В статье проводится оценка развития предпринимательства Краснодарского края после введения антироссийских санкций. При написании данной статьи был использован аналитический метод и метод факторного анализа. С помощью этих методов было выявлено, что последствия введения санкций для предпринимательства Краснодарского края имеют как положительный, так и отрицательный характер.
Ключевые слова: санкции, малый и средний бизнес, сельское хозяйство, импортозамещение, конкурентоспособность
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово «санкции». Сегодня проблема влияния санкций на экономику России является одной из самых актуальных, потому что наша страна переживает сложный этап экономической и политической жизни, а именно: обостряется внешнеполитическая ситуация, идет экономический и финансовый кризис в стране, который существенно отражается на жизни общества. Новая экономическая ситуация, которая возникла из-за введения США и странами ЕС антироссийских санкций, а также с принятием Россией ответных защитных мер придаёт вопросам создания конкурентоспособной экономики, импортозамещения и стимулирования внутреннего спроса и потребления особую необходимость. Развитие экономики всегда было приоритетной задачей государства, в решении которой малый и средний бизнес играет важную роль. В этой связи государству важно обеспечить более активное участие предпринимателей в разработке научных открытий, внедрении новых технологий, создании и усовершенствовании современных товаров и услуг. От успеха такого рода работы прямо зависит повышение качества жизни россиян и усиление конкурентоспособности России на мировом рынке [1].
Ведущие позиции Краснодарского края в стране по уровню развития малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства отмечены неоднократно, по таким показателям, как количество предприятий, численность занятых в малом и среднем бизнесе, товарооборот.На начало 2016 года на Кубани работало порядка 300 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. В крае наибольшее количество индивидуальных предпринимателей среди всех российских регионов [2]. Такой большой круг предприятий малого и среднего бизнеса — большой плюс для региональной экономики, но и проблем в их деятельности, требующих решения, множество. Безусловно, активной предпринимательской деятельности способствует уникальность Краснодарского края:
- Выгодное экономико-географическое положение.
- Уникальное геополитическое положение.
- Экономический и человеческий потенциал.
- Развитие транспортной инфраструктуры.
- Наличие агроклиматических и рекреационных ресурсов.
- Развитые отраслевые комплексы.
- Высокая степень предпринимательской активности.
- Эффективность использования территориальных ресурсов [3].
В то же время необходимо учитывать и негативные факторы, а именно:
- Близость к зонам конфликтов на Северном Кавказе, Украине и в Грузии.
- Наличие потенциального конкурента для рекреационного комплекса в лице Крыма.
- Отток квалифицированных кадров и снижение технологического уровня сельского хозяйства.
В нашем крае производится более 80 % продовольственных товаров, потребляемых населением края. Общая земельная площадь Краснодарского края составляет 7,5 гектаров, плюс 3,9 гектара пашни. Занимая 2,2 % сельхозугодий и 3 % пашни нашей страны, в 2014 году Краснодарский край произвел около 7 % валовой продукции сельского хозяйства России: 10 % зерна, 3 % сахарной свеклы, 15 % семян подсолнечника и 37 % виноградных вин [4]. Поэтому в основном предприниматели нашего края занимаются предпринимательством в сфере сельского хозяйства.
Влияние санкций на производство в Краснодарском крае могут носить как позитивный, так и негативный характер. Одним из положительных моментов является отсутствие давления импорта, то есть на рынке стало меньше конкуренции со стороны зарубежных аналогов, что позволяет менее известным отечественным производителям занять более стойкие позиции на рынке.
Также одним из плюсов является существенное увеличение спроса на отечественную продукцию. Но здесь есть и свои минусы. Так, рост спроса на отечественную продукцию может навредить действующим компаниям, так как производство необходимо будет расширять в короткие сроки. В период растущей инфляции в стране и сокращения инвестиций это сделать достаточно сложно. Уже сегодня кубанские производители жалуются на недостаточную поддержку животноводства.
Третьим плюсом можно выделить тот факт, что общее число сельскохозяйственных предприятий после введения санкций в 2014 году увеличилось на 6,1 %.
Для сравнения до введения санкций до 2014 года количество таких предприятий увеличивалось только на 3,1 %, то есть можно сделать вывод, что санкции послужили неким катализатором для созданий новых продовольственных предприятий [6].
На развитие хозяйственного комплекса Краснодарского края также влияет внешнеторговая деятельность. Внешнеторговый оборот сократился почти вдвое по сравнению с 2014 годом, что является результатом введенных санкций, а также действий происходящих на мировой политической арене. Стоит отметить, что импорт в Краснодарском крае сократился почти на 10 %, что является положительным влиянием санкций на отечественное производство. Основную долю в составе импорта заняли: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё — 53,8 %, машины, оборудование и транспортные средства — 20,6 %, металлы и изделия из них — 7,7 %, химическая продукция, каучук — 6,3 %, древесина и изделия из неё — 2,9 %, текстильные изделия и обувь — 2,6 % [6]. При этом сократились стоимостные объемы продовольствия, металлургической и химической продукции. Данное положение создает дополнительные возможности для развития отраслей, конкурирующих с импортом, в частности сельского хозяйства и пищевой промышленности. Также, одним из негативных моментов является рост цен на многие товары, так как был установлен запрет на ввоз некоторой продукции.
