Создание специализированной зоны ранней профориентации обучающихся начальных классов и детей с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коноваленко, Е. А. Создание специализированной зоны ранней профориентации обучающихся начальных классов и детей с расстройством аутистического спектра / Е. А. Коноваленко, В. В. Лаптева, В. Ю. Сафонова, С. А. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98160/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается процесс создания специализированной зоны профориентации младших школьников и детей с расстройством аутистического спектра. Определены основные блоки проекта, описаны пути взаимодействия между нормотипичными детьми и детьми с РАС в процессе работы по профориентации.

Ключевые слова: Федеральный национальный проект «Образование», ранняя профориентации, нормотипичные дети, дети с расстройством аутистического спектра, специализированная зона ранней профориентации.

В Федеральном национальном проекте «Образование» [2], уделяется много внимания профориентации в школе. Это связано с тем, что учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, а так же о том, что необходимо учесть при выборе профессии. Проблема заключается в том, что в ритме школьной жизни выпускника практически не остается времени для погружения в мир профессий [3]. Это натолкнуло нас на мысль создания проекта по ранней профориентации. Чтобы дать обучающимся возможность более детально подойти к вопросу выбора будущей профессии. Именно поэтому ранняя профориентация является актуальным направлением работы образовательных учреждений, так как, именно в начальной школе, у ребёнка закладываются основы развития личностных качеств. Ученики начальной школы через 7–10 лет на пороге взрослой жизни будут выбирать профессию, строить дальнейшую жизнь, поэтому в период ознакомления обучающихся с миром профессий, необходимо осуществлять подготовку детей к этому нелегкому выбору. Педагоги, а также родители не только ответственны перед детьми за правильное решение этого вопроса, но и обязаны оказать им помощь — нацелить на правильный путь в жизни, ведь от правильного выбора профессии зависит успешность личности в социуме.

В связи с этим, в МБОУ СОШ № 37 нами разработан проект «Создание специализированной зоны ранней профориентации обучающихся начальных классов и детей с расстройством аутистического спектра». В нашей школе наряду с нормотипичными детьми обучаются дети с расстройством аутистического спектра, поэтому не случайно в проект была включена данная категория обучающихся. Многие считают, что люди с проблемами аутизма не могут получить работу. Это далеко не так, просто у них слабо развитые социальные и коммуникативные навыки. А благодаря нашему проекту, их можно развить, кроме того, в процессе реализации все категории обучающихся тесно взаимодействуют друг с другом: во время ролевых дидактических игр, находясь в специализированной рекреационной зоне, дети имитируют профессиональные навыки той или иной профессии.

В рамках организации проекта создана специализированная зона активизации профессиональных интересов под названием «Мир профессий».

В работе над проектом были выделены основные блоки:

1) Организационный блок, то есть непосредственно разработка специализированной зоны.

2) Информационно-методический блок — разработка плана мероприятий, методических рекомендаций, проведение семинаров для педагогических работников.

3) Диагностико-аналитический блок — проведение диагностик и анкетирования детей, родителей и педагогических работников на начало реализации проекта и на окончание.

4) Проведение мероприятий среди обучающихся младших классов и детей с РАС, направленных на формирование профессионального самоопределения — организация проведения круглых столов, бесед, экскурсий, мастер-классов.

5) Информационно-аналитическое сопровождение — размещение на школьном сайте информации, содействующей профессиональному выбору и взаимодействие со СМИ по освещению мероприятий проекта (этот блок работы в настоящее время находится в разработке).

Работая над проектом, необходимо было выяснить, будет ли целесообразным и эффективным создание зоны ранней профориентации для учеников начальной школы, с этой целью была проведена диагностика знаний обучающихся начальной школы и детей с расстройством аутистического спектра, направленная на выявление информированности детей о существующих профессиях. Анализируя результаты диагностики, мы пришли к выводу, что мир профессий в представлении обучающихся ограничен — это блогер, военный, полицейский, парикмахер, врач, учитель, продавец, то есть обучающиеся называют лишь распространенные профессии, те о которых чаще всего говорят, либо те, которые чаще всего встречаются в обыденной жизни.

Таким образом, целью проекта стало: создание специализированной зоны ранней профориентации обучающихся, способствующей формированию у младших школьников и детей с РАС профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Так появилась рекреационная зона, в которой для каждого обучающегося, вне зависимости от категории детей, были созданы условия для формирования углублённых представлений о разных профессиях. Играя в ролевые дидактические игры, каждый обучающийся получил возможность проявить себя в разнообразных ипостасях, используя предметы, необходимые для формирования профессионального навыка, лексику, присущую представителям той или иной профессии. Вовлекая обучающихся в процесс познания, учитель стирает грань между престижем профессии, материальными выгодами. В процессе игры для обучающихся создаются ситуации, которые позволяют показать полезность и социальную значимость каждой профессии. Конечно, для нормотипичных детей участие в таких мероприятиях не в новинку, ведь большинство из них посещали дошкольные общеобразовательные учреждения, в которых зоны по профориентации — это обязательный атрибут игровой комнаты и часть свободного времени дошкольники с удовольствием проводят, например, в игре в «Магазин», но в рамках школы для большинства младшеклассников– это было настоящее открытие, когда они не только увидели атрибуты различных профессий, но и смогли поиграть с этими предметами, выполнить какую-то дидактическую роль, а, кроме того, обсудить со своими педагогами «ошибки», смоделировать проблемную ситуацию.

Совсем другое, дети с расстройством аутистического спектра, таких детей непросто сразу вовлечь в направленную игровую деятельность, и тут на помощь приходят тьюторы, которые постоянно сопровождают ребёнка, не давая ему «потеряться» в многообразии заданий, адаптируя для него дидактические задачи.

Безусловно, общаясь в инклюзии со сверстниками, дети с РАС понимают, что они также нужны обществу и стараются общаться с одноклассниками, а также с обучающимися других классов начальной школы. Применяя навыки, полученные на дополнительных занятиях по шитью, дети с РАС показывают пример усердия и трудолюбия при изготовлении своих изделий Используя в профориентационной работе эти изделия и процесс их изготовления, вместе с учителем и тьютором, дети рассказывают о профессии швеи, рассматривают швейные машинки и процесс работы, тем самым заинтересовывая остальных младшеклассников.

Таким образом, благодаря созданию специализированной рекреационной зоны по ранней профориентации для детей начальной школы, в том числе и детей с РАС, мы не только решаем вопросы о выборе профессии, но и учим детей взаимодействовать друг с другом.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (consultant.ru)

  1. Федеральный Национальный проект «Образование»// Минпросвещения России (edu.gov.ru)

3. Першина П. В. Проект по ранней профориентации школьников // https://infourok.ru/proekt-po-ranney-proforientacii-shkolnikov-3846851

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, начальная школа, ранняя профориентация, мир профессий, специализированная зона, обучающийся, профессиональное самоопределение, ранняя профориентация обучающихся, специализированная рекреационная зона, Федеральный национальный проект.


Ключевые слова

дети с расстройством аутистического спектра, Федеральный национальный проект «Образование», ранняя профориентации, нормотипичные дети, специализированная зона ранней профориентации

Похожие статьи

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Территориальная модель организации сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС: путь от ресурсного класса к ресурсному центру

В статье автор демонстрирует опыт сопровождения ресурсного класса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, ключи к успеху данной работы, а также принципы осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС, которые...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

Похожие статьи

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье о...

Территориальная модель организации сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС: путь от ресурсного класса к ресурсному центру

В статье автор демонстрирует опыт сопровождения ресурсного класса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, ключи к успеху данной работы, а также принципы осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС, которые...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

Задать вопрос