Federation is being analyzed.

Keywords: sanctions, import substitution, retortions, retaliations, restructuring of traffic flows.

Распространенное заблуждение в отношении термина «экономические санкции» заключается в том, что он относится практически к любой принудительной мере экономического характера, применяемой в международных отношениях, независимо от того, предшествовала ли она нарушению обязательств.

Между тем, понятие «санкции» следует рассматривать в рамках института ответственности в международном праве как следствие совершения государством определенного противоправного действия.

Экономические санкции, наряду с политическими, являются невоенным инструментом принуждения. Концепция «международных санкций» носит международно-правовой характер и в идеале должна применяться только международными организациями, в основном Советом Безопасности ООН. Однако на практике в современной политике санкции чаще всего вводятся суверенными государствами или их объединениями.

Объектами международных санкций могут быть государственные учреждения, отдельные отрасли и сегменты экономики, а также организации и физические лица.

Важная особенность санкций — эффективность их применения против малых государств с неразвитой экономикой. Применение санкций против сверхдержав не только неэффективно, но иногда оборачивается негативными последствиями для экономики страны, применившей санкции, о чем свидетельствует опыт применения внешнеэкономических санкций против России со стороны Европейского Союза в 2014–2020 гг.

Ответные санкции, которые находятся на том же уровне, что и первоначально введенные санкции, могут считаться пропорциональными или симметричными. Следовательно, несоразмерные или асимметричные ответные санкции считаются санкциями, выходящими за рамки первоначально введенных санкций.

Конечно, экономические санкции, введенные в ответ на чисто политические санкции, также являются несоразмерными или асимметричными средствами правовой защиты. Санкции могут быть принудительными мерами, применяемыми отдельным государством в ответ на действия другого государства. Эти меры называются реторсиями и репрессалиями.

Реторсии являются законными принудительными действиями одного государства в ответ на недружественные действия другого государства.

В ответ на политические и экономические санкции, введенные странами Запада в 2012–2014 годах, 6 августа 2014 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О применении некоторых специальных экономических мер по обеспечению безопасности Российской Федерации».

Указ запретил ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания из стран, применивших экономические санкции к российским юридическим и физическим лицам, а также из стран, присоединившихся к санкциям.

Эмбарго распространялось на страны ЕС, США, Австралию, Канаду и Королевство Норвегия. Правительство РФ установило подробный перечень товаров, в отношении которых введены ограничения. В этот список входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи.

В 2013 году страны, попавшие под российское эмбарго в 2014 году (ЕС, США, Австралия, Канада и Норвегия), импортировали в Россию запрещенные в 2014 году товары на сумму 9058,2 млн долларов США.

По некоторым позициям снижение импорта продуктов питания в 2014–2015 гг. составили, по данным Федеральной таможенной службы и Аналитического центра при Правительстве РФ, 66 %.

В 2016–2020 годах доля импорта сельскохозяйственных товаров в их товарных ресурсах также продолжала неуклонно снижаться.

Темпы снижения доли импорта, однако, снизились за счет переориентации товарных потоков с европейского направления на страны Евразийского экономического сообщества.

Практически по всем позициям выявлено снижение импорта сельхозпродукции порядка 50 % (Рис. 1)

Доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах в 2014–2020 гг.

Рис. 1. Доля импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах в 2014–2020 гг.

В результате применения антироссийских санкций и контрмер выявилась проблема высокой зависимости отечественной экономики от импорта товаров и технологий. В частности, запрет на ввоз семян, ветеринарных препаратов и сельскохозяйственной продукции приводит к значительному росту цен, который ощущают потребители.

При этом созданы благоприятные условия для реализации программы импортозамещения, которая должна защитить российскую промышленность.

Российская экономика столкнулась с необходимостью повысить конкурентоспособность продукции в короткие сроки.

С этой целью правительство России намерено перестроить модель экономического развития. Кроме того, открылись возможности для увеличения присутствия на российском рынке благодаря расширению каналов сбыта продуктов питания и промышленных товаров.

Среди негативных последствий международных санкций и ответных мер правительства России для рынка логистических услуг в Российской Федерации можно выделить резкое сокращение международных перевозок в западном и северо-западном направлениях. В результате произошло снижение тарифов транспортных компаний.

Таким образом, результатами введения против России внешнеэкономических санкций, явились тенденции, определяющие развитие рынка грузовых перевозок в России:

– снижение объемов импорта товаров из ЕС в Россию и экспорта из России в страны ЕС. В зависимости от категории товаров снижение импорта из ЕС составило от 20 % до 66 %,

– увеличение объемов внутренних перевозок, особенно в азиатской части России (федеральные округа Дальнего Востока и Сибири),

– активизация работы по снижению транспортных расходов и оптимизации логистических услуг.

Произошла переориентация генеральных грузов на сборные, перевозка которых обходится дешевле. Произошла реструктуризация транспортно-логистических потоков: по одним направлениям стало выгоднее использовать автомобильный транспорт вместо железнодорожного, по другим — морской транспорт вместо воздушного.