В настоящее время в Краснодарском крае наблюдается рост цен на овощи. Например, стоимость килограмма моркови увеличилась в 1,9 раза, лука, чеснока примерно в 1,3 раза. Картофель подорожал на 4,8 %. Также подскочили цена на многие фрукты примерно в 1,5 раза. А некоторые сезонные овощи наоборот упали в цене в 1,7–2,3 раза (огурцы, помидоры, капуста) [6]. И, тем не менее, рост цен привел к тому, что к концу лета 2015 года итоговая стоимость продуктовой корзины кубанцев значительно возросла. На это есть причина: ограничение импорта повлекло за собой исчезновение с полок магазинов ряда товаров или уменьшение их количества, а быстро заполнить рынок отечественной продукцией невозможно, потому что увеличить объем производства сельского хозяйства смогут очень нескоро. Можно сказать, что действует классическая формула экономики: если снижается предложение, то растет цена.
Правительством были разработаны планы по импортозамещению и выводу страны из сложившейся кризисной ситуации, которые направлены на организацию: мониторинга структуры потребления и производства; прогнозирования изменений производства и потребления; корректировки и формирования инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение; повышения конкурентоспособности производства; благоприятных условий для производителей [7]. Следует отметить, что для полного импортозамещения краю необходимо уделить внимание созданию предприятий по переработке зерновых, плодово-ягодных и других овощных культур и на создание условиях, необходимых для круглогодичного выращивания сезонных овощей и фруктов.
В связи с новыми экономическими условиями возрастает необходимость актуализации государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства, а также производства отечественной продукции. Необходимо ввести ряд льгот, снизить налоговые ставки для предпринимателей, обеспечить отлаженную работу государственных субсидий для промышленных производств, а также различных индивидуальных предприятий, усовершенствовать систему кредитования. Старт и развитие бизнеса в современных условиях без помощи кредитных организаций невозможен. Наиболее распространенными являются кредиты на пополнение оборотных средств. Банки разрабатывают специализированные предложения, учитывая разные сферы ведения бизнеса [8].
Так, с учетом специфики Краснодарского края, как сельскохозяйственного региона, важным вопросом является кредитование аграриев. Например, для производителей Кубани в сфере растениеводства ОАО «Юг-Инвестбанк» в текущем году ввел в действие предложение «Новый урожай». В рамках этого кредита можно корректировать сроки погашения до установления приемлемых цен на собранные культуры. В свою очередь «Россельхозбанк» предлагает кредит «Личное подсобное хозяйство» для привлечения индивидуальных предпринимателей в сельскохозяйственный бизнес [9].
Помимо различных кредитных предложений для производителей и предпринимателей государству следует уделить внимание усовершенствованию системы субсидий, а именно: выделять субсидии на модернизацию производства, научные разработки приобретения оборудования в лизинг. Конечно, органы власти уделяют большое внимание развитию малого бизнеса. На Кубани действует целый комплекс программ, направленный на улучшение бизнес-среды малых компаний [10]. Например, в действии целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». Также утверждена новая краевая целевая программа на 2013–2017 годы с объемом финансирования 760 млн. руб.
В заключение можно отметить, что сельское хозяйство Краснодарского края играет огромную роль для всей России, обеспечивая качественными продуктами питания всю страну. Это один из немногих регионов, являющимся гарантом продовольственной безопасности всего российского населения. Безусловно, основным направлением развития хозяйственного комплекса Кубани должно быть сельское хозяйство. Поддержка государства, создание льгот для малого и среднего бизнеса, усиление действий кредитной политики, своевременная реакция отечественных производителей на изменение спроса и предложения- все это позволит минимизировать негативные последствия санкций на сельское хозяйство края и обеспечит его развитие.
Литература:
- Богдашев И. В., Романенко А. М. Влияние санкций на состояние экономики РФ // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 45–47.
- Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае. − URL:http://www. qfkuban.ru.
- Общая характеристика Краснодарского края. − URL:http://www.raexpert.ru.
- Сайбель Н. Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса в агропромышленном комплексе Краснодарского края // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение». Пенза: ЧОУ ВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2015. С. 254–260.
- Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
- Статистические данные о количестве производства и ценах сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае. − URL:http:// krsdstat.gks.ru.
- Сайбель Я. В., Белич С. В. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 27–31.
- Петренко А. С., Ерёменко А. А., Патрик В. Д. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 63–66.
- Анализ кредитных продуктов для малого предпринимательства. − URL:http:// www.invb.ru.
- Берлин С. И., Петров Д. В., Богдашев И. В., Адаменко А. А. Стратегические приоритеты развития предпринимательства в Краснодарском крае // Экономика и предпринимательство. − 2014. − № 11–4 (52–4). − С. 182–187.