Литература:

  1. Пономарева Е. С. Мировая экономика и международные отношения. М., 2010, с. 184
  2. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» https://base.garant.ru/70711352/ Эл. ресурс
  3. Федеральная служба государственной статистики Показатели, характеризующие импортозамещение в России, https://rosstat.gov.ru/folder/11188?print=1
Основные термины (генерируются автоматически): санкция, Россия, Российская Федерация, Австралия, доля импорта, Канада, Норвегия, правительство России, сельскохозяйственная продукция, США.


Ключевые слова

санкции, импортозамещение, реторсии, репрессалии, реструктуризация транспортных потоков

Похожие статьи

Легализация параллельного импорта в России в условиях санкций 2022–2023 годов: нормативная база, проблемы, с которыми сталкивается бизнес, и возможные последствия

В статье автор рассматривает текущую нормативную базу и сложности, связанные с параллельным импортом в условиях санкций, а также приводит примеры последствий ввоза товаров на территорию РФ посредством схемы параллельного импорта.

Оценка влияния антироссийских санкций на деятельность предприятий морского транспорта

В статье рассматривается влияние антироссийских санкций на деятельность предприятий морского транспорта. Последствия влияния санкций систематизированы в причинно-следственной модели основных последствий. Представлены результаты опроса предприятий мор...

Азиатский вектор внешнеторговой политики Российской Федерации

В статье исследованы последствия экономических санкций 2014–2015 гг., проанализированы убытки и потери РФ в различных отраслях производства, динамика экспортно-импортных потоков. На основе проведенного анализа был выделен новый вектор внешнеторговой ...

Экономические санкции и их влияние на экономику России

В статье анализируются исторические аспекты введения санкций против России. Рассмотрены и проанализированы основные тенденции и перспективы санкционной деятельности на современном этапе, а также области их распространения. Характеризуется место и рол...

Влияние кризиса на транспорт контейнерных грузов России

В статье рассматривается влияние кризиса, связанного с пандемией коронавируса, на протекание существующих логистических процессов.

Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики

В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.

Влияние санкций на развитие туристской отрасли России

В статье автор исследует особенности влияния санкций на развитие туристской отрасли Российской Федерации, описывает негативные и позитивные последствия введения санкций, а также он рассматривает влияние санкционного давления на выездные и въездные ту...

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае

В статье проводится оценка развития предпринимательства Краснодарского края после введения антироссийских санкций. При написании данной статьи был использован аналитический метод и метод факторного анализа. С помощью этих методов было выявлено, что п...

Санкции — новый стимул для Российского импортозамещения

В данной статье рассмотрены ключевые вопросы импортозамещения в России в условиях экономических санкций США и стран Европейского Союза, проведен анализ возможности перехода от импортозамещения к импортонезависимости в ближайшее время на основании тек...

Проблемы оффшоризации российской экономики

В статье рассматриваются вопросы возникновения понятия «оффшор» и оффшорных компаний в России и за рубежом. Так же приводятся статистические данные чистого ввоза/вывоза капитала из России. Проводится сравнительная характеристика использования Китаем ...

Похожие статьи

Легализация параллельного импорта в России в условиях санкций 2022–2023 годов: нормативная база, проблемы, с которыми сталкивается бизнес, и возможные последствия

В статье автор рассматривает текущую нормативную базу и сложности, связанные с параллельным импортом в условиях санкций, а также приводит примеры последствий ввоза товаров на территорию РФ посредством схемы параллельного импорта.

Оценка влияния антироссийских санкций на деятельность предприятий морского транспорта

В статье рассматривается влияние антироссийских санкций на деятельность предприятий морского транспорта. Последствия влияния санкций систематизированы в причинно-следственной модели основных последствий. Представлены результаты опроса предприятий мор...

Азиатский вектор внешнеторговой политики Российской Федерации

В статье исследованы последствия экономических санкций 2014–2015 гг., проанализированы убытки и потери РФ в различных отраслях производства, динамика экспортно-импортных потоков. На основе проведенного анализа был выделен новый вектор внешнеторговой ...

Экономические санкции и их влияние на экономику России

В статье анализируются исторические аспекты введения санкций против России. Рассмотрены и проанализированы основные тенденции и перспективы санкционной деятельности на современном этапе, а также области их распространения. Характеризуется место и рол...

Влияние кризиса на транспорт контейнерных грузов России

В статье рассматривается влияние кризиса, связанного с пандемией коронавируса, на протекание существующих логистических процессов.

Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики

В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.

Влияние санкций на развитие туристской отрасли России

В статье автор исследует особенности влияния санкций на развитие туристской отрасли Российской Федерации, описывает негативные и позитивные последствия введения санкций, а также он рассматривает влияние санкционного давления на выездные и въездные ту...

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае

В статье проводится оценка развития предпринимательства Краснодарского края после введения антироссийских санкций. При написании данной статьи был использован аналитический метод и метод факторного анализа. С помощью этих методов было выявлено, что п...

Санкции — новый стимул для Российского импортозамещения

В данной статье рассмотрены ключевые вопросы импортозамещения в России в условиях экономических санкций США и стран Европейского Союза, проведен анализ возможности перехода от импортозамещения к импортонезависимости в ближайшее время на основании тек...

Проблемы оффшоризации российской экономики

В статье рассматриваются вопросы возникновения понятия «оффшор» и оффшорных компаний в России и за рубежом. Так же приводятся статистические данные чистого ввоза/вывоза капитала из России. Проводится сравнительная характеристика использования Китаем ...

Задать вопрос